BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Горловое пение
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Aldar
ороошо


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 96
СообщениеДобавлено: 25.09.03, 19:46 +0000     Фестиваль "Дыхание земли" - горловое пение Ответить с цитатой

МОНЦАМЭ

"ГАЗРЫН АМЬСГАЛ" ХЄЄМИЙН ИХ НААДАМ
Москва./МОНЦАМЭ.Есдvгээр сарын 22.П.Шагдар/ "Газрын амьсгал" нэртэй хєємийн их наадам Буриадын нийслэл Улаан-Yд хотод энэ сарын 22-29-нд болно гэж "Регионы.ру" цахим сонинд мэдээллээ. Наадамд Тува, Алтай, Саха, Якут, Халимаг, Монголын хєємийчид оролцоно. Буриадад мартагдсан байсан хєємий 90-ээд оны эхээр сэргэж эхэлжээ. Наадамд Баруун монгол, Тува, Алтайн гээд хєємийн олон барилаар тэмцэлдэнэ. Хєємийлєх буриад барил одоогоор тєлєвшиж байгаа ч сайн хєємийчин хэдийнэ тодроод байна гэж Буриадын ардын уран бvтээлийн тєвийн ерєнхий мэргэжилтэн Сергей Доржиев ярьжээ.
-------------

Как сообщила е-газета "Регионы.ру", в столице Бурятии Улан-Удэ 22-29 сентября пройдет фестиваль горлового пения. М нем примут участие исполнители из Тувы, Алтая, Саха, Якутии, Калмыкии и Монголии. Подзабытое в Бурятии это искусство начало возрождение с 90-х годов. Соревнования будут проходить по нескольким категориям-стилям таким как западномонгольский, тувинский, алтайский. Как сообщил глава Центра национального искусства Бурятии Сергей Доржиев, бурятский стиль только начинает свое становление но тем не менее уже есть хорошие исполнители.

Перевод мой.


Кто-нибудь из форумщиков посетил фестиваль?
Когда я впервые слышал вживую горлове пение, на меня это произвело сильное впечатление. Это совсем не то что слышать по телику, кажется высокие частоты там просто не передаются.
В Германий есть несколько наших групп национального искусства, один из них "Эгшиглэн" месяц назад играл в нашем городе и на немцев это тоже произвело сильное впечатление :). Диски брали нарасхват, тут сейчас повальный бум этнических мелодии и искусства. Было видно что люди просто не ожидали такого. Есть такие песни под морин-хуур как "Хвала Алтаю", "Тэмvvжин", это незабываемо.

Кстати слышал что тувинцы хотя переняли недавно горловое пение у монгольских народов, представляют это в ЮНЕСКО как свою, и там сейчас сложилось впечатление что это тувинское национальное искусство.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
AltaiHangai1
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2003
Сообщения: 714
СообщениеДобавлено: 26.09.03, 05:53 +0000     Ответить с цитатой

Otkuda eto vzyal? Po moemu tuvintsy voobsche i est "mongolskie narody", pust poyut, davaite vsem pet' vmeste :D
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nataliya
Гость




СообщениеДобавлено: 26.09.03, 06:47 +0000     Ответить с цитатой

Но ведь это действительно тувинское национальное искусство, так же как и монгольское национальное искусство, как и бурятское национальное искусство и многих сибирских народностей.

"В Туве, которая считается историческим центром этой традиции, такое пение называют "хоомеем" . На Алтае - каем. Происхождение кая - одна из загадок музыкальной археологии.
Самая интригующая версия гласит, что традиция петь двумя голосами одновременно пошла от шаманов - один голос является при этом голосом самого шамана, а второй - сами понимаете чей. Версия, конечно, спорная, поскольку, кроме шаман кай успешно практиковали и вполне светские люди. По другой версии, кстати, горловое пение возникло как подражание хомузу, обладающим мистическим двухголосием. "
(из Интернета)

Хотя есть мнение , что это горловое пение имеет древнетюркские корни.

http://tibet-cd.narod.ru/shaman/shaman.htm
Вернуться к началу
Aldar
ороошо


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 96
СообщениеДобавлено: 26.09.03, 15:40 +0000     Ответить с цитатой

Ну не знаю возможно раньше и имели но в наше время научились у монголов, наши исполнители учили тувинцев. И хєємий это монгольское слово, так у нас называется горловое пение. Тогда пусть честно называют степным искусством а не своим :).

Тувинцы как тут писали это тюркский народ, но монгольские урянхай конечно монголы (в широком смысле).

2 Nataliya, большое спасибо за ссылку с песнями, сейчас скачиваю.


Последний раз редактировалось: Aldar (26.09.03, 15:47 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aldar
ороошо


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 96
СообщениеДобавлено: 26.09.03, 15:45 +0000     Ответить с цитатой

Тут находится прикольная песня, не хєємий а так сказать шаманский стиль. Стоит послушать.

http://www.mongolnet.mn/mp3_body.php?SubdirID=59 , первая песня
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
buural
ороошо


Зарегистрирован: Sep 25, 2004
Сообщения: 55
СообщениеДобавлено: 23.10.04, 17:05 +0000     Горловое пение Ответить с цитатой

Кто-нибудь знает где можно скачать монгольские песни с горловым пением?
Подскажите пожалуйста!

Мне также интересно, как сохранилась традиция горлового пения в Монголии, Бурятии, на сколько она распространена сейчас, интересно ли это молодежи, остались ли ещё старики которые поют горолом (я не имею в виду профессиональных исполнителей). Интересно ли это вам?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rinchenma
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Oct 08, 2004
Сообщения: 20
Откуда: USA
СообщениеДобавлено: 23.10.04, 20:46 +0000     Re: Горловое пение Ответить с цитатой

Есть интересная информация на TuvaOnline, новости из Республики Тыва:
№9: 21.09.2004 г.
Дина Оюн
Есть мнение: Обертонное пение западных исполнителей и тувинское горловое пение - это две большие разницы!
Несколько дней назад, отвечая на вопрос зарубежного читателя "Тува-Онлайн", кто является чемпионами Тувы по хоомею в этом году, в рубрике "Справочное бюро" мы опубликовали информацию о прошедшем в июле Фестивале горлового пения памяти легендарного хоомейжи Геннадия Тумата. В ней приводились высказанные в ходе фестивальных дискуссий мнения о настоящем и будущем хоомея, разнице в подходе к этому искусству у западных исполнителей. На этот материал начали поступать отклики.
Мы приводим мнение Одри Вайдман (США): "Меня очень заинтересовала информация на сайте, которая касалась дискуссии о перспективах развития хоомея, о том, как сравнивать искусство горлового пения в исполнении тувинских хоомейжи и зарубежных горловиков. Вы пригласили высказать свое мнение любого из читателей Тува-Онлайн, и я хочу воспользоваться этим приглашением.
Мне прежде всего хочется сказать, что никто не может исполнять горловое пение, как сами тувинцы. Природа этого вокального явления не подвластна каждому.Нужно различать обертонное пение и тувинское горловое пение. Когда я слышу обертонное пение в исполнение западного певца, - это просто техника, ничего больше. Но когда звучит горловое пение тувинцев - это звуки человеческой души! Самые естественные и чудесные звуки в мире! Для меня первое и второе - это две большие разницы. И если с практикой в принципе любой может освоить обертонное пение, то в хоомее тувинцам никогда не будет равных!"
Вы можете принять участие в дискуссии, отправив свое мнение по адресу tuva-online@yandex.ru. Оригинал публикации можно запросить через окно поиска по ключевому слову "хоомей" или в рубрике "Справочное бюро"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rinchenma
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Oct 08, 2004
Сообщения: 20
Откуда: USA
СообщениеДобавлено: 23.10.04, 20:54 +0000     Re: Горловое пение Ответить с цитатой

№8: 16.09.2004 г.
Дина Оюн
Назовите имена чемпионов по хоомею этого года. Уверен, это интересно не только мне (Саймон Кент, США)
В этом году международный симпозиум по хоомею и соответствующий фестиваль не проводились. Но вот уже четвертый год в Овюрском кожууне, пограничном с Монголией, проводится фестиваль горлового пения, посвященный памяти легендарного хоомейжи, уроженца этих мест Геннадия Тумата, безвременно ушедшего из жизни.
Фестиваль собрал профессионалов и начинающих тувинских исполнителей, а также около полусотни иностранных любителей горлового пения - из Испании, США и Японии. Самой многочисленной была делегация из Японии, где создана и действует Ассоциация горлового пения. В прошлом году на фестивале "Хоомей" свой высокий класс показали воспитанники Коичи Макигами гитарист и горловик Фуюки Ямакава и обладатель приза зрительских симпатий Коджи Киджима.
Обладателем Гран-При конкурса в Хандагайты после долгих споров стал Мерген Куулар, сын одного из именитых овюрских исполнителей Германа Куулара, возглавляющего также и жюри этого фестиваля. Среди ансамблей лучшим признан "Алаш". Трудным решением жюри воспитанники Конгар-оола Ондара все же опередили местную группу "Адашкылар" (Герман Куулар и сыновья), кызылские коллективы "Чангы-Хая" и "Салгал".
К сожалению, фестиваль не только назвал звезд хоомея, но и выявил определенные болевые моменты в среде тех, кто занимается пропагандой горлового пения , в частности, раскол, местничество и попытку монополизировать это вокальное искусство народа.
При этом, как отметила в интервью с корреспондентом tuva-online член жюри фестиваля музыковед Валентина Сюзюкей, в Овюре состоялся серьезный разговор о проблемах и перспективах развития горлового пения, который помог расставить многие точки над "и". В обсуждении приняли участие как знаменитые хоомейжи Валерий Монгуш, Герман Куулар, Владимир Соян, Борис Херлии, Сергей Куулар, так и зарубежные исполнители. Разговор касался судьбы хоомея. Можно ли так вольно обращаться с искусством наших предков, как это иногда позволяют себе западные горловики, экспериментируя с хоомеем, спрашивали аксакалы. Зарубежные исполнители говорили, что ни в коей мере не оспаривая исконную форму тувинского хоомея, уважая ее, они тем не менее пытаются ее по своему развить, так как это уже мировое достояние. С чем в принципе согласились все участники дискуссии.
Была, наконец, внесена ясность и в то, как же относиться к иностранным исполнителям, практикующим хоомей и пытающимся на равных соревноваться с тувинскими горловиками. Несмотря на их старание по уровню исполнения они явно не дотягивают до мастерства рядовых тувинских хоомейжи. Тем не менее в силу гостеприимства им часто вручаются награды, которых соответственно лишаются местные часто более интересные исполнители. После обсуждения все пришли к единому мнению, что для иностранных участников должна быть учреждена отдельная номинация.
Вы можете высказать свое мнение о перспективах развития тувинского хоомея на сайте tuva-online , отправив сообщение по адресу: tuva-online@yandex.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
WarriorSpirit
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Jul 15, 2003
Сообщения: 1945
Откуда: Монголия. Улаанбаатар
СообщениеДобавлено: 24.10.04, 14:46 +0000     Ответить с цитатой

Насколько мне известно, в Монголии, также как и в Туве, горловое пение широко распространено на западе, и есть много исполнителей, в последнее время - в современной аранжировке иногда встречаются. Выпускаются также и СД.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
buural
ороошо


Зарегистрирован: Sep 25, 2004
Сообщения: 55
СообщениеДобавлено: 25.10.04, 23:00 +0000     Ответить с цитатой

www.hosoo.de - сайт самого известного монгольского исполнителя горловика Hosoo ныне живущего в Германии. На сайте можно скачать также некоторые его песни.

http://mp3.olloo.mn/pafiledb.php?action=category&id=9 - здесь много по ГП! Например Алтай Хангай.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
buural
ороошо


Зарегистрирован: Sep 25, 2004
Сообщения: 55
СообщениеДобавлено: 28.10.04, 00:14 +0000     Ответить с цитатой

BATTUVSHIN was born in the Bulgan province of Mongolia and now lives in Ulan Ude, Buryatia. He is uniquely talented on the limbe and was a Gold Medallist at the International Folk Music Festival in Korea and the Grand Prizewinner at the All-Mongolian Flute Contest. He performs with the best know Buryat folk ensemble - the Baikal of Ulan Ude. With the Baikal Folk Ensemble he has toured in Spain, Iraq, France, England, Canada, Taiwan and Belgium. He also works with the Badma Seseg Folk Ensemble of Ulan Ude. He is an accomplished throat singer and plays the traditional Mongolian string instrument, the morin khur. In 1999 he was named Honored Artist of the Buryat Republic. He has worked with Yara on Flight of the White Bird and Circle.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 29.10.04, 07:30 +0000     Ответить с цитатой

Случайно никто не знает, правда или нет, что у южносибирских тюрков различается 2 вида горлового пения:
хоомэй пение без слов
хай (кай, певец - кайчи) - пение с текстом (со словами), т.е. песня в полном смысле
И как монголы различают это (если проводят вообще такое различие) ?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
buural
ороошо


Зарегистрирован: Sep 25, 2004
Сообщения: 55
СообщениеДобавлено: 29.10.04, 11:46 +0000     Ответить с цитатой

Ну вообще видов горлового пения достаточно (ни как не два)!
Ктому же хоомей это стиль, который в большенстве случаев поётся со словами.
Ниже небольшой материал по горловому пению(далее ГП), про стили. Правда на основе тувинского горлового пения. А ГП на стили монголы разделяют почти как тувинцы (т.е. названия может и разные но по звучанию стили схожи - правда название стиля хоомей одинаково и у монголов, и у тувинцев)!

Немного о горловом пении(для справки):

ТИПОЛОГИЯ
Понятие «стиль» объясняется многообразием вкладываемых в него смыслов. Его относят к индивидуальным особенностям исполнителей, например: стиль певца Хунаштаар-оола Ооржака, Максима Дакпая, Геннадия Тумата (в этом значении он приближается к понятию творческой манеры) он также является одним из самых употребительных понятий в значении метода и связывается именно с особенностями приемов сольного двухголосия, каждый из этих приемов обусловлен определенной функцией, звукоизвлечением, присущем именно данному стилю, имеет традиционное наименование, связанные с ним характерные субстили, где, так или иначе, варьируется звуковая ткань.

Стили: ХООМЕЙ, СЫГЫТ, ЭЗЕНГИЛЭЭР, БОРБАННАДЫР, КАРГЫРАА , со многими субстилями, являющимися производными от них, где каждый имеет свою резонансную зону, свой регистр, свой механизм звукоизвлечения, свой тембр.

ХООМЕЙ
Яркий по силе звук в гудящей по тембру средней тесситуре в сказках обозначается хоомей.
По нашим наблюдениям стиль - хоомей можно рассматривать как исходный, или базовый стиль в бытовании хоректээр. Хоомейжи старшего и младшего поколения повторяют общеизвестное тувинское выражение о том, что хоомей – отец или праотец всех других стилей. Большинство музыкантов отдает предпочтение именно этому стилю из-за относительно удобного звукоизвлечения в среднем регистре. Глубокие звуки хоомея, особенно нижнем регистре, похожи на унисон гобоя и кларнета.
На первый взгляд, стиль хоомей как будто не допускает мысли о его более раннем происхождении по сравнению с другими стилями, поскольку мы говорим об их общем приеме в пределах данной традиционной музыкальной культуры. Однако, если глубже взглянуть на природу этого исполнения с его способами интонирования, контрастного звукоизвлечения, то предположение об исходности хоомея вполне подтверждается. Стиль хоомей, приближаясь, по существу, к пению, также выполняет переходную функцию, являясь специфическим произведением искусства, нередко выполняя утилитарную функцию колыбельной песни в особом стиле опей хоомейи (колыбельный хоомей) для усыпления ребенка. При этом исполнитель сопровождает интонирование равномерным покачиванием своего тела из стороны в сторону. Его пение опирается на ключичное дыхание, словообразование легкое – на губах; занимает промежуточное положение между речью и пением, а когда исполнитель утомлен, например, качая ребенка, он только «увайкает» (баюкает) через нос. Обертоновые мелодии почти отсутствуют. Пение при людях - громкое, с большим упором на диафрагму, и с заметным нажимом на грудные резонаторы, а в юрте, когда исполнитель один над колыбелью, – тихое.

СЫГЫТ
Для обозначения пронзительного тембра в высоком регистре существует термин сыгыт
Для него характерен мелодический зачин, осуществляемый приемом хоректээр. Обертоны стиля сыгыт звучат в резком свистящем тембре, напоминающем тембр флейты пикколо в том же регистре. Опорный остинатный звук средних звуков малой октавы движутся на протяжении одной пьесы. При непрерывном пении стиля сыгыт гласные звуки не слышны, так как извлекаются приемом хоректээр при предельном напряжении дыхательных путей в отличие от других стилей.

Основная особенность стиля сыгыт, отличающая его от всех остальных стилей, заключается в особой технике звукоизвлечения: корень языка продвинут вперед, опорный звук в основном извлекается вибрацией язычка и его степенью подъема к небу. В стиле сыгыт он является главным органом, управляющим воздушной струей. Поток воздуха, полученный не гортанью, не ложными голосовыми связками, а именно в результате применения приема хоректээр, приводит в вибрирующее колебательное движение язык. Когда звучит одноголосие в низком регистре, обертоновые призвуки отсутствуют, а двухголосие обычно звучит в низком и высоком регистре одновременно. Для стиля сыгыт характерны мелодии восходящего звука. Это особенно проявляется в исполнении Г. Тумата «киштээр» на 10 и 12 обертонах от 2-го опорного остинатного звука глиссандирующее восхождение на октаву вверх в конце распева в момент звучания. Вокализацию гласных в таком высоком регистре разрешить невозможно, и взаимосвязь между пением гласных и образующими ее обертонами неустановима. Обертоновые призвуки превращаются в тремолирование на двух звуках. Это основное отличие стиля сыгыт от остальных стилей.

КАРГЫРАА
Нижний звук в народе обозначается как каргыраа
Этот стиль народные исполнители классифицируют по тембру и высоте. Более высокие, светлые и мягкие по звучанию и в умеренном движении носят название хову каргыраазы («степное каргыраа »), а более низкие, густые кожагар каргыраазы («горное, пещерное каргыраа »).
Основной формой стиля каргыраа является связное пение с четкой логическо-смысловой связью звуков и вокализмом (состав всех гласных звуков тувинского языка), где поются орнаментированные мелодии широкого дыхания.
Тембровый контраст и регистровая амплитуда образуют разные субстили.
Среди них хову каргыраазы (степное каргыраа ) – один из самых популярных разновидностей исполнения каргыраа .
Для него характерно звучание протяжное, мягкое, широкое. Исполнителем показаны просторы ровных степей, гор. Периодически поется текстовой зачин. Опорный остинатный звук извлекается в полуоткрытом положении рта. Обертоны и гласные чередуются в напеве параллельно. Каждому обертону соответствует одна гласная из букв: а, э, \, =.
Часто исполняется даг каргыраазы (горное каргыраа ). Он более суров. В нем ощутимы мощь и величие гор, имеет место более плотный носовой тускловатый звук.
Думчук каргыраазы (носовое каргыраа , назализация*). Его отличительная особенность заключается в периодическом выпускании воздуха на резком двойном вдохе и выдохе через нос и через рот. Мощная вибрация положительно действует на легкие, и все тело. Пение позволяет расслабиться физически, сконцентрироваться духовно. При пении дисгармония не возникает, частотный диапазон извлекаемого звука достаточно широк.

По материалам http://khoomei.narod.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
buural
ороошо


Зарегистрирован: Sep 25, 2004
Сообщения: 55
СообщениеДобавлено: 29.10.04, 11:52 +0000     Ответить с цитатой

На счёт южносибирских тюрков:
вот выдержка из интервью алтайского музыканта Ногона Шумарова:
Все эпосы у нас поются под гортанное пение. Оно называется Кай, я могу 20 стилей и субстилей кая назвать. Выделяют основные 4: кархара, кюмей, сыгыт и сыбысхи.
Кархара это низкий, вороний стиль - это птичье подражание. У нас есть мифическая птица Кангреды - птица с львиной головой. Кархара это звук подземного мира, сердца земли. Переводится как :дребезжать, хрипеть. Еще у нас говорят "Кахраха кайдар".
Кюмей, у нас обычно еще говорят - "Куйле хайдар" - это как бы гудеть. Это земной звук.
Сыгыт это плачь по усопшему, обычно поют женщины, для меня поразительно, что последнее время сыгыт стал стилем пения.
Сыбысхы это охотничий свист. Это носовой звук, небесный звук.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 29.10.04, 13:26 +0000     Ответить с цитатой

Спасибо! Наконец-то хоть немного для себя смог разобраться в специфике горлового пения. Я слышал есть у алтайцев красивый миф о происхожении хоомэй.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Страница 1 из 8

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Заказать книгу 5 лет одиночества Надежды Цой




Рейтинг@Mail.ru