| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
bairka эрдэмтэн
Зарегистрирован: Nov 04, 2005 Сообщения: 1440 Откуда: ... |
Добавлено: 03.06.06, 12:02 +0000 Сартуулы, исторческие корни |
|
|
Почему так мало о сартулах? Хотелось бы узнать больше о своих корнях! |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 03.06.06, 14:30 +0000 |
|
|
баирка мэндэ.
счас поставлю одну работу. кстати сартулки.
в монголии сартулы живут в Завхан аймаке компактно. первые две президента монголии были выходцами сартульского рода Халха. у нас здесь таких крутых много.
а в бурятии кто самый крутой сартул/ка? |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 03.06.06, 14:37 +0000 |
|
|
Из истории расселения сартулов в Джидинской долине.
Корпушкеева Оюна, 10кл.,Алцакская с.ш. Джидинского района
История каждого народа, большого и малого, представляет собой уникальную общечеловеческую ценность, которая достойна бережного хранения, глубокого изучения и осмысления.
В последние годы историки пытаются проследить историю одной из составляющих бурятского народа – селенгинских бурят. Их родо-племенные отношения начали складываться во второй половине 17 века из представителей монгольских и бурятских родов.
В исторической литературе мы находим много материалов о 4-х основных племенах, составивших основу бурятского народа –
булагатах, хоринцах, эхиритах, хонгодорах. Эти четыре названия – племенные, а «селенгинцы» – наименование не этническое,а географическое, территориальное, объединяющее племена, роды, группы бурят разного происхождения. Под селенгинскими бурятами подразумевается часть бурятского народа, проживающая в течении последних трех столетий по левому берегу р. Селенги, выше города Улан-Удэ, по рекам Чикой, Темник, Джида.
Во второй половине 17 века, большие группы монгольских племен, бывшие подданные Сайн-хана, Сэцэн-хана, Тушету-хана во времена феодальной раздробленности, перешли на север и закрепились на этой территории. Селенгинские буряты состоят из выходцев 8 западных ( найман баруун) родов Монголии и 6 восточных (зуун зургаан) родов Добайкалья. К 8 западным родам относятся сартулы, которые в 1630 году самыми первыми перебрались сюда, убегая от маньчжурских притеснений. О переселении сартулов есть много легенд. Вот одна из них : к побегу готовились долго и тайно. Наконец, в одну из ночей двинулись в путь, оседлав коней задом наперед. Таким образом, они обманули астрологов, которые смотрели в свои зеркала ( « толи»), и видели , что беглецы возвращаются назад, а не уходят вперед. Поэтому за ними сразу и не была отправлена погоня. Первые сартулы расселились по побережью реки Джиды и ее притокам. В родословных записях наших односельчан повествуется о том, что предки прибыли сюда из окрестностей Лунной горы ( Сарата уула) и свое племенное название « сартул» они связывают с названием этой горы.
В научной литературе часто встречаются противоречивые высказывания о происхождении сартулов. Впервые в исторической хронике термин « сарт», « сартагул», « сартогол» встречается в послемонгольский период у Рашид-ад-Дина, П.Карпини, на известном « Чингисовом камне», у средневекового поэта и историка А.Навои.
Во второй половине 19 века был высказан ряд противоречивых мнений по поводу происхождения слова «сарт». Одни ученые считали сартов народом арийского происхождения (индоевропейского) с примесью монгольской расы, т.е. потомками переселенцев из Персии, вывезенных на территорию Средней Азии и Монголии в эпоху войн Чингис-хана. Это были в основном искусные ремесленники, ученые, строители. Другие полагали, что сарты - часть автохтонного населения Средней Азии, третьи, в частности, Г. Потанин, называли сартов «динлинами», ушедшими в Центральную Азию. Некоторые ученые понимали под словом « сарт» исключительно тюркизированную часть местного оседлого населения Ферганы и под «сартским» языком подразумевали преимущественно тюркский. Грум-_Гржимайло писал ,что « под
именем сартагол, сартагул, сартол у монголов эпохи Чингис-хана подразумевались жители обоих Туркестанов» и что « пленные, уведенные в Монголию, вероятно, и образовали там эту народность, получившую данные названия». Эту версию подтверждает предание о том, что некогда сартулы жили около Бухары (там и сейчас есть местность под названием Сартул ). Эту же версию поддерживал и наш великий земляк, первый бурятский ученый Доржи Банзаров.
Дальнейшая судьба взятых в плен сартулов связана с Монголией и Россией. Часть сартулов в 17 веке бежала в Забайкальскую область, где и поселилась, часть осталась жить в долине Дзабахан ( Монголия). В Забайкалье, по архивным документам, они числились то монголами, то бурятами, то тунгусами. По всему видно, что, сартулы, живущие в разных районах Забайкалья, составляли некогда единую этническую монголоязычную группу. На такое единство указывают работы исследователей, обнаруживших у сартулов один из сохранившихся древних среднеазиатских мусульманских обычаев – не употреблять в пищу кровь. Этот обычай до последнего времени сохранился только у сартулов и отличал их от всех других монгольских племен. У нас в деревне живут представители рода «Зээрдэ азарган» ( соловый жеребец), пожилые мужчины этого рода не употребляют в пищу кровь и у них есть своя легенда о происхождении рода :
Легенда о происхождении рода Солового жеребца племени
сартуулов.
Светлый хан Самаргаан во время войны Галдан Бошогто, возвращаясь на родину, остановился в гостях у богача Доржо, отца Дошонхо, и собираясь поесть кровяную колбасу (шуhа), упустил своего солового жеребца. Долго он искал и гонялся за ним , и наконец поймал своего солового коня в местности Бурада, где тот застыл, как вкопанный.
Когда Доржо поймал своего жеребца, говорят , он молвил так: « Из поколения в поколение запрещаю сыновьям своего рода есть кровяную колбасу, а есть ее могут только женщины». И вправду, до недавних пор мужчины этого рода не ели кровяную колбасу, когда забивали скот и никому не давали.
В 1633 году группа представителей этого рода явилась к иркутскому губернатору с просьбой о том, чтобы русский царь («сагаан хаан») взял их ( сартулов) под свою защиту. В ответ им сказали – сами найдите земли и обживите их. Через устье Убэр Зоохэй Атаган переплыл реку Селенгу на западную сторону Боргоя и обосновался на берегу озера. Род сартулов , табангутов остался в степи Ичетуя. Из этой группы один из 3-х сыновей в поисках родного уголка дошел до местности Хамни Шабарта, где и обосновался. Позже он говорил, что отыскал именно тот уголок с красивой природой и горной местностью.
Этот сартул Бужаган из рода Солового жеребца обосновал здесь своих 7-х сыновей. Трое сыновей остановились в Алцаке, в местностях Очир, Дабаан, Хунды, Эрлэн-Дабаан, а остальные четверо сыновей, согласно легенде, остались в Бургултае, Гэгэтуе, Ичетуе и Верхнем Торее.
( записано со слов Базарова Б.Б., февраль 1990 г.)
Мы, алцакцы, гордимся тем, что у нас в деревне жил человек, который бережно хранил историю своих предков. Это Буянтуев Олзо Ринчинович. В годы забвения, когда все национальное, старинное не хранилось, не изучалось, он по крупицам собирал историю своего села. По натуре и складу ума, Олзо Ринчинович был настоящим исследователем, ученым, философом. Свидетельство этому – его по-настоящему научный труд « Родословная жителей села Алцак, история их жизни с древнейших времен».Для написания своего труда, он использовал различные документы , хроники ( домог), легенды, рассказанные старожилами, исторические документы на монгольском, тибетском языках. Главным образом, он скрупулезно прослеживал историю каждой семьи, выяснял , к какому роду они относятся. В результате выявились 9 родов, проживающих в Алцаке. Олзо Ринчинович обнаружил, что предки 8 родов из 9 ( кроме рода «алагуй» - выходцев из Добайкалья) являются выходцами из Монголии.
Благодаря работе Буянтуева О.Р. мы не стали Иванами, не помнящими родства, сейчас каждая семья в Алцаке знает свою родословную, свои корни. Опираясь на труд Олзо Ринчиновича, мы продолжаем изучать родословные других семей, приехавших на жительство к нам. Сегодня у нас проживают представители 24 разных родов, выходцев из Монголии и Добайкалья.
В окрестностях Алцака проходит часть Игумновского тракта. В 1834 г. известный кяхтинский купец Н.М. Игумнов подал царскому правительству прошение на прокладку через Хамар-Дабан
частной дороги и принял первоначальные расходы на свой счет.
В 1871 году правительство узаконило право кяхтинских купцов на владение новой дорогой от Кяхты до Байкала. Несмотря на тяжелые географические условия, из-за чего на сооружение тракта было потрачено много средств, «игумновская дорога» была все же построена. По ней ездили многие десятки лет, пока не была построена новая дорога. По этой дороге представители монгольских родов, наши земляки провожали Доржи Банзарова ( первый бурятский ученый) в Иркутск, встречали в 1891 г. на станции Мысовая наследника российского престола Великого князя Николая. До сих пор сохранились остатки бревенчатых настилов игумновского тракта в болотистых местах Ара Алцака и Темника.
С 18 века часть джидинских бурят была занята на охране государственной границы и поэтому была причислена к казачьему сословию. Благодаря усилиям русского дипломата Саввы Рагузинского в 1727 году был заключен Буринский договор, установивший границу между Россией и Монголией. Первоначально казаки- буряты несли службу без огнестрельного оружия, имея лишь
луки и стрелы. Только при генерал-губернаторе Муравьеве –Амурском, буряты-казаки были приравнены в штатах и вооружении к русскому казачеству. Начало официального бурятского казачества относится к 1764 году. Сенат учредил 4 бурятских конных казачьих полка: Ашабагатский, Цонгольский, Атагановский и Сартульский.
Главным атаманом Бурятского казачьего войска был назначен зайсан Ашабагатского рода Цырен Бадалуев, который на этом посту находился 38 лет. В ашабагатском полку начинал свою службу дед Доржи Банзарова – Боргон. Его сын Банзар, отец Доржи, служил пятидесятником шестой сотни Ашабагатского полка.
Казаки нашего полка несли караульную службу в Харацае. Служба была очень трудной и обременительной для семьи. Семья должна была полностью снарядить сына для службы : полное воинское обмундирование на 4 года службы, хороший конь со снаряжением ,шпага. Для этого надо было сдать государству 10 рублей - по тем временам это были очень большие деньги. Иногда на службу родственники или односельчане –казаки сообща снаряжали казака.
С 1861 г. провели разделение земель между казаками и оседлым населением, по правому берегу речки Алцак стали жить казаки, а по левому берегу – оседлое. Казаки получали участки земли с 18 лет, а оседлое население – с рождения. Женщинам наделы земель не выделялись. На своих участках земли и казаки, и оседлые строили свои дома, а в летнее время жили на летниках.
Нередко были споры между братьями, родственниками из-за земельных участков, и на многие годы они теряли дружеские отношения.
Среди моих земляков было много образованных людей, они работали в дацанах, в Селенгинской Степной Думе.
Я являюсь представителем рода сартуул хачинууд , его представители прибыли в Алцак из Монголии через Тамчу, некоторые из них, в т.ч. и мой прадедушка несли караульную службу.
очень хорошая работа. ухааты бэрхэ басаган байгаал. |
|
Вернуться к началу |
|
Grigoriev баймга ороошо
Зарегистрирован: Mar 06, 2005 Сообщения: 272 Откуда: Moscow |
Добавлено: 04.06.06, 12:40 +0000 |
|
|
Сонгоол, а о каком Атагане идет речь?
Цитата: | Через устье Убэр Зоохэй Атаган переплыл реку Селенгу на западную сторону Боргоя и обосновался на берегу озера |
Ты можешь ч-н о нем рассказать? Имеет ли он к-л отношение к моим атаганам? _________________ Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
http://predistoria.org |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 04.06.06, 13:16 +0000 |
|
|
честно скажу, я ничего не знаю об этом. но мне кажется здесь просто топоним. может где то возле Убэр Зоохэй, есть село или местность атаган. |
|
Вернуться к началу |
|
Аюр A.V.
Зарегистрирован: Apr 20, 2005 Сообщения: 2399 Откуда: www.buryatia.org |
Добавлено: 04.06.06, 13:20 +0000 |
|
|
songool писал(а): | Из истории расселения сартулов в Джидинской долине.
очень хорошая работа. ухааты бэрхэ басаган байгаал. |
Тон зуб, ехэ ухаатай басаган :) Ещё бы про хонгодоров такое же почитать, пусть я и на меньшую половину хонгодор, но интересно :) _________________ Когда я ем, я глух и нем, хитер и быстр, и дьявольски умен... |
|
Вернуться к началу |
|
gure эрдэмтэн
Зарегистрирован: Jul 18, 2003 Сообщения: 1334
|
Добавлено: 04.06.06, 13:52 +0000 |
|
|
самый большой сартуул на госслужбе - наверное, Александр Лубсанов, председатель хурала
другой сартул - Матвей Рабданыч Чойбонов, дид-хамбо, целитель и поэт. Но он на самом деле цонгол |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 04.06.06, 15:52 +0000 |
|
|
Аюр писал(а): |
Ещё бы про хонгодоров такое же почитать |
Мы с тобой как-то спорили по поводу того, как наши предки сами себя называли и были ли в их названии слово монгол. Я тут цитирую:
Цитата: |
http://mion.isu.ru/pub/buryat/1_3.html
В родословной закаменских бурят, записанной Ц.Б. Цыдендамбаевым, приводится легендарная история о трех братьях - Хори, Шошолоке и Хонгодоре, рожденных Птицей - небесной девой: Отметим, что у бурят легенды о происхождении от Белой птицы встречаются главным образом среди шошолоков, хонгодоров и хоринцев:
Хон шубуун хуриалатай,
Сэн шубуун сэмэлгэтэй,
Хори-монгол галбаритай,
Тэнгэрийн найман хуухэдhээ тараhан
Хоёр отог хонгодор
"Два отока хонгодоров -
потомки восьми небесных дев,
имеющие хори-монгольское происхождение"
[Галданова, 1992, с. 11-12].
|
Впрочем, тут где-то в КИФе была тема про хонгодоров, надо бы ее найти и оживить |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 04.06.06, 16:02 +0000 |
|
|
В Монголии очень много сартулов и среди них немало богатых людей было раньше (Жаргалсайхан - один из первых миллионеров и основатель Капиталистической партии, Золжаргал - "самый богатый студент Монголии" - не уверен уже, что правильно помню их имена, прошло почти 15 лет с тех пор...).
В Якутии тоже есть род сартагыл, т.е. сартагул или сартуул. |
|
Вернуться к началу |
|
Bambaaxai ахамад
Зарегистрирован: Aug 7, 2003 Сообщения: 564 Откуда: Boo Khan |
Добавлено: 05.06.06, 09:32 +0000 |
|
|
есть еще монография на бурятском Т.С. Менжигийн "Сартуул vг изаагууртан" |
|
Вернуться к началу |
|
sharabasagan шэнэхэн
Зарегистрирован: Dec 07, 2005 Сообщения: 10 Откуда: Msc |
Добавлено: 23.06.06, 16:13 +0000 |
|
|
Подскажите, относятся ли к сартуулам нынешние селения: Тохой, Жаргаланта, Харгана |
|
Вернуться к началу |
|
gure эрдэмтэн
Зарегистрирован: Jul 18, 2003 Сообщения: 1334
|
Добавлено: 26.06.06, 01:23 +0000 |
|
|
не относятся.
к сартуулам относятся джижинские Инзагатуй, Бургултай, Гэгэтуй и пр. В селенгинском районе, насколько я знаю, сартуульских мест нет. |
|
Вернуться к началу |
|
Altanceceg муухайхан
Зарегистрирован: Apr 03, 2005 Сообщения: 146 Откуда: NYC |
Добавлено: 28.06.06, 17:24 +0000 |
|
|
хоть я не из этих мест. но видимо мои предки были сартуулами...
неужели и вправду когда то сартуулы были мусульманами :?: |
|
Вернуться к началу |
|
bagi хүндэтэ айлшан
Зарегистрирован: Apr 12, 2007 Сообщения: 1 Откуда: ДСУ4 |
Добавлено: 12.04.07, 15:36 +0000 О происхождении сартуул |
|
|
Я слышал что у входа в Нац. парк Алханай, что в АБАО, есть отрывок из летописи, в котором упоминается о порабощении Сартульских племен войсками Чингисхана, из которого следует, что племена сартулов проживали в Ср. Азии и по вероисповеданию были мусульманами, а также что после походов Монгольских войск были насильно переселены с исконных мест проживания на территории современной Монголии и юга РБ, а еще там якобы сказано, что Чингисхан отдал захваченные племена Сартов в подданство Хонгодорам якобы 300 Сартульских воинов были отданы Хонгодорам в вечное пользование. В данной версии единственная логика, просто Чингисхану для дальнейших завоеваний было необходимо ставить под "ружье" все большее колво населения данная задача решалась с завоеванием Сартулов, которые являлись умелыми ремесленниками, в частности отличными кузнецами, в пользу данной версии имеется ряд доводов:
1) места современного расселения потомков данных племен проходят по смежной границе в частности, в РБ Джидинский, Закаменский и Тункинский районы, в Монголии аймаки Завхан и Хубсугул где проживают в соседстве, в настоящее время, современные потомки выше упомянутых племен;
2) антропо-метрические данные: широкий-круглый разрез глаз, острые носы с горбинкой, вытянутые лица - характерные тюркские черты лица у Сартулов.
Но для меня остается ряд открытых вопросов в связи с данными утверждениями: почему Сартулы не сохранили исконный язык, религию, традиции и т.п., а само фонетическое происхождение названия племени - "Сартул" от монг. Сартай Уул в пер. Лунная гора чисто по транскрипции и произношению созвучно наречию Халха и др. монголояз. племен. |
|
Вернуться к началу |
|
Tsebeen Мудур кэку
Зарегистрирован: Dec 9, 2003 Сообщения: 3030 Откуда: Yдэ голой урда бэе |
Добавлено: 12.04.07, 20:22 +0000 Re: О происхождении сартулов |
|
|
bagi писал(а): | Я слышал что у входа в Нац. парк Алханай, что в АБАО, есть отрывок из летописи, в котором упоминается о порабощении Сартульских племен войсками Чингисхана, из которого следует, что племена сартулов проживали в Ср. Азии и по вероисповеданию были мусульманами, а также что после походов Монгольских войск были насильно переселены с исконных мест проживания на территории современной Монголии и юга РБ, а еще там якобы сказано, что Чингисхан отдал захваченные племена Сартов в подданство Хонгодорам якобы 300 Сартульских воинов были отданы Хонгодорам в вечное пользование. |
Это надпись на стеле Йисунке (больше известной как Чингисов камень) в прочтении Доржи Банзарова и в вашем о-о-очень вольном пересказе. На самом деле прочтение Доржиева содержит неточности. На самом деле там не говорится о 300 воинах, отданных хонгодорам. Был устроен праздник в честь возвращения после похода на Сартулов племянника Чингис хана Йисунке. На этом празднике Йисунке установил рекорд дальности при стрельбе из лука, что и было увековечено небольшой надписью на стеле. _________________ Отшеньдобрый hидальго Дон Цэбээн Кижингинский и Доодо-Кодунский, Улаан-Yдэнский и Улаанбаатарский и прочая, прочая... едет к сеньоре Наталее Добоской и Машзаводской |
|
Вернуться к началу |
|
|
|