BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Бурятский боевой (и охотничий) цеп

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Теgin
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Nov 04, 2005
Сообщения: 4
СообщениеДобавлено: 04.11.05, 17:29 +0000     Бурятский боевой (и охотничий) цеп Ответить с цитатой

Бурятский боевой (и охотничий) цеп

Существовало бурятское оружие под названием мугуй.
Это деревяная ударная часть (иногда с оковкой железом) на ремне, прикрепленному к длинной дерев. рукояти.
Для всадника. Сохранялось до нач. ХХ века. Охотились на волков, догоняя на коне, били цепом в череп. В нек. странах Дальнего Востока применялись как боевое оружие, что наводит на мысль о аналогичном же примении у бурят.
Кто-нибудь может найти мат-лы, ссылки по поводу такого комбинированного оружия у бурят: ударно-гибкого с рукоятью или без. Рисунки и фото было бы здорово.
Этимология термина. У меня есть своя версия (потом приведу).
Есть мнение, что боевые цепы развились от земледельческих сельхозорудий, в таком случае, интересно, а как у нас шло развитие мугуя?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 06.11.05, 15:00 +0000     Ответить с цитатой

У западных бурят это оружие чаще называется гулда.
Впрочем, у южных монголов под теми же терминами могут фигурировать и другие разновидности ударного оружия, в частности - изогнутые дубинки, в т.ч. специфические - метательные. Вообще, классификация оружия и терминов в монгольской традиции еще не проведена. РАзные этн. группы одним термином могут называть разные предметы, отсюда идет разнобой в этнографических и оружиеведческих трудах. Я и сам-то затрудняюсь говорить определенно.

Меня вообще давно интересовали гуситские войны в Чехии, в частности традиции таборитов: они откуда-то знали и активно использовали монгольские построения куренем (табор - отсюда и жижковские табориты) в виде стены из повозок, а также основным оружием по легенде у них были именно окованные железом цепы. Считается, что табориты с помощью куреней и цепов не только отбивали натиски рыцарской кавалерии, но и переходили в контратаки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гыук
*


Зарегистрирован: Jul 5, 2003
Сообщения: 4694
СообщениеДобавлено: 07.11.05, 01:27 +0000     Ответить с цитатой

Колонисты Дикого Запада США тоже знали куренное построение.
А насчет гуситов...судя по слову табор, возможно это пришло от цыган, либо осталось в наследство от аваров, насколько я помню, Аварский каганат в свое время занимал пол-Европы, и вполне мог оставить после себя уйму кочевых традиций.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 15.06.06, 00:55 +0000     Ответить с цитатой

Один из предшественников боевого цепа может быть был кнут с утяжелителем на конце ударной части?

http://shop.bumbinorn.ru/product_info.php/products_id/109?osCsid=ea4117fa27e000976d48b224f554127d

Образец калмыцкого такого кнута малиа

Цитата:

Маля для калмыка - больше чем кнут, инструмент пастуха-кочевника. Она помогала ему пасти скот, отбиваться от волков, наносить тяжелые раны своему врагу.
Длина рукоятки из сосны или бука равна обычно 35 сантиметрам, кнутовище же может быть разной длины. Минимальная около 40 сантиметров. Кнутовище и оплетка мали выполнялась из бычьей кожи. Часто в конец кнутовища вшивался кусок свинца и тогда маля представляла собой самое настоящее холодное оружие. Одним ударом всадник раскраивал голову волку.
Ремешок на рукоятке мали служил для более плотного контакта с рукой и не позволял всаднику ее случайно выронить. Ремешок одевался на руку по особому: не вокруг кисти, как подумали бы многие, а особым захватом пальца. Если ремешок будет охватывать кисть, то противник может поймать рукой кнутовище и блокировать руку. Во втором же случае достаточно будет разжать палец и маля просто соскользнет с руки, не причинив ей вреда. То же самое было актуально и в уходе за скотом, если маля была длинная и зацепилась бы, например, за рога коровы.
Калмыки носили малю за поясом постоянно, даже спешившись. В случае, если возникала необходимость применения оружия в ближнем бою, первый удар всегда был малей, затем рука высвобождалась и следующий удар уже наносился мечом или саблей.
Маля и сейчас используется в сельской местности. Хотя многие калмыки и в городской квартире находят ей применение. Как символ мужской власти в доме.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
alpin
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 22, 2003
Сообщения: 8546
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 15.06.06, 01:05 +0000     Ответить с цитатой

нормальная вещь. что-т о подобное припоминаю видел в деревне в глубоком детстве.
также слышал, что наши чабаны вшивали свинцовые пули с той же челью.
дизайн классный.
где-бы у нас такое заказать?
_________________
идеи становятся материальными, когда они овладевают сознанием масс
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Ahmad
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Sep 18, 2004
Сообщения: 46
СообщениеДобавлено: 25.06.06, 07:13 +0000     Ответить с цитатой

Прощения за наивный вопрос. Но зачем на волка охотиться с этим цепом, нельзя было просто из лука застрелить?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
TTKhA
баймга ороошо


Зарегистрирован: May 17, 2006
Сообщения: 273
СообщениеДобавлено: 25.06.06, 07:20 +0000     Ответить с цитатой

а ты попробуй попасть в бегущего волка, если представится случай. :)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 25.06.06, 08:06 +0000     Ответить с цитатой

Ahmad писал(а):
Прощения за наивный вопрос. Но зачем на волка охотиться с этим цепом, нельзя было просто из лука застрелить?


а еще лучше гранату бросить ;)) чтобы наверняка.

прошу прощения за офф-топ, не удержался
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Гыук
*


Зарегистрирован: Jul 5, 2003
Сообщения: 4694
СообщениеДобавлено: 26.06.06, 02:48 +0000     Ответить с цитатой

Лучше всего -файербол накастовать :D
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 06.01.07, 19:30 +0000     Ответить с цитатой

Реконструкцию или музейный образец бурятского цепа кто-нить может дать? Какую-нить ссылку... Что-то меня стала эта тема сильно интересовать.
Недавно увидел картинку монгольского земледельческого цепа (для обмолота зерна), весчь имхо мало пригодная для боя и охоты.
Боевые цепы может быть имеют иное происхождение, не от орудий труда пахарей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 24.09.08, 22:49 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:

http://www.agentura.ru/text/biblio/spetsnaz.txt

В частности, спецназ восхищается
спортом. Целые роты сходятся вместе и бьются друг с другом без правил, используя все хитрости, которым их обучил спецназ - бокс, самбо, карате.
Иногда бой идет до первой крови. В других случаях бой продолжается до тех пор, пока один из бойцов не сдастся и не признает себя побежденным.

Одним из разных способов выявления вожака, очень эффективным является бой на кнутах. Это один из старых цыганских способов установления
взаимоотношений. Сплетенный из кожи кнут в несколько метров длиной является очень редким оружием в спецназе. Но если солдат (обычно калмык, монгол или
цыган) показывает, что он может мастерски управляться с этим оружием, ему позволяют носить кнут, как оружие. Когда два мастера с кнутами встречаются, и каждый претендует быть лучшим, то спор решается в ужасном состязании.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
Страница 1 из 1

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Книга Зүрхэ сэдьхэлэй оëорhоо. Гармаева С. Д.




Рейтинг@Mail.ru