BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Что значат бурятские имена
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 28.09.07, 01:25 +0000     Ответить с цитатой

songool писал(а):
сюда же наверное должно относиться имя Ямааранза. Это я так помню имя Эрлик хана.
а еще скорпиона моя бабушка халхаска называла Дигваранза. что это означало бы?


По-тибетски скорпион - sdig pa rwa can. Звучит дигба рачжан. Значение - Имеющий греховный (вредоносный) рог.
_________________
зкщ ищтщ згидшсщ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 06.10.07, 17:38 +0000     Ответить с цитатой

Дашидондок писал(а):
songool писал(а):
насчет Раджа-Ранза Махараджа-Махаранза, читал вот такую вещь то ли у Ринчена то ли у кого но лингвиста, что н в Махаранзе это а. просто монголы хотели передать долгие согласные Рааджа писав два аа. но потом это подзабылось и люди стали читать а как н.


Цэбээн так же думает. Я и готов был бы согласиться, но все равно есть вопросы.
Если в случае с Дхармараджа или Дакини это может быть справедливо, поскольку там обсуждаемые места действительно имеют долгую -а-, то в случае с Хаягрива или Нагарджуна не совсем так. В Хаягрива долгий -и- при коротком первом -а-. В Нагарджуна оба -а- долгих, но недоразумение с -н- только во втором случае. В Биндурья вообще используется двойное -ее- (на письме по-тибетски bee d'u rya, на монгольском, соответственно, beeduriy-a), но здесь вполне могло возникнуть недоразумение и beeduriy-a стало binduriy-a. Но все равно правило работает не везде, что культивирует сомнения.


Появление -н- перед г может ли вообще происходить в монгольских/алтайских языках? Выпадать-то может (монгол > могол), а вот появляться
как в дакини > даНгина?

Я знаю один странный пример:
шошоолог и шошоолонг
Как понимать появление (или выпадение?) н- перед -г?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 07.10.07, 22:19 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
Появление -н- перед г может ли вообще происходить в монгольских/алтайских языках? Выпадать-то может (монгол > могол), а вот появляться
как в дакини > даНгина?

Я знаю один странный пример:
шошоолог и шошоолонг
Как понимать появление (или выпадение?) н- перед -г?

Здесь на ваших примерах буква "н" не "энь" а другая буква ""н" с хвостиком, т.е. "ң" что ближе как раз к букву "г".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 08.10.07, 22:26 +0000     Ответить с цитатой

enhd писал(а):
Unkas писал(а):
Появление -н- перед г может ли вообще происходить в монгольских/алтайских языках? Выпадать-то может (монгол > могол), а вот появляться
как в дакини > даНгина?

Я знаю один странный пример:
шошоолог и шошоолонг
Как понимать появление (или выпадение?) н- перед -г?

Здесь на ваших примерах буква "н" не "энь" а другая буква ""н" с хвостиком, т.е. "ң" что ближе как раз к букву "г".

я понимаю, что это ng. Но суть-то интереса не меняется: как термин шошоолог превращается в шошоолоНГ или дакини в даНГина?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
4_A
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Apr 20, 2004
Сообщения: 1258
СообщениеДобавлено: 23.10.07, 10:50 +0000     Ответить с цитатой

http://erketen.ucoz.ru/ читать всем!
_________________
для просмотра моей подписи у вас должно быть 1 000 000 сообщений
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Tsebeen
Мудур кэку


Зарегистрирован: Dec 9, 2003
Сообщения: 3030
Откуда: Yдэ голой урда бэе
СообщениеДобавлено: 23.10.07, 11:40 +0000     Ответить с цитатой

Зоригтой бэрхэ хvн байна. Обог нэрээ бусаажа шадаhан нэгэнээ дэмжэжэ hонин мэдээ болгожо бусадта hонордуулhаниинь hайшаалтай.
_________________
Отшеньдобрый hидальго Дон Цэбээн Кижингинский и Доодо-Кодунский, Улаан-Yдэнский и Улаанбаатарский и прочая, прочая... едет к сеньоре Наталее Добоской и Машзаводской
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 25.10.07, 11:03 +0000     Ответить с цитатой

4_A писал(а):
http://erketen.ucoz.ru/ читать всем!

Ну и правильно, наверное.
Названия родов в качестве фамилий встречаются, насколько я знаю, у многих тувинцев, у ненцев, у нанайцев. Мы-то чем хуже?


Последний раз редактировалось: Dobro (27.11.07, 17:42 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 27.11.07, 17:34 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
Мифологический образ Раху, например, в западнобурятской традиции кажется известен как Алха. Не странен ли на первый взгляд переход Р > Л?

А не может быть влияние китайского варианта - Лохо/Лоху?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 03.12.07, 03:10 +0000     Ответить с цитатой

Алха стоит в одном ряду с другими древними заимствованиями западных бурят буддийских мифологических образов: Хэрдэг-шубуун (Гаруда), Сумбэр (Сумеру).
_________________
зкщ ищтщ згидшсщ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 05.12.07, 06:03 +0000     Ответить с цитатой

Так может или нет?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Tsebeen
Мудур кэку


Зарегистрирован: Dec 9, 2003
Сообщения: 3030
Откуда: Yдэ голой урда бэе
СообщениеДобавлено: 05.12.07, 13:18 +0000     Ответить с цитатой

Dobro писал(а):
Так может или нет?


чем объяснить тогда метатезу звуков в начале слова? подобная метатеза наблюдается в том случае, если слово начинается на р- (строго говоря это конечно не метатеза): рашаан — аршаан.
но для л- это правило не действует: long — луу, лимбэ, луус, лууван и т.п.

Поэтому вряд ли.

А кстати где можно почитать о лоху/лохо. Есть какие нить ссылки?
_________________
Отшеньдобрый hидальго Дон Цэбээн Кижингинский и Доодо-Кодунский, Улаан-Yдэнский и Улаанбаатарский и прочая, прочая... едет к сеньоре Наталее Добоской и Машзаводской
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 05.12.07, 14:14 +0000     Ответить с цитатой

Tsebeen писал(а):
но для л- это правило не действует: long — луу, лимбэ, луус, лууван и т.п.

Так а как тогда олоошхо и ольтёобхо? Или тут уже какие-то другие законы в действие вступают?

Tsebeen писал(а):
А кстати где можно почитать о лоху/лохо. Есть какие нить ссылки?

Ссылок не приведу. В иероглифическом написании это 羅睺, 羅護, 羅虎.
Это же просто транскрипция Раху.
Насколько я знаю, в монгольском некоторые заимствования из санскрита "прошли" через китайский и уйгурский, вот я и подумал, собственно, что оттуда это "л".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 05.12.07, 21:19 +0000     Ответить с цитатой

Dobro писал(а):
Так может или нет?


Может быть. Все может быть. Имя одного из учеников Будды Шакьямуни - Маудгальяяны мы восприняли в китайском произношении. Я имею в виду Молон-тойн (от кит. Му лянь).
_________________
зкщ ищтщ згидшсщ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Tsebeen
Мудур кэку


Зарегистрирован: Dec 9, 2003
Сообщения: 3030
Откуда: Yдэ голой урда бэе
СообщениеДобавлено: 05.12.07, 23:06 +0000     Ответить с цитатой

Dobro писал(а):
Tsebeen писал(а):
но для л- это правило не действует: long — луу, лимбэ, луус, лууван и т.п.

Так а как тогда олоошхо и ольтёобхо? Или тут уже какие-то другие законы в действие вступают?


возможно, т.к. ваши примеры более поздние заимствования.
Как объяснить гласную а-? Если слово прозошло от luohu?

Dobro писал(а):
Tsebeen писал(а):
А кстати где можно почитать о лоху/лохо. Есть какие нить ссылки?

Ссылок не приведу. В иероглифическом написании это 羅睺, 羅護, 羅虎.
Это же просто транскрипция Раху.
Насколько я знаю, в монгольском некоторые заимствования из санскрита "прошли" через китайский и уйгурский, вот я и подумал, собственно, что оттуда это "л".

спасибо за ханьские буквы.
действительно возможно уйгурский
_________________
Отшеньдобрый hидальго Дон Цэбээн Кижингинский и Доодо-Кодунский, Улаан-Yдэнский и Улаанбаатарский и прочая, прочая... едет к сеньоре Наталее Добоской и Машзаводской
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 06.12.07, 03:20 +0000     Ответить с цитатой

Дашидондок писал(а):
Dobro писал(а):
Так может или нет?


Может быть. Все может быть. Имя одного из учеников Будды Шакьямуни - Маудгальяяны мы восприняли в китайском произношении. Я имею в виду Молон-тойн (от кит. Му лянь).


Кстати, Молон, кажется, тоже прошло по пути через уйгурскую правку.
_________________
зкщ ищтщ згидшсщ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21  След.
Страница 14 из 21

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Заказать книгу 5 лет одиночества Надежды Цой




Рейтинг@Mail.ru