BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Интересные факты об устройстве человеческого сознания

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Шэнжэлхэ ухаан болбосорол
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Tohuchar
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 23, 2003
Сообщения: 3200
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: 04.12.07, 05:44 +0000     Интересные факты об устройстве человеческого сознания Ответить с цитатой

Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию

http://elementy.ru/news/430521

Очень интересная переводная статья. И сам сайт, кстати, тоже.

Некоторые цитаты
Цитата:

В обзорной статье, опубликованной в последнем номере журнала Science, сотрудники психологического факультета Йельского университета (Department of Psychology, Yale University) Пол Блум (Paul Bloom) и Дина Вайсберг (Deena Skolnick Weisberg) рассказывают об исследованиях данного явления, получившего название «сопротивление науке» (resistance to science)...

Исследования последних лет показали, что определенные аспекты «сопротивления науке», по-видимому, являются общими для всех народов и культур и проистекают из двух базовых особенностей детской психики. Первая связана с тем, что дети знают «изначально», вторая — с тем, каким образом они усваивают новые знания...

Многое в «сопротивлении науке» определяется врожденными свойствами человеческой психики, но кое-что зависит и от культурной среды. Об этом свидетельствуют, в частности, межнациональные различия в степени сопротивления тем или иным научным идеям. Скажем, неприятие идеи эволюции у американцев выражено намного сильнее, чем в большинстве других развитых стран...

В одном недавнем исследовании людям предложили оценить различные политические программы, о которых испытуемым сообщили, что они исходят от той или иной политической партии (республиканцев или демократов). Испытуемые дали программам с виду вполне осмысленные, аргументированные оценки. Однако статистический анализ показал, что в действительности оценки определялись не содержанием программы и не отношением данного человека к каким-то конкретным законам или действиям правительства, а только лишь «партийной принадлежностью». Например, сторонники демократов поддерживали и совершенно «недемократические» проекты, если им говорили, что проект исходит от их любимой партии.

Выяснилось, что дети, в точности как и взрослые (и даже в еще большей степени), склонны оценивать достоверность информации по «весомости» и «солидности» ее источника. Уже четырех-пятилетние дети отлично знают, что взрослым известно больше, чем сверстникам. Если взрослый и ребенок говорят противоположное, дети верят взрослому. Они уже знают, что среди взрослых есть специалисты разного профиля и что в болезнях лучше разбирается доктор, а в сломанных велосипедах — механик. Кроме того, дети гораздо охотнее верят тому «источнику знаний», который демонстрирует полную уверенность в себе и своих словах. Мямли-ученые с их вечными сомнениями и фразами типа «разумеется, пока это лишь предположение...» никакого доверия у детей не вызывают.

_________________
тот, кто ошибается предпоследним - выигрывает
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
orun
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 22, 2003
Сообщения: 3925
Откуда: mosсow-city
СообщениеДобавлено: 04.12.07, 06:03 +0000     Ответить с цитатой

да уж...
кстати там поднимается такая злободневная тема -
сноски в учебниках по биологии, составленные РПЦ у которыой свой взгляд на эволюцию и на биологию вообще.
насколько я понимаю рядом с Дарвиновским учением о естественном отборе, прямым текстом черным по белому будет написана альтернативная теория - от том как боженька преисполнившись любви создал мир и каждой твари по паре.

предлагаю обсудить.
_________________
UNDER PERMANENT CONSTRUCTION.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Sky
Трубадур


Зарегистрирован: May 03, 2004
Сообщения: 2804
СообщениеДобавлено: 04.12.07, 06:11 +0000     Ответить с цитатой

Я в принципе не против того чтобы в учебниках по биологии шли сносочки об альтернативном происхождении мира - я это всегда смогу обсудить со своим ребенком.

Но я против того чтобы на учебниках были штампы "одобрено РПЦ" Если уж писать об религиозных альтернативах то обо всех включая буддизм, ислам, индуизм и тп.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Sky
Трубадур


Зарегистрирован: May 03, 2004
Сообщения: 2804
СообщениеДобавлено: 04.12.07, 06:14 +0000     Ответить с цитатой

кстати по теме. )
вот а вы говорите позы, позы. Одно дело когда ребенок спрашивает- а почему позы и совсем другое дело когда он спрашивает - а почему буузы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
orun
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 22, 2003
Сообщения: 3925
Откуда: mosсow-city
СообщениеДобавлено: 07.07.08, 05:33 +0000     Ответить с цитатой

Вот тоже интересная гипотеза:

Цитата:


Двухпалатный ум
Согласно гипотезе Джулиана Джейнса (Julian Jaynes, 1976) интроспективное сознание [сознание современного типа] возникло у человека лишь около трех тысяч лет назад, когда появилась письменность и культура стала более сложной. До того времени человек обладал т.н. бикамеральным разумом, и два полушария мозга действовали до некоторой степени независимо друг от друга.
Действительно, говорит он, речь может в какой-то мере генерироваться правым полушарием, а восприниматься левым. Такая речь могла интерпретироваться как глас божий. Джейнс находит указания на бикамеральность разума в гомеровской «Илиаде»:
«…Если вы возьмете общепризнанно самые старые части "Илиады" и спросите: "Есть ли в них признаки сознания?", то я отвечу - "Нет". Люди не сидят и не принимают решения. Никто из персонажей так не делает. Никто даже не предается воспоминаниям. Это совершенно другой мир.
Каждый раз, когда должно быть принято важное решение, человек слышит голос, который говорит, что ему делать. Этим голосам подчиняются всегда и немедленно. Эти голоса называют богами. Я считаю, что так и появились боги, и отношу эти голоса к слуховым галлюцинациям, схожим, но не точно таким же, с голосами, которые слышали Жанна д’Арк или Вильям Блейк. Или же схожим с теми голосами, которые слышат современные шизофреники.»

Джулиан Джейнс Сознание и голоса внутри (1986)
http://transmission.lenin.ru/Jaynes-Consciousness.html
Оригинал: Consciousness and the Voices of the Mind, Canadian Psychology, April 1986, Vol. 27 (2): 128-148 [ pdf ]

Книга коллектива авторов: «Reflections on the Dawn of Consciousness: Julian Jaynes's Bicameral Mind Theory Revisited» (2007) Read on line
http://books.google.com/books?id=tH0GA0NjjqwC&printsec=frontcover&hl=ru


via http://nature-wonder.livejournal.com/149347.html
_________________
UNDER PERMANENT CONSTRUCTION.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
orun
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 22, 2003
Сообщения: 3925
Откуда: mosсow-city
СообщениеДобавлено: 07.07.08, 05:38 +0000     Ответить с цитатой

оттуда же интересные гипотезы об ускоряющейся эволюции человека:

Цитата:
Единого человечества не будет
Народы, живущие на разных континентах, генетически все более удаляются друг от друга.

Последние 40 тыс. лет Homo Sapiens эволюционирует в ускоряющемся темпе, и причина такого ускорения чисто статистическая – людей становится больше. На этой неделе PNAS публикует провокационную работу по эволюции человечества, в которой авторы стремятся развеять расхожее мнение о том, что люди современного типа появились 40 тысяч лет назад и с тех пор не испытывали заметных генетических изменений:


"Удалось найти генетическое доказательство ускорения эволюции человека, а вовсе не её остановки или замедления, как считалось до последнего времени. До 7% человеческих генов претерпевают постоянные и быстрые эволюционные изменения (различичимые с разрешением в тысячелетия, а то и в сотни лет) и протекают в совершенно разных направлениях в различных этнических группах. Следствием из полученных данных, в частности, является увеличивающаяся разница между людьми, живущими на разных континентах.

Со времени последнего ледникового периода численность людей увеличилась от нескольких миллионов до 6 миллиардов, что привело к ускорению адаптации и более частому появлению новых генов как в глобальных масштабах, так и в локальных обществах. В последние 10 тысяч лет произошло заметное изменение структуры человеческого скелета и зубов, равно как появление большого количества новых генетических откликов на рацион питания и болезни.

Генетически современные люди – вовсе не те люди, что ходили с каменными топорами и палками-ковырялками, не те, что рисовали животных на стенах пещер, не те, что научились выращивать сельскохозяйственные культуры и разводить домашний скот, не те, что соорудили семь чудес света. Современные люди – это мутанты, также пришедшие на смену своим морально устаревшим предкам." --
http://www.gazeta.ru/science/2007/12/07_a_2397956.shtml
подробнее (на русском)


Официальный пресс-релиз (University of Utah) и сама статья:
http://unews.utah.edu/p/?r=120607-1
http://www.anthro.utah.edu/PDFs/accel.pnas.smallpdf.pdf
Recent acceleration of human adaptive evolution [ pdf ] - один из авторов популярно поясняет суть статьи в своем блоге.
http://www.anthro.utah.edu/PDFs/accel.pnas.smallpdf.pdf

“We are more different genetically from people living 5,000 years ago than they were different from Neanderthals.” -- eurekalert
http://www.eurekalert.org/pub_releases/2007-12/uow-gsp120507.php

_________________
UNDER PERMANENT CONSTRUCTION.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
CoolZero
_____


Зарегистрирован: Jul 7, 2003
Сообщения: 3860
СообщениеДобавлено: 07.07.08, 06:45 +0000     Ответить с цитатой

Страшно... Как жить дальше-то? :shock:
_________________
"Это невозможно!" - сказала Причина. "Это безрассудство!" - заметил Опыт. "Это бесполезно!" - отрезала Гордость. "Попробуй..." - шепнула Мечта.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
georgex
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 7, 2003
Сообщения: 5185
СообщениеДобавлено: 17.07.08, 03:38 +0000     Ответить с цитатой

не, таки миллионы туристов не позволят разойтись человечеству генетически :)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
orun
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 22, 2003
Сообщения: 3925
Откуда: mosсow-city
СообщениеДобавлено: 29.07.08, 04:35 +0000     Ответить с цитатой

Почему национальность человека должна указывать на его религию? Мы не все буддисты. Причем здесь буддизм?
Мы пытаемся говорить о науке, если вы хотите говорить о буддизме - есть специальный форум - Религия.

Двухкамерное сознание - всего лишь интересная гипотеза.
_________________
UNDER PERMANENT CONSTRUCTION.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 07.12.08, 12:48 +0000     Ответить с цитатой

«День сурка» наоборот

— 5.12.08 11:00 —
ТЕКСТ: ВАДИМ КРЮЧКОВ


В доме престарелых американского города Виндзор-Локс умер «человек без памяти» – уникальный пациент, полная противоположность герою фильма «День сурка». Последние 55 лет каждый день для него начинался так, будто предыдущий закончился в 1953 году. Работа с пациентом H. M. изменила всю нейрофизиологию и подтвердила ключевую роль гиппокампа в формировании новой памяти.
В США на 83-м году жизни скончался Генри Густав Молисон, известный нейрофизиологам всего мира, как H. M. – человек, который последние 55 лет не мог запомнить ничего нового. Исследуя его, учёные выявили ключевую роль гиппокампа в формировании новых воспоминаний и выяснили, что моторные навыки человек запоминает независимым от основной системы памяти образом.
Как пишет The New York Times, Генри Молисон скончался во вторник вечером в доме престарелых в американском штате Коннектикут из-за отказа дыхания. Уже мёртвого Молисона тут же перевезли в одну из университетских больниц, где учёные всю ночь проводили магниторезонансное сканирование его мозга. Сам мозг после этого извлекли из черепной коробки пациента H. M. и законсервировали для будущих исследований.
Для учёных его мозг не менее интересен, чем мозги Альберта Эйнштейна и Владимира Ленина, до сих пор хранящиеся в разных мировых институтах.
В девятилетнем возрасте Молисона сбил велосипедист, и вскоре мальчика начали преследовать сильнейшие припадки и частые потери сознания. В течение 18 лет его безуспешно лечили, однако припадки становились всё сильнее, и к 27 годам Генри был вынужден оставить свою работу автомеханика. Надежд почти не оставалось, и Молисон согласился на рискованную экспериментальную операцию по удалению двух «извилин» в срединной части мозга.
Припадки прошли, однако в ходе операции хирург случайно повредил гиппокамп пациента – небольшой участок обонятельного мозга, доставшийся людям в наследство от их древнейших позвоночных предков. В результате у Генри Молисона развилась редкая форма корсаковского синдрома, при которой человек помнит своё далёкое прошлое, но не может запомнить ничего нового.
Именно изучая Молисона, нейрофизиологи смогли чётко показать, что за формирование новой памяти отвечают структуры гиппокампа.
Эксперименты на Молисоне, который, по словам работавших с ним врачей, всегда охотно соглашался помочь учёным, также выявили наличие отдельной системы моторной памяти, благодаря которой человек может неосознанно запоминать те или иные навыки – например, как удерживать равновесие на велосипеде. По словам профессора Бренды Миллер из Монреальского института нейрологии, она долго учила Молисона рисовать, глядя на рисунок через зеркало, и через некоторое время пациент сам признался, что этот трюк, который он, как ему казалось, каждый раз делал впервые, «оказался проще, чем я думал».
Точно так же каждый раз, как в первый раз, Молисон пробовал блюда, которых не было в меню до 1953 года, встречал знакомых с ним людей, как незнакомцев – в том числе и Миллер. Впрочем, по её признанию, он был очень дружелюбен, а своих частых посетителей воспринимал как забытых знакомых по старшим классам школы.
Классическим примером синдрома Корсакова считают историю с пациентом одной из московских лечебниц. Мужчину, страдавшего от алкоголизма, попросили завести остановившиеся настенные часы. Однако труд не увенчался успехом: пока пациент шёл из кабинета, где узнавал время, в холл, где висели часы, он всякий раз забывал, который час.
В быту Молисон, хотя и жил сначала со своими родителями, а потом с другими родственниками, обходился самостоятельно. Он мог застелить постель и состряпать себе завтрак, однако сосредоточиться на одной работе дольше 20 секунд не получалось. Дальше пришлось бы вспоминать, что было раньше, но вспоминать Молисону было нечего, кроме впечатлений детства и молодости – которые он, кстати, также не мог чётко расположить в хронологическом порядке.
По мнению учёных, случай пациента H. M. оказал чрезвычайно важное влияние на развитие всей нейрофизиологии, особенно западной. Сейчас Бренда Миллер пишет книгу о своих встречах с Генри Молисоном, об исследованиях его удивительной памяти и о том, как они меняли вид всей этой науки. Хотя сам пациент не мог ничего запомнить, на нейрофизиологию он оказал неизгладимое впечатление.

http://www.gazeta.ru/science/2008/12/05_a_2904553.shtml
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
maska11
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Dec 19, 2008
Сообщения: 1
СообщениеДобавлено: 19.12.08, 14:32 +0000     Ответить с цитатой

Статьи интересные, как ни крути факт. Сознание человека всегда будет оставаться загадкой... хоть и наука достигла больших вершин. Всё равно, не может до конца нас разгадать!!!
_________________
sony psp manager
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 19.12.08, 20:17 +0000     cознание - это коррелят дхарм Ответить с цитатой

Все же, говоря о природе человеческого сознания, странно обходить молчанием ту область человеческого знания, где представления о сознании развиты лучше всего - речь идет о родной нам с вами буддийской традиции.


БУДДИЙСКАЯ ТЕОРИЯ ОТСУТСТВИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО Я
Б.Д. Дандарон


В своей работе «Теория души у буддистов», представленной Академией наук СССР 6 ноября 1918 г. и напечатанной в «Азиатском сборнике», академик Ф.И.Щербатской излагает эту теорию, известную под термином анатма и являющуюся одним из основных положений буддийской философской школы, вызывавшим горячие дискуссии как с представителями небуддийских философских школ, так и между самими буддийскими философами.

Ф.И.Щербатской использует труд известного буддийского философа Васубандху — «Абхидхармакошу», вернее, добавление к последней, восьмой, главе этого труда, которое и характерно дискуссией между представителями различных школ, в первую очередь школы ватсипутрисв – с самим Васубандху. Своих выводов в данном случае Ф.И.Щербатской не делает, ограничиваясь, в основном, переводом этого добавления, но вместе с тем он считает необходимым упомянуть, что это – «центральный пункт» всей массы буддийского учения, и приводит, считая его совершенно правильным, мнение госпожи К. Рис Дэвидс о том, «как внимательно и добросовестно эта антисубстанционалистская позиция выпестовывалась и поддерживалась» («The Soul Theory of the Buddhists». – «Известия Академии наук», т. 13, Пгд., 1919, с. 823–854, 937–958).

Для нас, вводящих в научный оборот буддологии труды бурятских ученых-лам, представляет большой интерес их мнение в вопросах, в той или иной форме затрагивавшихся европейскими учеными, и поэтому, обнаружив в наших хранилищах две работы, относящиеся к данному «центральному пункту», мы посчитали необходимым представить их к опубликованию. Речь идет о трудах – «О несуществовании индивидуального Я»1 Генина Тыхеева из Кижингинского дацана и о пособии для проходящих начальный курс философии под названием «Путь к разуму, помощь для вновь поступивших в философскую школу дуйшун»2 Гэлэга Чжамцо из Сартульского дацана. Дальнейшее будет изложением вышеназванных трудов.

Утверждение о несуществовании индивидуального Я действительно занимает в буддийской философии одно из центральных мест. Признание существования индивидуального Я буддисты связывают непосредственно с неведением (авидьей). Из этого неведения и возникает представление о существовании индивидуальности, которая, увлекаясь бытием, будучи всецело охвачена вихрем жизни, создает привязанность к существованию. Для того, чтобы твердо встать на путь спасения, буддист должен подавить привязанность к иллюзорному бытию, а это можно сделать лишь в том случае, если индивид подлинно познал нереальность существования индивидуального Я. По учению буддистов, понятие индивидуального Я человеческой личности, или живого существа, лишено постоянной сущности. Индивидуальность – это лишь комплекс связи причин и следствий, это только пространственно-временная конфигурация пяти скандх.

Но такая резкая и конкретная формулировка о несуществовании индивидуального Я, очевидно, была выдвинута учителями позднейших школ буддизма. Ранний буддизм еще не имел законченной формулировки по этому вопросу. Это видно из диалога Будды со странствующим монахом Ваччхаготтой. «Тогда странствующий монах Ваччхаготта обратился к Возвышенному, говоря: «Как обстоит дело, достопочтенный Готама, есть ли ego?» Когда он сказал это, Возвышенный хранил молчание. «Значит, достопочтенный Готама, ego нет?» И по-прежнему Возвышенный молчал. Тогда странствующий монах Ваччхаготта поднялся с места и ушел прочь. Достопочтенный Ананда сказал Возвышенному: «Почему же, о господин, Возвышенный не дал ответа на вопросы, заданные странствующим монахом Ваччхаготтой?» «Если бы я, Ананда, будучи спрошен странствующим монахом Ваччхаготтой, «есть ли ego?», ответил: «ego есть», это, Ананда, подтвердило бы учение тех саманов и брахманов, которые верят в постоянство. Если бы я, Ананда, когда странствующий монах Ваччхаготта спросил меня: «значит, ego нет?» – ответил: «ego нет», этим, Ананда, я подтвердил бы учение тех саманов и брахманов, которые верят в уничтожение»3.

Однако было бы ошибкой думать, что, согласно буддизму, совсем нет Я. Учителя раннего буддизма, несомненно, предполагали существование Я, но природу этого Я никто не описал. Они только полагали, что Я – это не то же самое, что скандхи и связь причин и следствий.

Более позднее толкование вышеупомянутого диалога, например толкование Нагасены, изложенное в беседе Нагасены с царем Милиндой4 , дает строгое логическое понимание философии становления. Здесь полностью отрицается существование индивидуального Я, оно целиком сводится к комплексу безначального вихря дхарм. Но существует трансцендентное Я, природа которого находится за пределами умозрительной философии. Таким Я у йогачаров является алая-виджняна. Естественно, что если Я есть только непостоянные связи причин и следствий, тела и духа, то когда они исчезнут, не будет ничего, что освобождается. Тогда самоубийство будет являться самым лучшим способом избавления от страданий. Свобода становится смертью. Однако, по учению буддистов, нирвана есть вневременное существование, и поэтому они должны были признать существование вневременного Я.

Позднейшие буддисты не отходили от логического принципа Нагасены; они рассматривали индивид прежде всего как комплекс скандх, в котором нельзя обнаружить никакого индивидуального и вневременного Я. Для доказательства этого положения они занимались подробным анализом личности человека, расчленяя ее на элементы (дхармы), и старались дать точную характеристику каждой группе элементов, распределяя их по категориям, т.е. классифицируя их на чувственное, на процессы и сознание. Этот способ анализа личности представляет для нас большой интерес не только с точки зрения истории развития человеческой мысли, но и как особый метод доказательства трансцендентальных идей, ибо таким же образом идет доказательство понятия шуньяты с утверждением, что несуществование Я дхарм и шуньята одно и то же5. Поэтому мы попытаемся здесь разобрать схему индивидуальности по трудам буддийских ученых.

Наше рассмотрение буддийской концепции индивидуального Я, как мы сказали выше, опирается на работы упомянутых двух бурятских ученых-лам. Индивидуальное Я рассматривается с точки зрения существования, т.е. перечисляются составные элементы индивидуума, и с точки зрения несуществования6.

Если рассматривать индивид с точки зрения существования, то его образуют элементы бытия постоянные (неизменные) и бытующие (см. табл. I). Под постоянством понимается пространство — акаша (асанскрита-дхарма),— состоящее из единого неделимого элемента, но перечисляются четыре его качественных вида: а) безвременное постоянство, сюда входит мировое пространство (постоянство всех форм — акаша как таковая); б) постоянство в определенный период времени (постоянство случайное, временное); в) вечное постоянство (постоянство существования бытия, как у Будды); г) постоянство на каждый раз (непостоянство существования бытия, как у личности). Первые два вида по существу однозначны со вторыми двумя видами, различие лишь качественное. Свойство несоставного пространства (акаша) есть отсутствие возможности ощущать и соприкасаться с ним. Для понимания понятия временное постоянство приводится пример кувшина, занимающего определенное пространство до момента его разрушения7. Не указывается два других элемента постоянства – пратисанкхьяниродха и апратисанкхьяниродха, которые указаны как постоянные в «Абхидхармакоше»8. Элементы, не подверженные бытию (асанскри-та), определяются еще как неразрушаемыс и небытующие9.

Бытующие элементы проявляются в виде формы (вида), в виде (со)знания (к этим элементам относятся: сознание и психические элементы) и в виде так называемых чистых сил (непсихическис процессы — випраюкта-санскара, создающие органические и неорганические соединения).

Если мы будем рассматривать проявление этих элементов через призму пяти скандх10 , то получим следующую схему (См. табл. 2). Группа чувственного — рупа-скандха (или группа формы), группа ощущения, группа различения, группа (двигателей) сил и группа сознания. Первая группа выражает внешний вид, физическую сторону индивида. Группа ощущения (чувства) — это одно из самых элементарных переживаний и имеет универсальный характер, так как оно постоянно сопровождает сознание. Такими же универсальными являются и элементы различения, ибо, действительно, все эмпирическое познание основано на том, что одни элементы в сознании отличаются от других. Группы ощущения и различения являют собой первые два из числа психических элементов.

Чувственные элементы и другие в независимом своем существовании являются ничем не связанными элементами. Для того, чтобы произошло движение (вихрь дхарм), необходимы еще элементы-двигатели, которые направили бы сознание на внешние объекты, которые заставили бы элементы (дхармы) вступить в мгновенные комбинации между собой и этим самым возбудили бы их всплывать на мгновение в бытие и исчезать. Таким образом, эти элементы поддерживают процесс бытия как такового и поэтому являются активными началами.

Элементы-двигатели проявляются двояко: как непосредственно связанные с сознанием и как не связанные непосредственно с сознанием. Непосредственно связанные с сознанием определяются иначе – как психические элементы. Элементы-двигатели, не связанные непосредственно с сознанием, делятся на непсихические процессы, образующие индивид, и на непсихические процессы, не образующие индивид (см. табл.2).

Элементы-двигатели интенсивно связанные с сознанием: «Было чувство, что различные умственные факты были более тесно связаны с сознанием, чем атомы материи друг с другом. Этот факт получил название samprayukta (тиб. mtshungs-ldan) – последствие и оболочка сознания при отсутствии умственных проявлений или второстепенных умственных элементов – чайтта (санскр. caitta).» (Th.S tcherbatsky, The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the word «Dharma». London, Royal Asiatic soc.Vol. 7, p. 30). Число психических элементов достигает 49-ти, т.е. это все психические элементы, кроме веданы и санджни. В первой схеме мы указали, что одним из проявлении «бытования» индивида является его форма. Эта форма имеет, в свою очередь, внешнее и внутреннее проявления (См. табл. 3).

Внешнее проявление распадается на восемь баз (аятан)11. В теории элементов бытия мы имеем дело с анализом личности человека, ибо только в нем, а не в неодушевленных материальных объектах содержатся все элементы, т.е. и чувственное, и сознание, и процессы. Вместе с тем совершенно очевидно, что живое существо анализируется целиком, то есть не только его «материальное» тело и психическая жизнь, но и все то объективное, что оно переживает и называет внешним материальным миром. Восемь аятан, или баз внешних объектов, и являются проявлением всех качеств, при посредстве которых в данный определенный момент происходит восприятие (схватывание) сознанием всего объективного. Эти базы перечисляются в следующем порядке (см. табл. З): база видимого, то есть формы, объема, цвета; база слышимого, то есть звука; база обоняемого, то есть запаха; база вкушаемого; база осязаемого; база сложной формы; база (простой) формы; база четырех великих элементов (земли, воды, огня и ветра).

Базируясь на вышеперечисленных проявлениях качеств внешних объектов, входящих в состав данного момента сознания, появляется следующий момент сознания, соответствующий воспринимаемому, то есть опять-таки сознание видимого для формы и цвета, сознание слышимого для восприятия звуков и т.д. Поэтому классификация элементов бытия по базам есть отношение данного момента сознания к следующему моменту сознания. Виды сознания, возникающего на основе указанных восьми баз, будут рассмотрены в схеме внутреннего проявления чувственного (см. табл. 9).

База элементов чувственного (рупа-аятана) распадается на два основных вида: на пространственную форму и на цвета. Пространственная форма, в свою очередь, имеет восемь разновидностей: высокое, низкое, длинное, короткое, квадратное, круглое, многогранное и безграничное (см.табл.3).

Имеются следующие основные и составные цвета. Основные: белый, красный, синий и желтый; составные: цвет облака, цвет дыма, цвет пыли, цвет тумана, цвет блеска, цвет мрака, цвет сумерек и цвет солнечных лучей (см. табл. 4).

В базе звука указывается восемь разновидностей: звуки, вызванные искусственно; звуки, возникшие естественно; звуки, произносимые живыми существами; звуки, не поддающиеся произношению; звуки, воспринимаемые живыми существами; звуки, не воспринимаемые живыми существами; звуки приятные и звуки неприятные10 (см. табл. 5).

База обоняемого имеет четыре разновидности: природный запах, сложный запах, приятный и неприятный запахи (см. табл. 6).

База вкуса подразделяется на шесть видов: сладкое, кислое, горькое, терпкое, острое и соленое (см. табл. 7).

База осязаемого зависит от состояния живого существа, то есть оттого, находится ли живое существо в утробном состоянии или вышло из него. В первом случае его состояние – состояние без эмоций, то есть оно имеет все элементы в некомбинированном виде и по существу соприкасается лишь с четырьмя великими элементами. Во втором случае, связанном с выходом живого существа на свет и возникающими от этого изменениями организма, оно сталкивается с тяжестью, холодом, жарой, голодом и жаждой (см. табл. 8).

Внутреннее проявление выражается проявлением пяти органов чувств (индрий) органа зрения, органа слуха, обоняния, вкуса и органа осязания (см. табл. 9).

Однако, по утверждению Васубандху, индрия не может быть назван способностью или органом в смысле «видящего глаза», «слышащего уха» и т.д., как указано в табл. 9. Это лишь ощущения или акты ощущения, то есть мгновенные акты «видения», «слышания» и т.д. Эмпирическое восприятие индивида есть цепь таких мгновенных актов – ощущений, связанных с сознанием и с другими элементами.

Вторым, самым важным, проявлением реальности (бытия) индивида является факт знания. Это знание, по прилагаемой табл. 10а, имеет четыре разновидности: ошибочное, безошибочное, логическое и нелогическое. Логическое знание подразделяется на явное и вытекающее. Явное (ясное), в свою очередь, имеет четыре разновидности: выведенное на основе органов чувств, выведенное посредством размышления, выведенное на основе собственного опыта и выведенное на основе йогической практики.

Вытекающее знание имеет три разновидности: появившееся на основе известного, появившееся на основе интеллектуального познания и появившееся на основе совершенствования (на основе достижения сверхъестественных сил).

Ясность и знание суть свойства познания, новое и безошибочное знание суть свойство логики. Непосредственное познание при помощи подлинной логики суть признак выявления ясности в вещах и явлениях. Предельно ясное познание всех элементов в течение одного момента есть признак всезнания.

По второй схеме знание делится на два основных вида: шесть умственных процессов и семь умственных процессов (см. табл. 10б).

В первом случае они следующие: сознание, психические процессы, исследовательский разум, неисследовательский разум, размышляющий интеллект, простой интеллект. Во втором случае: исследование, рассеянность, результативность, прерывность, ошибочность, сомнение и очевидность.

В третьей схеме (см. табл. 10в) показаны умственные процессы, не содержащие логики: безаналитический, неправильного анализа и сомнительный.

Таковы «составляющие» личности человека, то есть не только его тело и умственно-психические процессы (иными словами, дух), но и все объективное, что он воспринимает, что он называет внешним материальным миром. Этот внешний материальный мир для представленного в таком виде индивида не будет объективным миром, существующим независимо от его сознания. Это мгновенный акт проявления элементов бытия объективно-чувственного (вишая), субъективно-чувственного (индрия), элемента сознания и психических элементов12. При этом и рупа (вишая-индрия), и сознание с его психическими элементами не представляют собой никакого реально существующего Я.

Цзонхава утверждает, что «люди, животные и весь материальный мир есть ни что иное, как связка или совокупность различных частей скандх и перцепций, следующих друг за другом с огромной быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении. Если взять конкретный предмет и разложить на составные части, последовательно анализируя и разлагая все дальше и дальше, то мы в конечном итоге придем к понятию ничто (шуньята), но не найдем конкретного Я изучаемого предмета. Все, что мы воспринимаем от какого-либо предмета в процессе анализа, – это его качества и свойства, но ничего конкретного. Значит, как бытие он отсутствует»13.

В этих суждениях буддисты сходятся с субъективными идеалистами. Например, Юм говорит: «Когда я ищу свое Я или называю своим Я, то всегда наталкиваюсь на ту или иную единичную перцепцию тепла или холода, света или тени, любви или ненависти, страдания или удовольствия. Я никогда не могу найти свое Я отдельно от перцепции. (Д.Юм, «Трактат о человеческой природе», с. 232).

В то же время буддисты утверждают другое: «Нет объекта существующего, как нет объекта несуществующего. Познавший цепь условного существования проходит мимо них обоих» (Лалитавистара, гл. XXV).

Когда буддийские философы говорят о конечности «круга феноменального бытия» (сансары), то высказывают следующее положение:

«Он (круг бытия) конечен во времени, ибо все живое должно перейти от сансары к нирване. Нет ни одного живого существа, которое не обладало бы мудростью Татхагаты. И только по причине суетных мыслей и привязанностей все существа не осознают этого» («Аватасакасутра»). Значит, индивидуальные души являются аспектами абсолюта и в конечном итоге должны с ним слиться, то есть сансара конечна.

Мудрость Татхагаты, будучи аспектом Абсолюта, не может быть обнаружена в комплексе скандх, ее природа трансцeндeнтна, не поддается исследованию разумом и рациональной интуиции и только постулируется как откровение Будды. Эта мудрость Татхагаты и есть буддийское индивидуальное Я, его существование относительно, равно шунья и похоже на кантовскую «вещь в себе»14.

Логически это означает небытие в смысле отсутствия определенных признаков у предмета. Если предмет имеет признак А, то есть включает в себя бытие признака А, то тем самым он (предмет) является небытием всего того, что не А. Если признаки скандх обозначаются через А, то в мире первичной реальности (мудрость Татхагаты) мы не найдем ни одного признака скандх и тем самым утверждаем, что первичная реальность есть небытие всего того, что есть А.

Этот логический смысл несуществования индивидуального Я раскрывает необходимую диалектическую связь бытия и небытия в пределах мира конечных вещей, и им руководствовались не только буддийские философы, но и все идеалистические школы Запада.

Взгляды, подобные взглядам буддийских философов, появились в свое время у некоторых отцов восточной христианской церкви (Григорий Нисский и др.) и вошли в христианское учение под названием негативной теологии. Эти отцы церкви считали, что божество в силу своей бесконечности не сравнимо со всем конечным, и в этом смысле, то есть со стороны конечного бытия, бытие бога представляется как небытие. Кроме того, первичная реальность, как бытие вне пространства и времени, не позволяет конкретно установить ее местонахождение, она не имеет определенной формы, индивид может воспринять лишь ее проявления, но не ее самое. В этом смысле она есть небытие. Но это, по учению тех и других, не означает отсутствия бытия, а, напротив, основу всякого бытия как бесконечного вечного и единого начала. Таким образом, буддийская философия, как и всякая другая идеалистическая философия, допускает двойственность мира. С точки зрения буддийских философов получается, что по ту сторону телесного мира, принимаемого нами за действительный, существует другой мир, действительный в самом деле, – мир Татхагаты и его мудрости.

Рассмотренное позволяет сказать, что если в раннем буддизме мы можем проследить кое-какие корни стихийного материализма, выразившегося в частичном признании существования некой условной личности в виде «гансаг» – пудгала (см. табл. 1), то позднейший буддизм создал из этой личности относительное понятие – шуньяту.

Любопытно, что виджнянавадины-йогачары в своей монистической теории коррелят дхарм сводят на общий источник, на абсолютное сознание – алая-виджняну (kun-gzhi rnam-par-shes-pa). Каждый индивид имеет алая-виджняну, которая проявляется в виде умственного и психического процесса в восьми разновидностях. Они суть: виджняна зрительного восприятия (mig-gi rnam-par-shes-pa), слухового восприятия (rna-ba'i rnam-par-shes-pa), обонятельного (sna'i rnam-par-shes-pa), вкусового восприятия (lce'i rnam-par-shes), осязательного (lus-kyi rnam-par-shes-pa), восприятия предыдущего момента (yid-kyi rnam-par-shes-pa), омраченного восприятия, или виджняна с клешей (mu-tig-gi rnam-par-shes), и сама алая-виджняна. Причем сама алая-виджняна является зародышем всех элементов (chos-thams-cad-kyi sa-bon kun-gzhi rnam-par-shes-pa) и существует в своей идеальной форме15.

Эту самую алая-виджняну йогачары принимают за Я индивидуума. Такая теория существует только у йогачаров.





Примечания



1 Gang-zag-gi bdag-med.

2 bsDus gzhung gsar-bu-pa-rnams la phan-pa'i rigs-lam rang-lugs dam bca' dang bcas bzhugs-so.

3 Подробно см.: С.Радхакришнан. Индийская философия, т. I, с. 327.

4 Там же, с. 331–333.

5 chos-kyi bdag-med dang stong-pa zhin don-gcig.

6 Соответственно: yod-pa и med-ра.

7 bum-pa dang tha-dad las log-pa'i chos.

8 Ср.: Th.Stcherbatsky. Central Conception of Buddhism and Meaning of the word «Dharma», p. 106, E.

9 'ud ma-byas-pa'i chos =mi-'jigs-pa'i chos dang dngos-med-kyi chos. Некоторые буддийские ученые отождествляют звуки, произносимые живыми существами, со звуками, воспринимаемыми живыми существами (brjod-byed-kyi sgra dang sems-can du ston-pa'i sgra don-gcig), и соответственно звуки, не поддающиеся произношению, со звуками, не воспринимаемыми живыми существами (brjod-byed ma-yin-pa'i sgra dang sems-can mi-rtog-pa'i sgra don-gcig). В этом случае будет шесть разновидностей звука.

10 Термин скандха (тиб. phung-po) объясняется следующим образом: «Если объединить в одну группу все дхармы чувственные (рупа), т.е. прошедшие, настоящие и будущие, притом всех разновидностей, то получится группа чувственного (рупа-скандха). Таким же образом получается группа сознания (виджняна-скандха) и другие, т.е. группа чувств (ведана-скандха), группа процессов различения (санджня-скандха) и группа процессов (санскара-скандха). Пять групп получаются, таким образом, путем выделения в качестве особенно важных из числа психических явлений двух элементов – актов чувства и различения и объединения их в отдельные группы. Чувство приятного, неприятного и безразличного рассматриваются в абстракции от всех других явлений, в связи с которыми они переживаются. В популярной литературе скандха – это тот элемент, из которого состоит тело человека; группами, скандхами, они называются потому, что, сгруппировавшись, образуют тело человека» (О. Р о з е н б е р г. Проблемы буддийской философии. Пгд., 1918, с. I33-I35).

11 «Базы, или распределение родов, здесь употребляются в смысле опоры для сознания; аятана – это те элементы, на основании которых может появиться в данный момент сознание. Они поэтому называются воротами, через которые проходит сознание, или базами, на которых зиждется сознание. Слово база является наиболее подходящим эквивалентом, так как в нем тоже содержится понятие предшествования...». (О. Р о з е н б е р г. Проблемы буддийской философии, Пгд., 1918, с. 139).

12 Ср.: 0.0.Розенберг. Указ. соч., с. 175.

13 Цзонхава. Соч. rNam-bshad dgong-pa rab-gsal, л. 259.

14 «Мы можем назвать вещь в себе рассудочною сущностью (ens intelligibile, noumenon). Это понятие не имеет положительного значения, это не есть вещь, сущность которой познается рассудком, она есть лишь нечто, противопоставляемое рассудком явлению, как иное бытие. Так как человеческое мышление приобретает содержание только путем чувственной интуиции, то понятие вещи в себе, собственно, не имеет содержания, оно – пустая форма бытия, чистое X, которое рассудок противополагает эмпирическому предмету (явлению) как трансцендентальный предмет. Положительное значение вещь может иметь только для интуитивного рассудка, не нуждающегося в материале, доставляемом чувственностью» (Цит. по кн.: Ф.Паульсен. Иммануил Кант, с. 147).

15 «В связи с этим у виджнянавадинов термины читта, виджняна и манас имеют более узкое значение. Шестиединая виджняна – эмпирическое сознание, или сознавание, направленное либо на чувственное, либо на нечувственное. Манас, или «седьмое сознание», – совокупность всех шести, в смысле сознания предыдущего момента. Кроме того, по учению виджнянавадинов, манас, сознавая абсолютное восьмое сознание, усматривает в нем то, что принято называть Я. Читта же, наконец, употребляется как синоним восьмого сознания (алая-виджняна), содержащего остальные дхармы в виде семян или зародышей». (О.Розенберг, Проблемы буддийской философии. Пгд., 1918, с. 187).



(«Материалы по истории и философии Центральной Азии», вып. 3. Улан-Удэ,1968,с. 34–52).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 19.12.08, 20:22 +0000     давно нужно было это написать... Ответить с цитатой

Также, рассматривая вопрос устройства сознания, несмотря на то, что согласно буддийским представлениям, понимание этого понятия много дифференцированнее и разработаннее, необходимо понимать, почему сознание как коррелят дхарм рассматривается в триедином комплексе вместе с чувственными элементами и психическими процессами.


51 психический элемент виджнянавадинов
Б.Д. Дандарон (Улан-Удэ, 1970 г.)



С точки зрения буддийской философии, вся совокупность дхарм (элементов), рассматриваемая как иллюзорное видение, существует только в названиях, но, однако, в сознании она представляется чем-то цельным. В состав сознательного живого существа, или индивидуума, входят все разновидности элементов. По этой причине буддисты считают, что теория дхарм-элементов является анализом самого индивидуума, человека, ибо только в нем, а не в неодушевленных предметах объективного типа содержатся все элементы, т.е. чувственное, сознание и процессы. Однако по этой теории индивид анализируется целиком, т.е. не только материальное его тело, рупа и психическая жизнь, но и все объективное, что он переживает, т.е. весь внешний материальный мир. Эта теория постепенно перерастает целиком в теорию познания человеком самого себя в период анализа совершенствующих путей, где выявляются элементы морального осквернения — клеши из общего состава всех психических элементов индивида, и они сознательно подавляются. В этом отношении философия Сократа подходит во многом близко к буддийской. Сократ больше других греческих мыслителей пренебрегал вопросами, связанными с космогонией и метафизикой, ибо он не видел в них пути для познания человеком самого себя.

Психические процессы, по учению буддистов, это те единичные и мгновенные явления или процессы эмоциональных переживаний, различения, чувства, воспоминания, желания и т.д., которые могут быть усмотрены в моментах сознательной жизни. Эти психические процессы близко связаны с сознанием, однако рассматриваются отдельно от него, как соотносительность сознания, но не как функция его. Познавательный процесс сознания является действием психических элементов в тесной связи с элементами сознания. Даже некоторые представители школы вайбхашиков утверждали, что различные познавательные факторы были более тесно связаны с сознанием, чем атомы материи друг с другом. Этот фактор получил название сампраюкта (mtshungs ldan), т.е. последствие, или оболочка сознания при сопутствии умственных элементов чайтта. Не менее важным фактором в процессе познания является элемент самскара ('du byed). Термин самскара можно объяснить так: например, чувственные элементы (рупа-дхармы — chos kyi gzugs) в независимом своем существовании являются ничем не связанными элементами. Для того чтобы произошло движение, вихрь дхарм, который создает сансару, необходимы еще элементы-двигатели, или самскары, которые направили бы сознание на внешние объекты и этим самым заставили бы элементы вступить в мгновенную комбинацию между собою и, таким образом, заставили бы дхармы-носители всплывать на момент бытия и исчезать.

Одним словом, необходимы элементы-двигатели, которые поддерживают движение, процесс волнения дхарм, эти элементы-двигатели объединяются в одну группу под названием самскара. Интенсивная связь умственных факторов через элементы-двигатели с сознанием составляют психический процесс индивидуума. Эта связь называется сампраюкта самскара (mtshungs ldan 'du byed).

Ранняя буддийская школа вайбхашиков насчитывала 46 разновидностей психических элементов, а виджнянавадины, или йогачары, признают 51 элемент. Психические элементы группируются в шесть групп.



I. Элементы процесса мышления без связи с нравственными категориями

Пять групп элементов, выступающих как вездесущие элементы (kun 'gro):

Ведана (чувство — tsor ba) — это обычное чувство, которое возникает через соприкосновение с внешними объектами.
Санджня (различающее сознание — 'du shes) — процесс различения, или функция сознания, различающая вещи по их свойствам и форме (длинное, короткое, твердое или мягкое и т.д.). На присутствии этого элемента вообще основана возможность сознательной жизни, т.к. иначе все в природе казалось бы одинаковым.
Четана (активность сознания — sems pa) — активность сознания. Под активностью сознания, которая опять-таки отвлечена от самого сознания, следует разуметь, по-видимому, творческое воображение, которое решает или задумывает совершить то или иное действие: телесное, словесное или мысленное. Идея конструктора, проектирующего какой-либо сложный механизм, будет относиться к элементам четана, т.е. к активности сознания.
Намаскара (сознание идейного — yid la byed pa) — сознание идейного. К этой группе элементов относится умственный процесс, от здравого смысла человека в его повседневной жизни до глубоких идейных убеждений.
Спарша (соприкосновение — reg pa) — это начало воздействия всех элементов, из которых состоит индивид. В настоящей жизни индивид проходит много этапов, или моментов, пока он не станет человеком, т.е. пока он не дойдет до расцвета жизни.
Как утверждают буддисты, существо, будучи в эмбриональном состоянии, с момента зачатия имеет все элементы еще в некомбинированном виде. Первый момент новой жизни — пробуждение зачаточного сознания. Дальше идет момент чувственного и нечувственного возникновения шести баз шад-аятана и т.д. В момент соприкосновения (спарша) сознание вступает в связь с органами чувства и объективными элементами. Это значит, что живое существо в утробе матери начинает воспринимать объекты органами чувств, т.е. видит, слышит и т.д. Но оно еще не сознает чувства приятного и неприятного — всего, связанного с этим. По учению буддистов, такое состояние, т.е. состояние без эмоций, продолжается до тех пор, пока данное существо не родится на свет.

Соприкосновение, спарша, — это момент, когда дхармы-элементы впервые в новом вихре принимают то расположение, которое эмпирически переживается как сознание ощущения чего-то объективного (reg pa dang yul sphyad pas gzugs su rung ba). Посредством соприкосновения и ощущения объектов обнаруживается рупа (gzuzs). Ф.И.Щербатской пишет:

Момент цвета (рупа), момент видимого ощущения материи (чакшу) и момент чистого сознания (читта), одновременно вступающие в тесное соприкосновение, создают то, что называется ощущением (или чувственным соприкосновением) — спарша.[1]
В момент одновременного действия всех пяти указанных элементов в интенсивной связи с сознанием происходит познавательный процесс. Это есть первый момент в процессе человеческого мышления без нравственных категорий.



II. Элементы процесса мышления с учетом нравственных категорий

Вторым моментом процесса мышления с включением нравственных категорий является момент действия других пяти элементов в интенсивной связи с сознанием. Эти элементы виджнянавадины называют пятью реальными психическими объектами (yul nges lnga). Здесь пять элементов: чанда, адхимокша, смрити, самадхи и праджня.

В этом мыслительном процессе происходит не только интенсивная связь элементов с сознанием, но и превращение одних элементов в другие, по качеству высшие. Происходит диалектический переход количества в качество.

Если первый, или общий, момент процесса мышления относится к процессу сознания обычного человека в объективном мире, к обычному познавательному процессу индивидуума, то второй процесс мышления относится к сознанию человека, находящегося на пути махаянистического спасения. И все пять психических элементов, входящих в этот процесс, будут рассматриваться с точки зрения махаянистического и хинаянистического путей.

Чанда (желание — 'dun pa) — это активный элемент, который толкает сознание на путь к совершенствованию.
Этот элемент обычно возникает и появляется в тот момент, когда индивид уверовал в Четыре Благородные Истины.

Адхимокша (внимание — chos pa) постоянно сопровождает элемент чанда во всех его проявлениях; дисциплинирует и настораживает сознание.
Смрити (память — dran pa) — элемент накопления или концентрации, который действует только во времени (прошедшем, настоящем и будущем).
Самадхи (созерцание — ting nge 'dzin) — сосредоточение ума.
Этот элемент нарастает от простого внимания до полного сосредоточения ума на объекте мышления, и этим самым ум приходит к ясному пониманию данного объекта. Это первый этап, который называется сампраджнята-самадхи.

На втором этапе наступает момент, когда наблюдается прекращение всех умственных модификаций, т.е. полное отсутствие познания, в том числе и знания объекта размышления. Здесь происходит “переход от количества познавательного процесса в другое качество”, качество отсутствия познания, что выражается потерей объекта мышления; этот процесс называется асампраджнята-самадхи.

Праджня (интуиция — shes rab), мгновенно постигающая запредельную истину, т.е. природу шуньи и абсолюта — нирвану.
В момент постижения асампраджнята-самадхи индивид теряет в объекте мышления его форму и различия. Вместо созерцаемого объекта появляется “неопределенность”, “бездна”, нечто совершенно противоположное всему феноменальному, даже нельзя сказать, что “вместо созерцаемого объекта появляется что-то бесформенное”, и т.д. Но, утверждая, что “там теряется объект мышления”, виджнянавадины имеют в виду потерю всех феноменальных качеств объекта.

Таким образом, теряя феноменальную природу объекта, индивид раскрывает ноуменальную реальность мира, т.е. природу шуньи. Процесс раскрытия ноуменальной реальности совершается интуицией — праджней (shes rab).

Сама же праджня раскрывается на махаянистическом пути просветления ('thong lam).

Четвертый элемент — самадхи способствует раскрытию пятого элемента. Поэтому в шести парамитах махаянистического пути элемент самадхи всегда непосредственно предшествует праджне.



III. Элементы, вызывающие добродеяния

Элементов, вызывающих добродеяния, насчитывается одиннадцать (dge pa bcu gcig). Эти элементы тоже находятся в интенсивной связи с сознанием:

вера (шраддха, dad pa),
чувство стыда, совесть (хри, ngo tsha shes pa),
скромность (апатрапа, khrel yod pa),
бесстрастие (алобха, ma chags pa),
отсутствие гнева (адвеша, zhi stang med pa),
отсутствие невежества (амоха, ti mug med pa),
прилежание (вирья, brtson 'grus),
совершенствование знаний (прашрабдхи, shin tu sbyangs pa),
бдительное отношение ко всем живым существам (апрамада, bag yod pa),
равное отношение ко всем живым существам (упекша, btang snyoms),
никому не вредить (ахимса, rnam par mi cheb).
Сущность или основные характеристики вышеуказанных элементов добродеяния понятны. Но стоит остановиться на десятом элементе, называемом равное отношение ко всем живым существам. Об этом элементе пишет известный тибетский ученый XIV в. Рендапа в книге “Комментарий к Абхидхармасамуччая”[2]:

Сознание, воспитанное на равном отношении ко всем живым существам, достигается при помощи дхьян в результате реализации плода “анагамин”. Индивид, подлинно познавший учение “Об отсутствии индивидуального Я”, обретает невозмутимость. В этот момент в нем открывается истина, что все живое несет в себе частицу Татхагаты, поэтому данное живое существо должно стать для меня одинаковым со всем остальным. Не может здесь быть близких и далеких, любимых и нелюбимых.
Для постижения такого результата требуется подавление клеши неведения (ma rig pa) и элемента различения ('du shes).

К десятому элементу тесно примыкает одиннадцатый, называемый ahimsa — никому не вредить. Здесь равное отношение ко всем живым обретает эмоциональную окраску сострадания, подобного отношению к матери, и, как следствие, перерастает в непричинение вреда никому. Снова “Комментарий...” Рендапы:

Индивид должен концентрировать свою мысль на том, что все живые существа в беспредельных сансарных перерождениях были его матерями. Мы утверждаем, говорят буддисты, что сансара безначальна, и поэтому наши различные перевоплощения безначальны также. Если это так, то мы не можем сказать, что данное живое существо когда-нибудь, в каком-нибудь перевоплощении не было моей матерью. Поэтому мы должны иметь равное сострадание ко всем живым существам, как к своей матери.
Естественно, анагамин, имеющий подобное убеждение, не может породить мысль вредить кому-нибудь.

Указанные одиннадцать элементов добродеяния практикуются на махаянистическом и хинаянистическом путях.



IV. Элементы психического процесса с участием основных оскверняющих элементов

Четвертым психическим процессом индивида виджнянавадины считают психический процесс, где участвуют оскверняющие элементы — клеши. Здесь все элементы, входящие в группу элементов клеша (nyon mongs), также имеют интенсивную связь с сознанием. Они подразделяются на основные и сопутствующие клеши.

Основных клеш шесть:

- страсть (рага, 'dоd chags),
- гнев (пратигха, khong khro),
- гордость (мaнa, nga rgyal),
- неведение (aвидья, ma rig pa),
- сомнение (вичикитса, the tshom),
- пять ложных воззрений (log lta lnga).

В шестую основную клешу йогачары объединяют группу из пяти различных небуддийских, а значит, ложных воззрений. Они суть:

а) Воззрение о разрушаемости всех вещей и явлений (саткая-дришти, 'ji tshogs la lta ba). Представители этого взгляда придерживаются мнения, что все объективные вещи и явления состоят из различных частей, поэтому они без исключения подвержены разрушению. Вне, за пределами указанных объективных вещей и явлений, ничто не существует, стало быть, и не существует абсолютной реальности, называемой нирваной.
б) Признание того, что сансара имеет начало и конец (антаграха-дришти, mth'a 'dzin pa'i lta ba); сюда входят еще два воззрения:
— положение о вечности материи (rtag mthar lta ba),
— отрицание существования потустороннего мира (chad mthar lta ba), загробной жизни, морального закона причины и следствия (кармы);
в) Воззрение, признающее свой взгляд выше всех других взглядов (дришти-парамарша, lta ba mchog 'dzin);
г) Воззрение, признающее нравственный закон выше всего (шила-врaта-парамарша, tshul khrims brtul zhugs mchog 'dzin). Во времена распространения буддизма в Индии были школы, считающие нравственное раскаяние самым высшим добродеянием, причем они признавали именно такую нравственность, которая противоречила буддийской: например, сюда относились те аскеты, которые занимались физическим истязанием своего тела и другими противонравственными, с точки зрения буддизма, поступками.
д) Ложное воззрение (митхья-дришти, log lta).

Клеши (nyon mongs) — это элементы, возбуждающие отрицательные (грешные) поступки. Некоторые определяют клешу как первобытное страдание. По учению буддизма, волнение дхарм, или сансара, безначально ('khor ba thogs ma med), поэтому клеши не есть результаты грехопадения, они не грехи, которые можно искупить, а первобытное страдание, которое должно быть приостановлено. Грех может быть совершен в результате волнения элементов, т.е. в основе безначального волнения лежат элементы самскара — 'du byed. Они производят (обусловливают) нравственно положительные (dge pa) и отрицательные действия (mi dge pa). Нравственно отрицательные действия обусловлены клешами (nyon mongs). Ф.И.Щербатской поясняет это положение так:
Элементы морального осквернения — клеша — всегда имеют место в нашей жизни — сантана (mtshan gzhi) в связанном (скрытом) состоянии. Здесь они имеют форму остатков — анушая, они прикрепляются к другим элементам, загрязняют их, приводят их к столкновению и предотвращают от состояния покоя. Это влияние неспокойных элементов в жизни называется общей причиной — сарватрага-хету, так как оно действует на весь поток жизни — сантана, все его элементы становятся загрязненными. Первостепенная причина этого неблагоприятного состояния — иллюзия, или невежество, — основной член в колесе жизни. Она продолжает существовать и проявлять свое влияние до тех пор, пока крутится колесо и постепенно нейтрализуется и, наконец, останавливается противодействием в форме превышающей ее мудрости — праджня-амала.[3]
Страсть, гнев, гордость, неведение, сомнение — эти элементы входят в группу элементов клеша; как они действуют на сознание, нам известно. Среди них элемент неведение является самым основным. Благодаря неведению феноменальный мир познается индивидом так, что в нем присутствуют все условия для реализации страсти, гнева, гордости, сомнения и т.д. По утверждению буддистов, индивид, подавивший в себе клешу неведения, становится просветленным. Он смотрит на мир иными глазами, через призму мудрости. Тогда, по утверждению Чандракирти, там не остается ничего, кроме бездны — шуньяты, где нет места и условия для реализации страсти, гнева, гордости и т.д.



V. Элементы психического процесса с участием сопутствующих оскверняющих элементов

Пятым психическим процессом является процесс актуализации двадцати видов сопутствующих клеш (nye ba'i nyon mongs pa nyi shu)[4]. К ним относятся:

- злоба (khro ba),
- страх (khon du 'dzin pa),
- скрытность ('chab pa),
- пламенность души ('tshig pa),
- зависть (phrag dog),
- жадность (ser sna),
- мираж, ложное видение (sgyu),
- ложь (g.yo),
- горделивость (rgyags pa),
- наведение страха (rnam par 'tshe ba),
- бесстыдство (nge tsha med pa),
- нескромность (khrel med pa),
- язвительность, терзание других (rmugs pa),
- утомляемость (rgod pa),
- неверие (ma dad pa),
- невыдержанность, аморальность (le lo),
- невнимательность, непредупредительность (bag med pa),
- забывчивость (brjad nges pa),
- непонятливость (shes bzhin ma yin pa),
- состояние смятения (rnam par gyeng pa).

Вся буддийская хинаянистическая практика сводится к тому, как нужно индивиду освободиться от морального осквернения — от клеш. Для полного подавления всех клеш хинаянистический святой — архат проходит два пути: путь накопления добродеяний (tshogs lam) и путь творческий (spyor lam).

Метод подавления клеш сводится к тому, что индивид должен обдумать каждую клешу в отдельности и после осознания ее должен практически, умышленно подавить ее в жизненном опыте. Этот опыт от простого смертного человека (притхаг-джана, so so skyes bo) до состояния архата имеет четыре плода.

По утверждению буддистов, когда ищущий обдумал все (четыре) Благородные Истины и пришел к выводу о необходимости освободиться от страдания, то этим самым он попадает в состояние, именуемое “вошедший в русло” буддийского учения (срота-апанна, rgyun zhugs). Это и есть первый плод. Но до срота-апанна индивид проходит четыре стадии. На последней стадии (пути творческой практики — бхавана-марга) он и обретает состояние срота-апанна. Второй плод — агамин (phyir 'ong). Индивид напряженно сосредоточивается на каждой клеше в отдельности и практически подавляет их. В этом состоянии (агамина) индивид полностью еще не освобождается от клеш, хотя у него воспитывается стоицизм, твердость духа и высшая бесстрастность. В этом состоянии индивид еще один раз рождается в сансаре. Следующий плод — анагамин (phyir mi 'ong). Так называется индивид, полностью очистившийся от клеш и тем самым больше не возвращающийся в сансару, то есть не подчиняющийся закону кармы. Он совершенствуется дальше и достигает последней ступени — архатства (dgra bcom pa). Архат — последний, четвертый плод совершенствующегося. Состояние архата — высшая святость хинаяны, где подавлены все основные и малые клеши. Для достижения состояния архата требуется реализация пяти элементов, перечисленных во втором моменте процесса мышления.



VI. Элементы “обратимого психического процесса”

Последний, шестой, психический процесс называется обратимым психическим процессом (gzhan 'gyur bzhi), где участвуют четыре элемента:

- сон (gnyid),
- раскаяние ('gyod pa),
- иллюзия (rtog pa),
- исследование (dpyod pa).

Эти четыре элемента не входят в состав клеш. Поэтому они не подавляются усилием воли, а сон может быть прекращен просто через напряженное сосредоточение. Остальные три элемента могут быть легко обращены на пользу совершенствования.
Васубандху утверждает, что полная реализация каждого элемента как психического процесса происходит в случае полного совпадения причины (rgyu) и условия (rkyen). Если присутствует причина процесса, но не будет при этом условия возбуждения, то не будет психического процесса раскаяния или угрызения совести и т.п., и, наоборот, хотя есть условие для возбуждения, но не будет причины, то не произойдет самого процесса. Поэтому для прекращения такого нежелательного процесса, как сон при самадхи (сосредоточении), индивид усилием воли может разрушить совпадение причины и условия, т.е. отнимает один из компонентов — причину или условие. Вайбхашики говорят, что для ликвидации “сна” нарушение совпадения компонентов наступает при напряженном сосредоточении.

Таким образом, основатели школы виджнянавады, Асанга и Васубандху (IV в. н.э.) признали указанные 51 элемент психическими процессами (sems byung lnga bcu gcig).



СПИСОК 51 ПСИХИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА

1. Элементы процесса мышления без связи с нравственными категориями
- чувство
- различающее сознание
- активность сознания
- сознание идейного
- вездесущее соприкосновение
2. Элементы процесса мышления с учетом нравственных категорий
желание
- внимание
- память
- созерцание
- интуиция
3. Элементы, вызывающие добродеяния
- вера
- стыд
- скромность
- бесстрастие
- отсутствие гнева
- отсутствие невежества
- прилежание
- совершенство знаний
- бдительность
- равное отношение
- сознание никому не вредить
4. Элементы психического процесса с участием основных оскверняющих элементов
- страсть
- гнев
- гордость
- неведение
- сомнение
- пять неверных (ошибочных) воззрений
5. Элементы психического процесса с участием сопутствующих оскверняющих элементов
- злоба
- страх
- скрытность
- пламенность души
- зависть
- жадность
- мираж, ложное видение
-ложь
- горделивость
- наведение страха
- бесстыдство
- нескромность
- язвительностъ (терзание других)
- утомляемость
- неверие
- аморальность
- непредупредительностъ
- забывчивость
- непонятливость
- состояние смятения
6. Элементы т.н. “обратимого психического процесса”
- сон
- раскаяние
- иллюзия, мечта
- исследование







Примечания

[1] F.I.Stcherbatskoi. The Central Conception of Buddhisin and Meaning of the Word "dharma". London, 1923, p. 55.

[2] Rje btsung reng gd'a pa'i kun btus tikka. Тибетское издание, л.25a.

[3] F.I.Stcherbatskoi. The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word "Dharma". London, 1923, p. 35.

[4] "Nyon mongs chung ngu'i sa pa rnams" или "Biblioteca Buddhica", XX, тибетский перевод "Abhidharmakosa-karikah", Л., 1930, с.144, 145.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 22.12.08, 19:46 +0000     Ответить с цитатой

[quote="orun"]Вот тоже интересная гипотеза:

Цитата:


Двухпалатный ум
Согласно гипотезе Джулиана Джейнса (Julian Jaynes, 1976) интроспективное сознание [сознание современного типа] возникло у человека лишь около трех тысяч лет назад, когда появилась письменность и культура стала более сложной. До того времени человек обладал т.н. бикамеральным разумом, и два полушария мозга действовали до некоторой степени независимо друг от друга.

Че-то я вроде бы как слышал, будто все эти разговоры о двухполушарном мышлении (логика и чувственность) ни на чем кроме случайно оброненной, а потом неправильно понятой, фразы одного исследователя не базируются. Меня это страшно поразило, потому что я с детства привык думать, будто полушарное (плюс потом услышал про "лобное" и "подкорковое") мышление - это есть абс. точно установленный наукой факт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Шэнжэлхэ ухаан болбосорол Часовой пояс: GMT - 3
Страница 1 из 1

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
burweb - бурятские книги




Рейтинг@Mail.ru