| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
asan-kaygy ороошо
Зарегистрирован: Feb 03, 2007 Сообщения: 132 Откуда: Астана |
Добавлено: 10.10.07, 03:20 +0000 |
|
|
а вы сравните с узбекским кунгират и кунграт.
Конырат это уже казахское произношение среднекового кунгирата |
|
Вернуться к началу |
|
sanj мүнхэ
Зарегистрирован: Jul 17, 2003 Сообщения: 2264
|
Добавлено: 10.10.07, 04:02 +0000 |
|
|
где то в инете встречал написание кондраты |
|
Вернуться к началу |
|
WarriorSpirit эрдэмтэн
Зарегистрирован: Jul 15, 2003 Сообщения: 1945 Откуда: Монголия. Улаанбаатар |
Добавлено: 10.10.07, 21:45 +0000 |
|
|
а кроме сравнения с узбекским кунграт и монгольским онгират (хонгирад), видно других доводов не видно |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 10.10.07, 22:24 +0000 |
|
|
WarriorSpirit писал(а): | слишком большая разница между онгиратами или хонгирад и конырат |
вообще-то слышал, что -ы- в тюркских получается на месте монгольских -ий (в этом случае понятнее становится версия этимологии от хунгИЙн арад).
Кроме того, -ы иногда стоит вместо -у- |
|
Вернуться к началу |
|
asan-kaygy ороошо
Зарегистрирован: Feb 03, 2007 Сообщения: 132 Откуда: Астана |
Добавлено: 11.10.07, 02:48 +0000 |
|
|
WarriorSpirit писал(а): | а кроме сравнения с узбекским кунграт и монгольским онгират (хонгирад), видно других доводов не видно |
Я спорить с вами не буду. просто скажу, что во всех мусульманских источниках ваш хонкират был кунгиратом, из этого племени была Борте согласно Муиззу и Рашидаддину.
Удуит правильно все написал. |
|
Вернуться к началу |
|
Citrus ходо байгша
Зарегистрирован: Apr 11, 2007 Сообщения: 324
|
Добавлено: 11.10.07, 04:40 +0000 |
|
|
Если так далеко заходить, то название племени кунгират схоже по звучанию с названием народности Венгрии Hungar , а суффикс "-ад/-ат/-д/-т" - мн.ч. Может, и там есть точки соприкосновения. |
|
Вернуться к началу |
|
asan-kaygy ороошо
Зарегистрирован: Feb 03, 2007 Сообщения: 132 Откуда: Астана |
Добавлено: 11.10.07, 05:09 +0000 |
|
|
Слова царь и кайзер, кесарь происходят из латинского Цезарь.
За 7 веков изначальная форма могла притерпеть изменения и у тюрков и у монгол. |
|
Вернуться к началу |
|
Dobro ахамад
Зарегистрирован: Oct 31, 2005 Сообщения: 715 Откуда: Улаан-Yдэ |
Добавлено: 12.10.07, 10:39 +0000 |
|
|
Citrus писал(а): | Если так далеко заходить, то название племени кунгират схоже по звучанию с названием народности Венгрии Hungar , а суффикс "-ад/-ат/-д/-т" - мн.ч. Может, и там есть точки соприкосновения. |
Они ни при чём. Читал, что h там под влиянием слова "гунн", а так унгары от оногуров. |
|
Вернуться к началу |
|
Dobro ахамад
Зарегистрирован: Oct 31, 2005 Сообщения: 715 Откуда: Улаан-Yдэ |
Добавлено: 12.10.07, 18:43 +0000 |
|
|
Кунграты есть и среди польских татар (читал в книжке про них) |
|
Вернуться к началу |
|
HORIDOIMERGEN_2 ахамад
Зарегистрирован: Jul 11, 2007 Сообщения: 502 Откуда: Castle of Pan-Mongol |
Добавлено: 13.10.07, 15:41 +0000 |
|
|
Uigarjin-mongol beshegeer Hong+herege+d Krill-mongol beshegeer Hon+gir+ad :roll: :twisted: [/b] _________________ http://horidoimergen.blog.gogo.mn/
ХОРИДOЙМЭРГЭН |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 16.10.07, 07:14 +0000 собственная историческое предание хонгирадов из Джу-Уда АРВМ |
|
|
предание это записано в западном Баарин хошуне у Буянхэшиг. опубликовано в сборнике "Jou uda-yin agula usun-u domog" в Хуххото.
в западном Баарин хошуне доныне проживают хонгирады компактно. история их оказывается полон драматизма и трагизма которые так присущ нашим народам.
завтра отпишусь... _________________ миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com |
|
Вернуться к началу |
|
Дионис заримдаа ороошо
Зарегистрирован: Oct 16, 2007 Сообщения: 15 Откуда: Иволгын улус |
Добавлено: 16.10.07, 11:32 +0000 |
|
|
asan-kaygy писал(а): | Ну я доводы не приводил. если хотите увидеть доводы почиьайье Муизз ал Ансаб или др. источники по истории Средней Азии и Золотой Орды монгольского периода.
там используется одно слово
кунграт или кунгират в качестве племени к которым принадлежали многие нойоны, жена Борте и снохи Чингиз-хана
Также это мнение о тождестве унгиратов Сокровенного сказания и кунгиратов тюркских и персидских источников никто не оспаривал. |
Во многих книгах Монгольская (х-)трансформируется в (к-), паример Кара-Кончар, Касар(брат Чингичхана, хотя на самом деле его имя Хасар), тем более, после захвата 3/4 Евразии Монголами, в покоренных территориях начинается мода на Имена, либо любые слова Монгольского происхождения, а племя Хунгираты естеств. входило в состав империи, и здесь разумно подвести знак =.
Хотя возможно кунграт, произошло от Хунгират. Также как и Осетины и Чеченцы называли своих детей именем монголов, признавая в них отличных войнов |
|
Вернуться к началу |
|
Dobro ахамад
Зарегистрирован: Oct 31, 2005 Сообщения: 715 Откуда: Улаан-Yдэ |
Добавлено: 16.10.07, 12:12 +0000 |
|
|
Ващще-то во многих монгольских языках исходная q трансформировалась в х :lol: |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 18.10.07, 14:59 +0000 |
|
|
эх, че то я не успеваю. ладно пусть пока вот это. очень кстати интересно если помнить этимологию хунгийн+арад. помнится еще у хоринцев точно такая же легенда.
Предание №1.
О том как появились названии Зуухату и Хунту нуур.
В давние времена хонгирады немало хлопот доставляли китайцам и однажды они собрав большое войско отправились в землю хонгирадов и начал истреблять их. Хотя первое сражение хонгирады выиграли благодаря своей стойкости, китайцев было так много как муравьи, потому Хонгирады начали отступать под предводительством 7 баатуров. В одном местности один из 7 баатуров воткнул в землю железным шестом и появился железо. И он там воткнул в сто мест и там образовались следы как бы от железных печей. Когда китайцы настигли это место и увидели эти следы они побоялись, что их больше чем как они думают и задержались. Эту местность потом назвали Зуухату. Тем временем хонгирады успели отступить к одному озеру с густыми камышами и спрятались там. Когда китайское войско приближалось из камышей вылетели лебеди испуганные шумом. Шум от них приняв за монгольское войско китайцы спешно свернулись и ушли. По этому случаю озеро назвали Хунту нуур и весной когда лебеди прилетали, хонгирадские невесты нарядившись в праздные костюмы и встречали их.
продолжение следует. _________________ миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 21.10.07, 05:12 +0000 |
|
|
Дело было в начале правлении Эеэр засакчи т.е. Шуньчжи.
на юге Бааринского западного хошуна была пустое кочевье где в изобилии находились дикие звери и росли сочные трава. Однажды путник проезжавший мимо этого место обнаружил множество стад и кочевников которые остановились тут. и увиденное доложил своему вану Себдэну. засак бааринского хошуна Себдэн отправил человека и узнал что, внук Убан буйма догшин нойона (сын Хургачи хасара, сына Алчуболода пятого сына Батумонкэ даян хана. Даян хан отдал Алчуболоду в управление внутренних 5 отоков Халха тумена, куда входили Жаруд, Баарин, Хонгирад, Баяуд, Ужиэд. прим.мой) тридцати хонгирадов, Лабатай хун баатур, взяв с собой половину своего хошуна и печать, флаг отправляется в Пекин в Монгольский джурган ссудиться. Узнав об этом Себдэн ван доложил в Пекин срочно, отправив гонца по уртон. Зная свою вину маньчжурские чиновники Монгольского джургана приказал Себдэну остановить его в Баарин хошуне не дав отправиться в Пекин. Дело было вот так. в 8 год Тэнгэрийн сэцэна позднего Алтан улуса, разделили хошуны между монгольскими хошунами земли и чертели. Но кочевье 30 хонгирадов которое предназначенное им со времен Чингисхана разделили между Хэшиктэн, Баарин, Онниуд, Узумчин, Хуучид а им начертили их старое кочевье времена Дай Сэчэна, степь между озеров Хулун и Буйр(ныне там старые, новые баргуты живут. прим. мой) кочевье по Хухэ хада. И нарушив старый монгольский закон в государстве старший престолонаследует, в доме младший очаг сохранит(Т8рд ахмад хэргэм залгамжилж, Гэрт отхон голомт сахина) назначили отхончика Лабатая главой хошуна а старшего брата Монголдай дайчина оставили без ничего. Это было началом ссоры братьев. Хотя маньчжуры сумели склонить к подданству могущественных хонгирадов, все время относились к ним с подозрением. После смерти их отца Бага Дархан нойона Лабатай хун баатур стал главой отока. не стерпев унижение и оскорбление со стороны маньчжуров Монголдай дайчин отдал записку Лабатаю "Пусть хозяин очага сохраняет очаг а три сына взяв с собой тридцати хонгирадов стерем с лица земли лягушек-змеев!". Записку старшего брата истолковав как "его Лабатая отстранив с управлении, они, его старший брат Монголдай дайчин и 2-й по старшинству Бинту илдэн и 3-й по старшинству Байхундай ц88хур намереваются убить маньчжурского амбаня." Остерегая горьких бед Лабатай хун баатур отстранил старшего брата от должности под предлогом "старости", отдал руководсто над войсками своему близкому другу харанудскому(Рашид-аддин в составе хонгирадов еще и причислеят каранутов. прим. мой) Гармасэнгэ титулованный как Галзуу Гарма. Амбань-манчжур, который назначил Лабатая главой и затеял ссоры между братьями, льстил еще Лабатаю, что две хошучи баатуров Гармасэнгэ, Уулатая и Усутая "Сила и отвага Уулатая превзошли Бухэ Бэлгутая, Стрельба Усутая превзошли Хабуту Хасара". Еще говорил он Лабатаю что если вы кочуете по ближе к двору то получите больших наград и стать в первые ряды императорских войск будет очень легко. А старшему брату Монголдаю говорил что, твой младший брат унижает тебя до предела став главой отока нарушив ваш монгольский обычай и отстранив тебя от должности. И вскоре 13 числа 5 месяца когда Билигун хээрэ конь Гэсэр богдо умывается, собрались тридцать хонгирады на обо найр на Хухэ хада. На этом празднике ссора переросла в открытое противостояние. Половина хонгирадов следовал за Монголдаем половина за Лабатаем. множество народу убито было со стороны Монголдая. по навеянию маньчжурского амбаня взяв с собой половину хошуна 10 сомонов, Лабатай отправился в Пекин в Монгольский джурган ссудиться. Прорвав цепь окружении войск Монголдая Лабатай отправился в Пекин. А тем временем маньчжурский амбань отправил гонца с докладом что хонгирадский Лабатай восстал и отправился с войском на Пекин.
Гора Сайнзанту
Медленно продвигаясь на юг хонгирады вошли в пределы Ару-Хорчинского хошуна. Лабатай отправив гонца просил остановиться тут недолго для передышку. Но Ару-хорчинский ван отказался в этом и приказал немедленно покинуть их земли и начали угонять их скот. Увидев такое отношение к себе они со словами "-Увидев паука убей, Увидев Арукчина схвати". Покинув земли Ару-хорчинов хонгирады вступили в землю западного Баарин хошуна. Получив указ императора бааринский Себдэн ван устроил пир на горе Абзаату Хухэ шорон по случаю встречи хонгирадских знати. Жена Себдэн вана, Сэцэн дээдэ гурун гунжу(родная сестра Эеэр засакчи, родившаяся от Бумбутая, императрицы монгольского происхождения. прим. мой) встретив Лабатай хун баатура желала привязать его коня, но не найдя чидур, привязала своим щелковым шарфом. И на три дня пировали. Обрадованный таким вниманием Лабатай хун баатур спросил у Себдэн вана, "-Как называется эта гора, у подножии которой мы пируем?". Тот ответил, "-Абзаату хухэ шорон". Лабатай сказал, "-Не может быть эта гора абзаатай, когда даже императорский дочь сама привязывает мне коня. Пусть отныне будет горой Доброй нравы!". на это все согласились и ту гору стали называть Сайнзанту. Выполняя указ императора Себдэн ван выделил хонгирадам землю южнее от Убур хана, по реке Хадату гол и Онгон гол по левому берегу Ширамурэна до Хундэлэн манха. После выделении земли две основные сомоны стали кочевать в подножии Убур хана, с 3 по 6 сомоны по реке Хадату гол, 7 и 8 сомон стали кочевать по Улзэймурэн и горе Дунтэгэр.
Левые восемь сомонов.
Себдэн ван и Гурун гунжу доложили что хонгирадам выделил землю в своем хошуне. Император пожаловал Лабатая чином тусалакчи в бааринском хошуне а его подданых и тайджей включил в состав западном Баарин хошуне с особым статусом.
В это время у Себдэн вана родились мысли о том что как бы присоединить под свое прямое управление хонгирадов. с этого времени баарины перестали звать хонгирадов 30 хонгирадами а называли принебрежительно "внешними восьми сомонами", хотя Лабатай хун баатур принес остававшихся в старой кочевье остальных 2 сомона. Это нынешние Хонгор сомон, Боро-Усу балгасун, Янчан сянь, Ехэ нуур сомон, Хураху сомон, Ширамурэн сомон западного Баарин хошуна Уланхадасской префектуры АРВМ. После того как хонгирадов включили в состав бааринского хошуна, они стали выигрывать в праздниках трех играх мужей. Поэтому баарины стали готовить тщательно к праздникам выбирая из каждого сомона способных мужей и коней. Узнав об этом маньчжурские амбани доложили Эеэр засакчи. Услышав это он с тревогой воскликнулся, "-Облака соберутся, будет дождь. Монголы соберутся становится войском.(знаменитая фраза Нурхаци прим.мой) Это не есть хорошо что баарины и хонгирады под предлогом соревновании готовят хороших коней и добрых куяков."
Себдэн ван скончался не сумев выполнить свои замыслы. и в 8 году правлении Энхэ-Амгалана, т.е. Канси, ему наследовал Очир ван рожденный от Гурун гунжу. в 12 году правлении Энхэ-Амгалана, китайский У Сань Гуй поднял мятеж. Из Монгольского джургана следовал указ монгольским хошунам, отправить войска для подавления У Сань Гуя. По указу Очир вана, всех куяков хонгирадских 8 сомонов, старше 16 и моложе 60 призывал и отправил войско под руководством Гэрэлту, своего младшего брата, под ним харнудского Гармасэнгэ из хонгирадов и Уулатая Усутая хошучием. в 14 году правлении Энхэ-Амгалана когда чахарский Бурни восстал бааринский Очир ван по указу джургана взяв с собой остальных хонгирадских стариков и подростков отправился в поход и вернулся с большой славой.
Тамгын зоо
Поход на У Сань Гуя пролдолжался 8 лет. Поскольку все взрослые мужчины хонгирадов отправились в поход, и отстутсвовали Очир ван посчитал время пришло отобрать у хонгирадов власть. и пустил весть об облавной охоте в местности Сайнзанту, Гуулинту, Эмэгэдийн алагай. На охоте 5-го числа Очир ван надев свой головной убор с маржановым шариком прибыл со своей свитой. Лабатай хун баатур надев свой тусалакчисский головной убор с светящим красным шариком, прибыл на охоту со своими стариками и подростками.
На охоте Очир ван увидел ловкость и мужество хонгирадских стариков и подростков которые во время скаки выпрыгивая все четыре стороны схватили бегущего зайца, и скачущего самца дзерена за рогу схватя валили. Баарины не смогли даже шевелиться и когда вечером делили добычу все досталист хонгирадам поскольку только их стрелы были воткнуты в убитых зверях. И баарины вернулись ни с чем хотя они на охоте намеревались отобрать у хонгирадов их печать-тамгу.
Тогда Очир ван разослал гонцов в две бааринские хошуны и Ару-Хорчин, Онниуд, Жаруд для новой облавной охоты в тех же местностях 13-го числа 5-го месяца. И обьявил всем что, на охоте получим адис от печати хонгирадов. Тогда сын Лабатая хун баатура, Сэбэг нойон разгневался, "Разве наше печать дубинка которую нужна взять на облавную охоту. Если хочет поклониться и получить адис, то пусть приезжает как подобает знатному человеку знающего обычаи и законы. Очир бахваляется тем что он ван, мы тоже потомки Чингис хаана."
На охоте Очир ван позвал Лабатая хун баатура и попросил разрешить ему поклониться к печати хонгирадов и получить адис. Услышав слова своего нойона бааринские облавники собрались. На слова Очира, Сэбэг ответсвовал, "Печать наше что инструмент убийства чтобы притащить на охоту. Разве админстративные ставки сгорели что даже негде поклониться печати?". На этот раз провалился план Очира. и он приказал Лабатаю обязательно принести на следующую охоту 25-го числа свой печать. На что Лабатай потребовал и их тоже принести свой печать. На это Очир ван согласился. и когда собирались на следующее охоте обе стороны принесли свои печати и они поклонялись. Баарины отобрали свой печать быстро обратно. а хонгирадской печатью восхищались и передав уже готовому наверхе хуяку отдав печать дали ускакать впрочь. узнав о пропаже печати хонгирады отправились в погоню и настигли их в степи ныне именуемой Тамгын зоо. и была драка. тогда баарины уяснили что "потеряли хонгирадскую печать где ее стотрели". и предложли сжечь степь чтобы ее искать. но хонгирады на отрез отказались опасаясь поджечь печать. в память этой событии хонгирады назвали эту степь Тамгын зоо.
Тамгын худаг
Лабатай хун баатур прекрасно знал что Очир ван нагло отобрал у него печать и притворяется не знающим. Но пока все взрослые мужчины его отока на походе внутри китайской стены, он не мог силою отобрать свой печать обратно. и пока ждал Гармасэнгэ, Уулатай и Усутая искал свой "потерянную" печать. .....
(продолжение следует) _________________ миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com |
|
Вернуться к началу |
|
|
|