| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
anakin ахамад
Зарегистрирован: Oct 11, 2006 Сообщения: 734 Откуда: Шэтэ хото |
Добавлено: 12.07.09, 04:15 +0000 |
|
|
byir писал(а): | если я правильно помню, вплоть до середины 50 годов прошлого века старших сестер называли хээтэй...возможно тут закралась грамматическая ошибка в произведении Хоца Намсараева и она стала преподаваться в школах, с тех пор и пошло... |
А как же тогда шэнэхэнские буряты, последняя волна миграции в Китай которых была в 30-х годах - они что тоже изучали Х. Намсараева? :)
Интересно, а что означают "абгай" и "абжаа" у наших собратьев-бурят (не халха) в Монголии? ИМХО, у бурят во Внутренней и Внешней Монголии, язык сохранился в более чистом виде - примерно как разговаривали лет 100 назад. |
|
Вернуться к началу |
|
Туяна эрдэмтэн
Зарегистрирован: Apr 12, 2004 Сообщения: 1629
|
Добавлено: 12.07.09, 10:28 +0000 |
|
|
BayarGunzenbalay писал(а): | Шаманку звали - Эреэхэн а абжаа было уважительное, как у халхов - гуай. Эреэхэн в том обозе была самая юная по физическому возрасту.
В Кижинге хээтэй больше применяется к абга эгшэнэр, т.е. к сестрам по линии отца. Баабай, аба, эсэгэ к отцу равно как и абгай к сестре. Я слышал вариант "абжаа" от высокого стиля, факт не бесспорный. |
Точнее ее звали Эрешхэн. У меня мама из ее рода. Как объяснял мне нагса-абгай ( дядя по тугнуйски), это было даже не имя, а милое прозвище, которое часто прикрепляется с детства. От слова - эрхэлхэ, баловать. Видимо ее баловали, отец ее тоже был могущественный шаман. А Абжа - имя что ли, получается? _________________ Мнение не бывает истинным, или ложным, а лишь полезным или бесполезным ( Шри Ауробиндо) |
|
Вернуться к началу |
|
Туяна эрдэмтэн
Зарегистрирован: Apr 12, 2004 Сообщения: 1629
|
Добавлено: 12.07.09, 10:33 +0000 |
|
|
anakin писал(а): | byir писал(а): | если я правильно помню, вплоть до середины 50 годов прошлого века старших сестер называли хээтэй...возможно тут закралась грамматическая ошибка в произведении Хоца Намсараева и она стала преподаваться в школах, с тех пор и пошло... |
А как же тогда шэнэхэнские буряты, последняя волна миграции в Китай которых была в 30-х годах - они что тоже изучали Х. Намсараева? :)
Интересно, а что означают "абгай" и "абжаа" у наших собратьев-бурят (не халха) в Монголии? ИМХО, у бурят во Внутренней и Внешней Монголии, язык сохранился в более чистом виде - примерно как разговаривали лет 100 назад. |
Вот именно. В точку вы попали про Намсараева. :lol: А наши монгольские родственники, когда мы обращались к ним "абгай" сначала смеялись, говорили, что это означает просто "женщина". И я бы не сказала, что у них язык в чистом виде сохранился. Очень сильно влияние халхасского диалекта. Я сначала думала, что это потому что мои родственики давно живут в Улан-Баторе. Но в прошлом году встретилась с жителем Дорнода, то же самое. _________________ Мнение не бывает истинным, или ложным, а лишь полезным или бесполезным ( Шри Ауробиндо) |
|
Вернуться к началу |
|
BayarGunzenbalay мүнхэ
Зарегистрирован: Aug 27, 2008 Сообщения: 2222 Откуда: Худан Хэжэнгын тала |
Добавлено: 12.07.09, 10:37 +0000 |
|
|
Туяна писал(а): |
Точнее ее звали Эрешхэн. У меня мама из ее рода. Как объяснял мне нагса-абгай ( дядя по тугнуйски), это было даже не имя, а милое прозвище, которое часто прикрепляется с детства. От слова - эрхэлхэ, баловать. Видимо ее баловали, отец ее тоже был могущественный шаман. А Абжа - имя что ли, получается? |
"Абжаа" применительно к "Эреэхэну" /Эреэшхэну/ больше уважительное. Я отталкиваюсь от произведений Б.Барадина "Ехэ удаган абжаа" и Б.Санжина, Б.Дандарона "Пусть праведный". Но также есть версия, что она была то ли рябоватая, то ли с оспинками. Не секрет, что у шаман бывают изъяны, которые они по разному интерпретируют. Хотя также слышал, что Эреэхэн была очень красивая девушка, что российская знать в Петербурге даже залюбовалась :wink: . А от "эрхэ, эрхэлхэ" никак не может производное "Эрешхэн", может "эрхэхэн". |
|
Вернуться к началу |
|
BayarGunzenbalay мүнхэ
Зарегистрирован: Aug 27, 2008 Сообщения: 2222 Откуда: Худан Хэжэнгын тала |
Добавлено: 12.07.09, 10:47 +0000 |
|
|
byir писал(а): | Чисто логически: аба это мужчина, если попытаться перевести с древнего бурятского: приносить, брать, добывать, в отличии от эжи - хозяйка, смотрительница очага..., абга - это мужчина, почему же абгай должен быть женщиной?
если я правильно помню, вплоть до середины 50 годов прошлого века старших сестер называли хээтэй...возможно тут закралась грамматическая ошибка в произведении Хоца Намсараева и она стала преподаваться в школах, с тех пор и пошло... |
"Абгай" - здесь Намсарайн Хуса непричём :lol: "абгай" также из высокого штиля. Хундэлжэ нэрлэгдэнэ. Также как "ламбагай" и т.д. |
|
Вернуться к началу |
|
Туяна эрдэмтэн
Зарегистрирован: Apr 12, 2004 Сообщения: 1629
|
Добавлено: 12.07.09, 10:51 +0000 |
|
|
BayarGunzenbalay писал(а): |
"Абжаа" применительно к "Эреэхэну" /Эреэшхэну/ больше уважительное. Я отталкиваюсь от произведений Б.Барадина "Ехэ удаган абжаа" и Б.Санжина, Б.Дандарона "Пусть праведный". Но также есть версия, что она была то ли рябоватая, то ли с оспинками. Не секрет, что у шаман бывают изъяны, которые они по разному интерпретируют. Хотя также слышал, что Эреэхэн была очень красивая девушка, что российская знать в Петербурге даже залюбовалась :wink: . А от "эрхэ, эрхэлхэ" никак не может производное "Эрешхэн", может "эрхэхэн". |
А, вот как. Я тоже перевела Эреэхэн как пятнистая. Сомневаюсь, что так могли называть дочь шамана, не боясь навлечь гнев. Да и сама она, несмотря на юность была сильной шаманкой. Я б на ее месте обиделась, будь хоть трижды пятнистая. :lol: От "эрхэлхэ" может быть производное "эрхэлшэhэн" - избалованная. Не всегда это имеет только отрицательный оттенок. Полушутливо же представляются до сих пор: би Бабудоржин дунда ЭРХЭ - бэрхэ басаган :wink:
Я больше опираюсь на легенды тугнуйских старожилов. Разные есть версии о ее смерти, но никто не ставит под сомнение ее красоту. _________________ Мнение не бывает истинным, или ложным, а лишь полезным или бесполезным ( Шри Ауробиндо) |
|
Вернуться к началу |
|
BayarGunzenbalay мүнхэ
Зарегистрирован: Aug 27, 2008 Сообщения: 2222 Откуда: Худан Хэжэнгын тала |
Добавлено: 12.07.09, 10:57 +0000 |
|
|
Туяна писал(а): |
А, вот как. Я тоже перевела Эреэхэн как пятнистая. Сомневаюсь, что так могли называть дочь шамана, не боясь навлечь гнев. Да и сама она, несмотря на юность была сильной шаманкой. Я б на ее месте обиделась, будь хоть трижды пятнистая. :lol: От "эрхэлхэ" может быть производное "эрхэлшэhэн" - избалованная. Не всегда это имеет только отрицательный оттенок. Полушутливо же представляются до сих пор: би Бабудоржин дунда ЭРХЭ - бэрхэ басаган :wink:
Я больше опираюсь на легенды тугнуйских старожилов. Разные есть версии о ее смерти, но никто не ставит под сомнение ее красоту. |
Может тогда "Эрхуушхэ" или "Эрхуудеэ" :lol: тогда получится с.о.: "би Бабудоржын тээли ЭРХЭ- бэрхэ(???) басаган".
Насчет разных вариантов смерти, убедительная просьба не верить литературному домыслу Барадина про подставу Туракина :lol: :lol: |
|
Вернуться к началу |
|
Туяна эрдэмтэн
Зарегистрирован: Apr 12, 2004 Сообщения: 1629
|
Добавлено: 12.07.09, 11:11 +0000 |
|
|
BayarGunzenbalay писал(а): |
Может тогда "Эрхуушхэ" или "Эрхуудеэ" :lol: тогда получится с.о.: "би Бабудоржын тээли ЭРХЭ- бэрхэ(???) басаган".
Насчет разных вариантов смерти, убедительная просьба не верить литературному домыслу Барадина про подставу Туракина :lol: :lol: |
А почему такая убедительная? Вы потомок Туракина? :lol:
У меня еще покруче есть версии. :cry: Впрочем мы с вами увели тему. Вернемся к "абжаа". Если в Тугнуе раньше это слово употреблялось, то почему сейчас сохранилось у агинцев? Может потому что большая часть агинцев ушла как раз из Тугнуйских степей? _________________ Мнение не бывает истинным, или ложным, а лишь полезным или бесполезным ( Шри Ауробиндо) |
|
Вернуться к началу |
|
MOBU зайгуул дуушан
Зарегистрирован: Jul 18, 2003 Сообщения: 3674 Откуда: Урда зvгэй дулаан орон... |
Добавлено: 13.07.09, 04:51 +0000 |
|
|
В семье моей мамы 4 сестры.
1. Абгай
2. Хээтэй
3. Жаа хээтэй
4. Жаа абгай
Не знаю, как называли бы 5-ю сестру, если бы она была, наверное как-нибудь "бага абгай, бага хээтэй".
Жён братьев называют "абгайхан".
Это в Кижинге.
С братьями так (в семье у моего отца 4 брата):
1. Ахай
2. Дундхай (дунда ахай)
3. Бишыханхай (бишыхан ахай)
4. Баханхай (багахан ахай)
Ещё есть Жаахай (жаа ахай) это всё зависит оттого как научат родители. _________________ Гэжэ байжа... Гэдэhээ маажажа байжа...
http://buryat-mongolia.info/mobu/ |
|
Вернуться к началу |
|
BayarGunzenbalay мүнхэ
Зарегистрирован: Aug 27, 2008 Сообщения: 2222 Откуда: Худан Хэжэнгын тала |
Добавлено: 13.07.09, 04:54 +0000 |
|
|
MOBU писал(а): | В семье моей мамы 4 сестры.
Не знаю, как называли бы 5-ю сестру, если бы она была, наверное как-нибудь "бага абгай, бага хээтэй".
Ещё есть Жаахай (жаа ахай) это всё зависит оттого как научат родители. |
Бишыханбгай и бишыханхай. Минии нагсабагайнда тиигэлсэдэг))) |
|
Вернуться к началу |
|
BayarGunzenbalay мүнхэ
Зарегистрирован: Aug 27, 2008 Сообщения: 2222 Откуда: Худан Хэжэнгын тала |
Добавлено: 13.07.09, 04:58 +0000 |
|
|
Туяна писал(а): | А почему такая убедительная? Вы потомок Туракина? :lol:
У меня еще покруче есть версии. :cry: Впрочем мы с вами увели тему. Вернемся к "абжаа". Если в Тугнуе раньше это слово употреблялось, то почему сейчас сохранилось у агинцев? Может потому что большая часть агинцев ушла как раз из Тугнуйских степей? |
Я не потомок Бадана. Просто Барадин не совсем лицеприятно написал про род "галзууд":cry:
Наверное дело касается некой локальной изолированности агинчан. Ведь слово имеет свойство уходить в забытие и снова воскрешать. |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 14.07.09, 00:51 +0000 |
|
|
надо обратиться к старомонгольскому.
абугай-почтенный старый мужчина, отсюда монгольское слово гуай произошло.
абага-дядя по отцу
абагай-почтительная название женщины
Моего дедушку звали Заавгай. от слова Заа-маленький +авгай-брат. он был самым младшим.
В Монголии авгай это жена и женщина бальзаковского возраста.
во внутренней Монголии авгай обращаются к почтенным мужчинам.
Абжаа говорят еще кыргызы, в том же значении как у агинцев. |
|
Вернуться к началу |
|
Zorigoo ахамад
Зарегистрирован: Jul 8, 2003 Сообщения: 502 Откуда: Mongolia |
Добавлено: 14.07.09, 01:59 +0000 |
|
|
Цитата: | А как же тогда шэнэхэнские буряты, последняя волна миграции в Китай которых была в 30-х годах - они что тоже изучали Х. Намсараева?
Интересно, а что означают "абгай" и "абжаа" у наших собратьев-бурят (не халха) в Монголии? ИМХО, у бурят во Внутренней и Внешней Монголии, язык сохранился в более чистом виде - примерно как разговаривали лет 100 назад. |
Дорнодские буряты используют оба слова.
Абгай - приминяет для старших женщин и сестр
Абжа - для родных и близких сестр |
|
Вернуться к началу |
|
Сартул баймга ороошо
Зарегистрирован: Feb 13, 2007 Сообщения: 260
|
Добавлено: 14.07.09, 04:07 +0000 |
|
|
MOBU писал(а): | В семье моей мамы 4 сестры.
1. Абгай
2. Хээтэй
С братьями так (в семье у моего отца 4 брата):
1. Ахай
|
Женушка у меня Кижингинская и вот так (исправл), все более знакомое.
1. Абгай-старшая сестра
2. Хээтэй-вторая старшая сестра
С братьями
1. Ахай-самый старший брат. |
|
Вернуться к началу |
|
Badje1 муухайхан
Зарегистрирован: Jun 11, 2007 Сообщения: 42
|
Добавлено: 14.08.09, 14:19 +0000 |
|
|
У супруги, ее сестры: абжа... (восточные агинские), у меня: авгай... (западные агинские буряты). Даже с друзьями недоразумения получались, сестру друга назвал авгай... поправляли абжа... |
|
Вернуться к началу |
|
|
|