| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
Доржбатуу ахамад
Зарегистрирован: Nov 23, 2004 Сообщения: 620 Откуда: Америкийн Нэгдсэн Улс |
Добавлено: 11.08.10, 18:57 +0000 Жигжиту БАТУЕВУ - 95 лет |
|
|
Жигжит Батуев
Когда все остается людям…
12 августа исполняется 95 лет со дня рождения замечательного бурятского композитора Жигжита Абидуевича Батуева. Юбилеи такого «возраста» обычно дают старт официальным мероприятиям грядущего 100-летия, создают некую запросную среду, в которой имя юбиляра все время «на слуху», а его произведения обретают вторую жизнь.
Пять лет назад 90-летие Ж.А. Батуева состоялось только благодаря настойчивости его потомков. В Министерстве культуры даже не планировали как-либо отмечать юбилей композитора – просто-напросто забыли, а дама, бывшая тогда в должности начальницы отдела искусств, и вовсе не знала, кто такой этот Батуев.
Справедливости ради отметим, что о Жигжите Батуеве написано достаточно. Его имя и творческое наследие упомянуто и обеспечено ссылками, все, как и полагается в отношении классика национальной музыкальной культуры. Но обращает на себя внимание тот факт, что все написанное принадлежит прошлому веку, что монографические очерки – очень небольшие – созданы при его жизни. А потом на протяжении почти 15 лет либо вежливо-равнодушное комментирование отдельных жанров и произведений, либо просто молчание, изредка вспугиваемое настырными родственниками. Поэтому надо признать, что сегодня имя Жигжита Батуева, по сути, забыто. Его произведения не звучат в Бурятии, не получают современного переосмысления, его творческое наследие не подверглось исследованиям, свободным от идеологических нормативов. И никому неинтересно увидеть за строками его стандартизированной советской биографии судьбу человека. И опять же справедливость требует признать, что такова участь всех, кого мы называем основателями бурятской искусства и гордостью бурятской культуры.
Жигжит Батуев принадлежит тому поколению, которое, вопреки всем историческим переломам и жертвам, выпавшим на его долю, сумело сохранить – нет, не песни, это слишком банально! – но живую и очень хрупкую (вследствие своей устности) интонационную культуру собственного народа. Причем, сохранить не «записью», будь то нотные знаки или магнитные ленты, не прямым цитированием или аранжировками популярных народных мелодий, как это делается сегодня, но переводом своего собственного опыта присутствия в родной культуре на язык другого культурного сообщества. Так Борис Пастернак делал свои поразительные переводы шекспировских текстов, так Марина Цветаева естественно выражала свои поэтические мысли и по-русски, и по-немецки.
У бурятских композиторов первой «плеяды» – Дандара Аюшеева, Бау-Доржо Ямпилова и Жигжита Батуева – способность жить в «многоголосной», или, как сейчас говорят, поликультурной звуковой среде была намного более естественной, подлинной и интенсивной, чем у многих современных представителей композиторского сообщества. Чтобы в этом убедиться, достаточно послушать сохранившиеся записи их музыкальных произведений или пролистать архивные подшивки, документально подтверждающие успех деятелей бурятской культуры на знаменитых декадах в Москве. Но даром «переводчика» в полной мере был отмечен именно Жигжит Батуев.
Творческое наследие Жигжита Абидуевича сегодня оставлено без стержневой и все в себя вбирающей характеристики, в состоянии «неравновесного» описания, без надлежащего обобщения; более того – оно совершенно безжалостно пропущено сквозь сито «статистико-биографических» наблюдений, в свою очередь пропущенных сквозь сито советской идеологии. Батуев-музыкант прекрасно слышал то время, в котором он жил, Батуев-композитор не был просто иллюстратором, он, безусловно, «говорил» на музыкальном языке своего времени. Жаль, что за общепринятым стилем музыкальной «речи» мы не пытаемся услышать монолог человека и композитора Батуева, его духовную и художническую биографию, куда более интересную и загадочную, чем последовательность жизненных дат.
Впрочем, загадок хватает и в биографии, по сути их две – официальная и личная, и они выглядят жизнеописанием разных людей. В первой правильно выстроены вехи – крестьянский сын, подпасок, ученик школы крестьянской молодежи, активный участник школьной художественной самодеятельности, выпускник музыкально-театрального техникума г. Улан-Удэ по классу трубы (1937). Студент Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского по классу композиции Б.Д. Гибалина (1937-1939), участник первой (1940) и второй (1959) декад бурятской культуры в г. Москве, народный артист Бурятской АССР (1957), заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), Якутской АССР (1963), лауреат Госпремии Бурятской АССР (1973), народный артист РСФСР (1985). Дирижер и худрук Бурятского ансамбля песни и пляски (1939-1945), дирижер Бурятского театра оперы и балета (1945-1947), директор музыкальной школы в г. Улан-Удэ (1947-1959), худрук Бурятской филармонии (1959-1962), ответственный секретарь Союза композиторов Бурятской АССР (1960-1968). Думается, что ни у одного парткома не возникло бы вопросов к товарищу Батуеву. Между тем жгуче интересно, как все-таки крестьянский мальчик из подпасков попал в музыканты? Почему выбрал не хур, фортепиано, скрипку, а трубу? Почему «определился» в композиторы? Ответы надо искать во второй, не протокольной, а в интригующей авторской биографии Батуева.
Оказывается, он успел побыть не только пастушком, но и хувараком Чесанского дацана, куда его вместе со старшим братом Бабудоржи отдала мать. Именно там, в дацане, его музыкальность и выразилась в неких организующих началах – от мальчика доставалось ламам и хуваракам за нестройное музыкально-звуковое сопровождение буддийских служб… Именно ламы дацана настояли на том, что предназначение мальчика – получить светское музыкальное образование. Мальчик не желал уходить, не понимал, что, «изгоняя» в мир, его тем самым спасают. Осознал, только когда в 1927 году канул в безвестие оставшийся в дацане старший брат…
На композиторскую стезю молодой человек вышел движимый желанием сохранить с помощью профессиональной записи музыкальный фольклор. Например, вариантов одной только народной песни о мистической прародине бурят «Наян наваа» Батуев еще в юности знал множество. Потом появилось желание обрабатывать записи…
В этой неофициальной биографии композитора много фактов, повествующих о незаурядном человеке Батуеве — руководителе, который в одну из военных зим вывел свою концертную бригаду, разъезжавшую по агинским деревням и настигнутую в степи ночью, к жилью, ориентируясь по звездам. Батуеве-муже, который никогда не состоял в официальном браке со своей женой Елизаветой Тимофеевной, что не помешало им вырастить пятерых детей – рекорд в семьях творческих людей! Батуеве-друге, взявшем на себя обязанность закончить произведение трагически погибшего Дандара Аюшеева. Батуеве-деятеле, который «родил» идею создания ансамбля песни и танца («Байкал»), а позднее поставил перед правительством Бурятии вопрос о необходимости создания системы детских музыкальных школ по всей республике. Батуеве-композиторе, у которого никогда не было собственного рабочего кабинета, все свои произведения он писал под гомон детей, а потом внуков, в гостиной своей квартиры, за обычным столом. На даче он писал, положив нотную бумагу на придуманную и сделанную им самим подставку, идеально ровную, идеально отполированную – Жигжит Абидуевич был великолепным плотником. Батуеве-коллеге, на 50-летний юбилей которого в Улан-Удэ приезжали Тихон Хренников, Дмитрий Шостакович, Александра Пахмутова.
И еще много-много подобных моментов жизни, прожитой трудно, но достойно…
Интересно, что обе, параллельно существующие биографии Ж.А. Батуева, иногда совершенно исключающие друг друга, иногда ненароком пересекающиеся, всей логикой своего противопоставления-соотношения удивительным образом воспроизводят специфику музыкальной формы, именуемой сонатной и применяемой для создания крупных симфонических полотен.
Симфонизм был присущ художественному сознанию композитора. Создавая музыку для оркестра бурятских музыкальных инструментов, Батуев думал как прирожденный симфонист, очень тонко чувствующий специфику театрального искусства. Симфонизм пронизал саму его жизнь.
Странно и обидно, что потомки не понимают и мало чувствуют творчество Батуева – ни один из его бурятских балетов не имеет сейчас сценической жизни, несмотря на танцевальность, пластичность, лиризм, даже романтизм музыки. Оркестр национальных инструментов, которым он руководил и для которого много писал, носит не его имя, ансамбль, а ныне театр песни и танца, который Батуев создавал, безучастен к памяти композитора… Лишь несколько тактов его музыки можно услышать по радио…
Туяна Николаева, Юлия Соболева
взято отсюда: http://www.newbur.ru/columns/documents/1414
Ехэ hайн даа, Туяна-абгай!... |
|
Вернуться к началу |
|
Доржбатуу ахамад
Зарегистрирован: Nov 23, 2004 Сообщения: 620 Откуда: Америкийн Нэгдсэн Улс |
Добавлено: 12.08.10, 05:06 +0000 |
|
|
Жигжит БАТУЕВ - автор музыки к позывным БГТРК.Но для тех, кому недостаточно только позывных, для знакомства с бурят-монгольской национальной музыкой - у меня есть большой МР-3 архив произведений композитора, включая раритетные записи Бурят-Монгольского оркестра народных инструментов, и выпусков радиопередач "Степные Огни" (БГТРК) на бурят-монгольском и русском языках. Если админы не будут против, выложу все на СБН. Того, кто интересуется бурят-монгольской классикой, обращайтесь! |
|
Вернуться к началу |
|
|
|