BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Культ почитания старшего поколения у современных бурят
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 22.10.09, 13:54 +0000     Ответить с цитатой

[quote="Зинаида"]
tangut писал(а):
BD писал(а):
http://www.rian.ru/culture/20091002/187230668.html


В Цолге 4 года назад был на свадьбе у родственников, не заметил чтобы к старшим обращались на ты.



Не думаю, что побывка на свадьбе аргумент. на таких мероприятиях на Вы обращаются не только наверное к страшим или родителям. например, я знаю много людей, которые дома родителей называют на ты, а в обществе на Вы. Поэтому на свадьбе-это вполне могло быть.

Я не сомневаюсь в своих родственниках. Давайте оставим в покое мухоршибирских бурят и сконцентрируемся на своем личном отношении к этой проблеме. Какие мысли приходят, глядя на результаты опроса?
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
WarriorSpirit
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Jul 15, 2003
Сообщения: 1945
Откуда: Монголия. Улаанбаатар
СообщениеДобавлено: 23.10.09, 09:23 +0000     Ответить с цитатой

curious1 писал(а):
Дашидондок писал(а):
[Потеря независимости Тибета вопрос сложный. Его невозможно объяснить только религиозным фактором.
вот-вот, именно так. Поэтому так же забавно утверждать, что
songool писал(а):
не будь буддизма буряты были бы как якуты ИМХО.
Это же самая ключевая фраза. У якутов, к вашему сведению, уровень национального самосознания куда выше, чем у бурят

Все буддийские страны отличаются крайне низким уровнем жизни населения, а тайцы, к вашему сведению продают детей в проституцию
В Монголии и буддийской Бурятии от каждой семьи мальчик должен был быть отдан в дацан. Если мальчик был единственным в семье, то он уходил в дацан. Таким образом получилось, что на каждые 3-4 человека, включая стариков и младенцев, приходилось по одному дееспособному мужчине, который ничего не производил. Население Монголии вконец обнищало и государство переходило из рук в руки всех желающих. Если бы не Сталин, Монголии не видать бы независимости, как собственных ушей.

Дальше. Современная Монголия. Граждане Монголии отличаются удивительной гибкостью в отношении новых, невиданных ими религий. Если вы услышите в международных аэропортах Америки монгольскую речь, то 100 процентов это будут миссионеры всех мастей - от евангелистов до мормонов. Где глубокие буддийские традиции у обычного монгольского народа?


Я думаю что поразительное невежество в отношении Азии, Монголии и буддизма в целом все таки заслуживает свой ответ.

Насколько я знаю такие буддийские страны как Япония и Корея стали одними из самых развитых и высокотехнологичных стран, а тотже Китай является одной из четырех крупнейших экономик мира, буквально фабрикой мира. Тот же Тайланд является одной из самых динамично развиваюшихся стран мира.

Далее про Монголию. Из страны военного милитаризованного типа, создавшей наверно известную вам империю с свободой веры, уважением ко всем религиям, стабильной налоговой системой, мировой торговлей и почтой, основанной на законе конституции Их засаг благодаря буддизму с 16 века Монголия стала страной создавшей великолепные памятники искусства и архитектуры, 700 монастырей. Что касается тех детей которые шли в монахи, то не забудьте что Монголия стала теократией и те монахи были и учителями, и лекарями врачами, и математиками зурхай и писарями в канцеляриях, т.е. интеллигенцией по нынешнему, которые разработали 2 новых алфавита, соембо и тод бичиг, и создали театры и оперы. Кстати, монголы не переходили из рук в руки как вы выразились, а сами принялил власть короны манчжурских императоров, потому что во первых они были родственниками монголов, во вторых те имели тамгу великих монгольских ханов и в третьих это способствовало в дальнейшем обьединении западных и восточных и южных монголов без кровопролитных войн. А потом сами монголы, когда не стало манжчуров, провозгласили свою независимость и сталинские решения не сушествовали если бы сами монголы не боролись за независимость.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bayrin
ороошо


Зарегистрирован: Feb 20, 2009
Сообщения: 55
СообщениеДобавлено: 23.10.09, 09:30 +0000     Ответить с цитатой

В наших краях за обращение на ты к старшим можно спокойно схлопотать по роже. В Улан-Удэ многие буряты спохожились с русскими и спокойно обращаются на ты к старшим. Таких надо просто презирать и не общаться с такими.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 26.10.09, 01:17 +0000     Ответить с цитатой

Bayrin писал(а):
В наших краях за обращение на ты к старшим можно спокойно схлопотать по роже. В Улан-Удэ многие буряты спохожились с русскими и спокойно обращаются на ты к старшим. Таких надо просто презирать и не общаться с такими.

Процесс ассимиляции по сравнению с процессом возрождения нации пока преобладает. Нет у многих знания родного языка, но это можно наверстать со временем. Но отсутствие этностереотипного мышления и поведения компенсировать очень проблемно. Если у человека нет стремления к своим национальным традициям, то требовать с него знание бурятского языка и уважительного обращение к старшим бессмысленно. [/quote]
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a-unside
ахамад


Зарегистрирован: Sep 21, 2009
Сообщения: 942
СообщениеДобавлено: 29.10.09, 06:12 +0000     Ответить с цитатой

tangut писал(а):
сконцентрируемся на своем личном отношении к этой проблеме. Какие мысли приходят, глядя на результаты опроса?

Что не могу выбрать ни один из вариантов. Не хватает позиции "на "вы" к старшим родственникам и незнакомым взрослым и подросткам, на "ты" к родителям.
У узбеков нет в принципе обращения на "ты", только "вы" к человеку любого возраста. А если скажете "Вы" казаху, то он на вас посмотрит с удивлением (типа, уж не узбек ли ты?). Зато назвать маму "апа"(обращение к любой старшей женщине, как "тетя" у русских, "абагай" у бурят) - это уважение(???).
В некоторых украинских семьях обращаются на "вы" к родителям. У любого народа свои традиции.
Обращение "та" к любому человеку слышала только у агинских бурят (мамины родственники). Для родственников отца - такое обращение непривычно, если ты не старше, или не очень знаком.
Так что, тут как у какого народа сложится. Мы не единственные в мире говорим "Вы" родителям. Не совсем поняла религиозную подоплеку темы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 01.11.09, 10:23 +0000     Ответить с цитатой

a-unside писал(а):

Что не могу выбрать ни один из вариантов. Не хватает позиции "на "вы" к старшим родственникам и незнакомым взрослым и подросткам, на "ты" к родителям.
У узбеков нет в принципе обращения на "ты", только "вы" к человеку любого возраста. А если скажете "Вы" казаху, то он на вас посмотрит с удивлением (типа, уж не узбек ли ты?). Зато назвать маму "апа"(обращение к любой старшей женщине, как "тетя" у русских, "абагай" у бурят) - это уважение(???).
В некоторых украинских семьях обращаются на "вы" к родителям. У любого народа свои традиции.
Обращение "та" к любому человеку слышала только у агинских бурят (мамины родственники). Для родственников отца - такое обращение непривычно, если ты не старше, или не очень знаком.
Так что, тут как у какого народа сложится. Мы не единственные в мире говорим "Вы" родителям. Не совсем поняла религиозную подоплеку темы.

Данная тема об уважительном обращении к старшим родственникам, в кое число попадают автоматически и родители. Обращение любого вида к чужим людям не затрагивается в опросе, но может обсуждать в теме. Уважительным обращением считается – обращение на «Вы» или же с использованием специальной терминологии (например: «Эжи», «Абгай»). Данная форма обращения является традиционной для бурятского народа. Обращение на «Ты» к старшим родственникам и тем более к родителям является признаком дурного тона, отсутствием воспитания и ассимиляции (русификации). Религия как один из факторов препятствующий потери традиций, в том числе и семейного этикета. Необходимо понять, что это очень важно проявлять не только внутреннее, но внешнее уважение.
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 01.11.09, 10:42 +0000     Ответить с цитатой

Дурилкин писал(а):
Это всё зависит от самих родителей на 100%!Кого и как воспитал то и получи. What You See Is What You Get.

У нас целые поколения выросшие в советское время и с совковым менталитетом. Поэтому желательно, что бы дети поняли ущербность своего воспитания и попытались исправить этот изъян, без претензий к своим родителям. И в свою очередь не повторяли ошибок родителей в воспитании уже своих детей.
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 11.11.09, 13:31 +0000     Ответить с цитатой

Интересная статья о семейных традициях у семейских-забайкальских старообрядцев.Благодаря которым самобытность русского народа фактически сохранилась только у них.
Цитата:

Морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских) Забайкалья.
В основе взаимоотношений между поколениями у семейских лежало уважение к старшим: родителям, дедам и прадедам, бабушкам, старикам и пожилым людям в общине.
Историки, этнографы отмечали некоторое своеобразие отношений в семье: мужчин и женщин, старших и младших, детей и родителей. "У них (семейских - А.Л.) есть свои старики, которые решают многие вопросы, но они не полновластны. Отец семейства имеет большую власть, но не без границ" (Ровинский, 1873,107). "Кто бы ни был глава семьи отец или мать, все остальные относятся к нему с почетом и уважением, он дает тон всей семье, от его воли зависит все домашние". "К старикам родителям глава семьи относится почтительно, спрашивает их совета в делах, заставляет, также почтительно, относится и остальных членов семьи" (Попова,1928,15). "Замужние женщины, особенно не глупые, пользуются большим влиянием в семье. Разводов и каких-нибудь разборов между мужем и женой почти не бывает... семейные отношения чрезвычайно нежные" (Ровинский, 1873,117).
В больших семьях (редко когда в них было меньше 10 детей), складывались и особые отношения между детьми и взрослыми. Ровинский П.А замечает: " если вы видели семейского где-нибудь на стороне или в поле, на улице и мирском сходе, вы его еще не знаете: вы посмотрите его в своей семье и увидите совершенно иного человека" (Ровинский, 1873, 125).
Взрослые к детям относились с любовью и нежностью. "Милой", "бравенький", "дитенок мой" - звучало по отношению к детям. А вот как по этому поводу поется в старинной песне: "Что, женушка, ты женушка // Породи-ка ты мне сыночка // Будто ясного соколочка // Нам при молодости на забаву // Нам при старости на замену" (Потанина, 1977,117).
З.В.Васильцова приводит высказывание Г.Н.Волкова: "В народе веками стойко держится убеждение: дети, конечно, нуждаются во взрослых, но едва ли взрослые нуждаются в детях меньше. Без них непременно наступило бы нравственное вырождение людей" (Васильцова, 1988,107).
Естественны и обратные чувства почтительности и почитания родителей и старших. "Чти отца и мать, не придется тебе горевать", "Где любовь да совет, там и горя нет". Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. "Дети обязаны родителей во всем слушаться, покоить и кормить их во время болезни и старости", - эти наставления не раз приходилось слышать, встречаясь со стариками семейскими.
В чистом виде нравственная основа отношений между родителями и их детьми выступала после выхода замуж дочери или женитьбы сына.
''После свадьбы родители обязан были помогать молодым в течение двух лет. Это уж потом они своим хозяйством жили. Правда это если по закону свадьба, а если бегом ( т.е. без согласия родителей – А.М.) помощи никакой, пока их не простят, не было. ( Записано со слов Павлуцкой Ф.К. , с. Куготы). Уважение, любовь, забота, стремление поддержать друг друга, а со стороны детей – еще и обеспечить спокойную старость родителям, проявляется у семейских с необычайной силой. В обязанности детей входило также честно похоронить и поминать родителей.
С культом предков в народном земледельческом календаре семейских связаны родительские дни поминовения, которых на год приходится четыре, что является отличным от среднерусского земледельческого календаря. "Родителев своих должны поминати , а нас Господь Бог всех помянет. За все потрудимся, на веки спасемся", - поется в одном из духовных стихов старообрядцев. Этому наставлению семейские следуют очень строго и ревностно.
Широкую возможность помириться после скрытых или явных ссор, простить друг другу большие и малые обиды, снять напряжение, возникшее в семье или во взаимоотношениях между соседями, давал обычай просить прощение в определенные дни календаря: в конце Масленицы, на "прощеное Воскресенье"; в Духов день после Пасхи ; в родительский день на Троицу; на Дмитриеву субботу в ноябре.
В эти дни, поминая усопших, люди обращались к ним за помощью в устройстве хозяйства, быта, семьи. Возле молитвенных домов, часовен, церквей, а то и просто возле ворот домов раздавались специально испеченные калачи, булки, - "больным, бедным, нищим". " Хозяйка моя, - пишет Ровинский П.А., остановившись на постой в одном из домов села Бичура, - очень добрая женщина. Подойдет ли нищий попросить милостыню она непременно подаст ломоть хлеба или лепешку, которые в голодное время специально для этого и пекутся, а иногда и копеечку даст, сказав: " прими Христа ради" ( Ровинский, 1873, 125).
А вот как об этом пишет И.Г.Прыжов, посетивший семейских приблизительно в восьмидесятые годы 19 века. '' В дни, называемые «родители» или родительские, женщины из каждого дома нагружают двухколесную тележку-одноколку печеным хлебом, булками, калачами и так отправляются в молельную. Здесь, после часов и панихиды, их ожидают старики и старухи победнее, преимущественно сибирячки или поселенцы, тоже с одноколками, но только пустыми и им раздается все привезенное'' ( Прыжов, 1996, 203).
Культ почитания предков простирался и на другие праздники и обряды. Молодые просили перед свадьбой благословения у своих родителей. Если девушка сирота, она все равно просит у матери благословения, идет к ней на могилу и причитает: "Да ты расступись, мать сыра земля! // Да и ты расколись гробова доска // Да разбудись родна матушка // Да я пришла, да за твоим-то ли // Да благословением (Потанина, 1977,153). А вот как обращается к матери в момент приезда жениха его невеста: "Ты прощай, прощай, родимая // От лихой беды заступница // Белым днем моя печальница // В темну ноченьку богомольница"
(Потанина, 1977,151).
В прощеное воскресенье на Масленицу все друг с другом "прощались". Молодые ездили к родителям прощаться, чтобы после жить дружнее, старушки ходили одна к другой, а к соседям, бывало, родители даже гнали малых детей: "Вы их дразнили, идите прощения просить" ( Болонев, 1978,110). Это было моральным очищением человека и большого и малого, его совести за нанесение своим близким и родным вольных и невольных обид. Народная традиция просить прощения перед Великим постом заставляла, как бы ощутить переход к нравственным наивысшим требованиям к самому себе в преддверии строгих семи недель, продолжавшимся до Пасхи.
Свидетельствами "старины глубокой", а от того особо популярными у семейских, являются родословные фамильные предания. Это такая форма народного поэтического творчества, которая утверждала и намечала пути реализации народного идеала в обществе. " Мой отец шибко хорошо знал, откуда его род идет. А вот нонешнее поколение все по книгам свой род хочет найти, да только не находит. Про это у стариков надо спрашивать", - так заканчивается предание о роде Рыжаковых из села Большой Куналей ( Элиасов, Ярневский, 1963,321). Оно звучит, с одной стороны, как завещание, как наказ о почитании своих корней, людей, связанных с этими корнями плотью и кровью, с другой - как тревога, как боль и напоминание молодежи о сохранении своей родовой памяти.
Гуманистические идеи, заложенные в морально-этических традициях семейских, соотносятся с основными нравственными ценностями и служат одним из средств для более глубокого и полного усвоения основ человеческой морали, воспитания истинно человеческих отношений между людьми.
Семейские часто в разговорах с незнакомыми людьми любят пояснять: "Семейскими называемся мы оттого, что семьями здесь поселились". "Общиной общин" называли такие поселения, так как " у них каждое селение состоит из домохозяйств с большими семьями, достигающими иногда до пятидесяти душ. В каждой семье царит замечательный порядок, основанный на распределении труда между членами ее" (Болонев, 1978,9).

http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=print&op=PrintPage&sid=18
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сартул
баймга ороошо


Зарегистрирован: Feb 13, 2007
Сообщения: 260
СообщениеДобавлено: 12.11.09, 05:34 +0000     Ответить с цитатой

Иногда в маршрутках наблюдаю, что молодые парни буряты к старшим по возрасту водителям мужчинам бурятам обращаются "возьми деньги(оплату)" или просто "возьми" или "останови".
Неприятно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сартул
баймга ороошо


Зарегистрирован: Feb 13, 2007
Сообщения: 260
СообщениеДобавлено: 12.11.09, 05:38 +0000     Ответить с цитатой

Если уж старших родственников на "ты" называют, то что про обращение к посторонним старшим людям
говорить.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 12.11.09, 12:33 +0000     Ответить с цитатой

Сартул писал(а):
Если уж старших родственников на "ты" называют, то что про обращение к посторонним старшим людям говорить.

Действительно, по этой манере обращения к посторонним можно судить какая культура царит в семье этого молодого человека и чему его воспитали родители.

samtol писал(а):
Так получилось, что я работал руководителем коллектива более 200 человек..., причем большинство из них были старше меня. Тем не менее приходилось и приказывать и применять взыскания к ним..., согласен, что старших уважать надо, но ведь и старшие должны быть достойны уважения

Мне так же приходилось применять взыскания к старшим по возрасту людям, но при этом, не роняя их человеческое достоинство. Делал замечание в отсутствии посторонних людей, обращаясь только на вы. Старшие по возрасту люди на работе могут быть ленивыми, недисциплинированными, но вне работы они являются, чьими-то родителями, дедушками и бабушками. То есть людьми, имеющими свой авторитет и уважение, поэтому не нам посторонним людям судить какие они достойные или нет люди только лишь по их работе.
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 12.11.09, 22:28 +0000     Ответить с цитатой

samtol писал(а):

однако я считал и буду считать что достойный человек должен быть достойным во всем...,

С этим полностью согласен, но наше мнение это сугубо личный взгляд.
samtol писал(а):

вообще то я был очень добрым начальником, тем не менее находились люди, которые пытались этим спекулировать..., вот этого я уже не спускал никому

Добрый, но ни кому не спускал? :) Главное чтобы специалист выполнял свои обязанности, а где-то отпустить пораньше или отгул дать уже не проблема.
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a-unside
ахамад


Зарегистрирован: Sep 21, 2009
Сообщения: 942
СообщениеДобавлено: 16.11.09, 13:53 +0000     Ответить с цитатой

Если мы будем говорить "ты" старикам, позволять детям неуважительно отзываться о старших, мы точно деградируем. Ведь чем мы, восточные люди, отличаемся от тех же русских, или, скажем, от других урбанизированных, оторванных от корней, людей? Тем, что поддерживаем родственные связи, не бросаем стариков и детей. Мы не радуемся, если у соседа корова сдохла. Не будем бороться с семьей брата и родителями за общий урожай на даче. Купим в складчину корову на зиму, вложим по возможности, съедим по потребности. И всё это начинается с уважения к старшим.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
frontline
ороошо


Зарегистрирован: Aug 02, 2007
Сообщения: 74
СообщениеДобавлено: 24.11.09, 15:04 +0000     Ответить с цитатой

А сам агинский бурят по крови (но вырос в Улан-Удэ). Никогда своих старших родственников на "ши" не называл. А если бы назвал получил бы немедленно по шее. Впрочем, такое никогда не приходило в мою голову. На бурятском языке ведь обращение к старшему человеку (тем более родственнику) на "ши" сильно режет слух, носит даже какой-то уничижительный оттенок. Позор нам, бурятам, отступать от своих традиций и называть старших на "ты"! Всегда боролся с этим явлением. И младших братьев/сестер, племянников/племянниц всегда заставлял на "та" называть. Кто-то сопротивлялся, но против силы не попрешь))) При этом, когда ребенок называет тебя на "вы" заметно, что в твоем присутствии он начинает и вести себя несколько иначе. Спокойнее, дисциплинированнее.

В общем, мангадууд шэнги болонгуй, аха-захая мэдэдэг, хундэлдэг зандаа улэел даа, буряадууд! Тиигэhаа, бидэнэй убгэрхэ наhанда, мандуудта амьдархада бэлэн лэ байха.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Доржбатуу
ахамад


Зарегистрирован: Nov 23, 2004
Сообщения: 620
Откуда: Америкийн Нэгдсэн Улс
СообщениеДобавлено: 24.11.09, 16:37 +0000     ... Ответить с цитатой

Цитата:
Мы не радуемся, если у соседа корова сдохла.

украинцы в шутку говорят: "радість, це тоді, коли в сусіда корова здохла". На самом деле, это да-алеко не так. Наблюдая сельскую (не городскую!!!) жизнь, "круговая порука", или "сільська взаїмодопомога", явление устоявшееся и неизменное. К тому же традиция обращаться к Родителям на "вы" жива именно в сёлах, а никак не в городе.
У нас, в бурятских улусах, всё вышеописанное имеет место быть в троекратном размере. Сказывается восточный менталитет :) Высшей похвалой было высказывание одного из уважаемых местных стариков (на Прикарпатье): "о, ви, монголи, усі один за одного... Ви сильні, вас не здолали наші предки. А як вас не здолали наші предки, то ви довго житемете"... перевод нужен? А выводы?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Страница 9 из 10

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
burweb - бурятские книги




Рейтинг@Mail.ru