BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


род урянхай
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 04.04.05, 08:42 +0000     Ответить с цитатой

to anzan
po vsei mongolii rody uryanhai, urianhan i urianhad obitayut. i k nim yesho mojno dobavit' podrodov hun zelme, arig.
k svedeniu kent4u moya mama iz roda urianhan iz gobi-altaiskogo aimaka.
dorogoi anzan nemnojko podojdite ya tut vyloju vse svoi materialy.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 04.04.05, 12:05 +0000     Ответить с цитатой

Поскольку я знаю "урянхайцы" (в смысле что которые не имеют другого названия или представления своего рода) у нас в Монголии все монголоязычные.
Халха-урянхайцы (урианхай, урианхан, урианхад) думаю что больше чем ойрат-урянхайцы.

Когда-то одним из сильных туменов из 6-ти туменов халха были урианхайцы. И они восстали против Даян хана?? Боди-Алаг хана??? не по памяти извиняюсь. И чингизиды их подавили и разделили по всем туменам, поэтому урианхайцы так разбросаны по всей территории монголии.

Ойраты-урянхайцы как я читал в одной книге были переселены из внутри страны (нынешняя Внутр. Монг.) в Алтай после подавления Джунгарской империи.

Урианхайцы (живущие в Баян-Улгийском и Кобдосском аймаке) все монголоязычные (ойратский диалект) но у них имеется род-элкин схожие с тывынцами Танну-ола, наример зоот - чооду и т.п.

Некоторые исследователи (в основном из Внутр. Монг.) считают что урианхайцы из Бурхан Халдуна, т.е. центральной Монголии, переехали на запад в север Танну и Саян ассимилировались тюркам. Это конечно очень необоснованная теория.

Тувинцы (тывалар) очень тесно связаны по всей стороне жизни, обычая, культуре и душе с монголами (халхасцами): одежда, обычай, вера, сила и т.п.

Но при этом они сохранили свой язык в отличие от урианхайцев :lol: .

Монголы тувинцев называют "урианхайцами" но они самих себя называют "тыва" и на международном смысле называют себя (напр: для монголов и русских) "урянхаи".

-------------------------------------------------------
PS: kent4u сен тыва оол силер бе?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 04.04.05, 16:14 +0000     Ответить с цитатой

Пара слов, мое мнение, так сказать.
Слово урянхай по-моему явно имеет монгольскую этимологию. В термине выделяется суффикс -нхай,
активно употребляющийся и ныне в монгольских языках, напр., в слове уранхай "разорванный".
Вариант того же суффикса: -мхай, например, в слове мартамхай "забывчивый", где марта- "забывать".
Может быть, суффикс на самом деле распадается на два: -н (или -м) и -хай. Это надо уточнять у лингвистов.
В этнониме уряанхай (бур. форма) или урианхай (халха-монгольская) помимо суффикса высвечивается снова уряа (уриа), имеющая в монгольских языках значение "призыв", "клич", "приглашение". Однако, есть еще якутская форма ураангхай, о которой я пока не могу уверенно судить. О том, кто подразумевался под этнонимом уряанхай, много писали и
спорили. Известно, что у многих народов термин уряанхай или его "производные" является нарицательным обозначением этносов, проживающих в лесу. Есть сведения, что урянхайцами звали лесовиков маньчжуры и корейцы.
Первые достоверные упоминания этнонима, кажется (но не могу быть уверенным абсолютно), были сделаны в 13 веке в "Сборнике летописей" Рашид Аддина. Этот ученый, находившийся на службе у монголов, отметил существование двух племен носивших один и тот же этноним. Одно племя (просто урянхайцы) жило примерно в Онон-Керуленском междуречье среди так называемых ононских монголов (т.е. этноса Чингисхана), более того, считалось одним из собственно монгольских племен группы (если не изменяет память) дээрлэгэн (в персидском тексте - дарлекин). Это были совершенно точно настоящие монголы. В мифологии о них отмечается одна черта - связь с кузнечеством.
Из них происходил знаменитый полководец Субэдэй, сын кузнеца Джарчиудая. Сын Субэдэя Урянхатай также был отличным полководцем.
Рашид Аддином отмечено и другое племя, названное им ОЙН УРЯНКА, что по-монгольски означает "лесные (ой - лес, ойн - лесной) урянхайцы". Эти жили где-то к западу от Байкала. О их языке достоверных сведений нет, но есть косвенные соображения в пользу того, что все-таки это были монголы. Дело в том, что, как уже выше писали, именно ойн-урянхаи сформировали особую тысячу, охранявшую родовой погост чингизидов. Данный факт, конечно, нельзя интерпретировать как некое небывалое благоволение монгольских императоров к этому племени. Проживание в р-не кладбища чингизидов означало в том числе и отдаление от реальной политической и военной власти, что специально подчеркнуто Рашид Аддином "из них никто не ходит в ставку великого хана и не известно о великих людях из них" (примерно цитирую по памяти, но смысл в общем такой). Но с другой стороны, именно стражам погоста выпадала в определенные моменты роль участников наиболее сокровенных церемоний культа предков. А это уже говорит о том, что самими чингизидами ойн-урянхаи воспринимались как этнос достаточно близкий.
В составе бурятского народа, по всей вероятности, есть представители обоих племен - и лесных урянха и собственно урянхаев-дээрлэгэнов. Первые встречаются среди западных бурят, вторые - среди селенгинских и джидинских.
В 17-18 веках маньчжуры, подойдя к Туве, а затем включив ее в состав Дайцинской империи, назвали урянхайцами этнос, которые ныне зовет себя тывалар (тувинцы).
Многие ученые пытаются найти этноним уряанхай в китайских терминах. Например, многие усматривают именно уряанхов в кит. УЛОХЭУ, которым в 10 или 9 в. называли племя, живущее в р-не оз. Буир-нур и восточнее. Однако, некоторые монгольские ученые не без оснований видят тут племя ОЛХОНУУД, из которого происходила мать Чингисхана - Оэлун. Олхонуты к сер. 12 века уже зафиксированы как одно из племен Союза ХУНГИРАД, но изначально, видимо, это было самостоятельное племя. Я лично склоняюсь к тому, что улохэу это олхонуты.
Вообще, происхождение термина уряанхай, а также урианхан, як. ураангхай - очень загадочная и интересная проблема в науке. Согласия между учеными окончательного пока нет. И не менее интересной загадкой остается происхождение этнических групп, которые в разное время носили этот термин как свой этноним или как прозвание от своих соседей.
Т.е. экзоэтноним, типа латыши зовут русских криве, а сами русские себя так не называют, нас русские всех подряд зовут бурятами, и мы и сами теперь так себя именуем, хакасов русские назвали раньше минусинскими татарами, хакасы и до сих пор называют себя тадар, так же и тувинцы себя зовут тывалар, а маньчжуры и одно время русские звали их урянхайцами, из чего и поныне некоторые тувинцы думают, что они и есть те древние уряанха.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Kent4u
ороошо


Зарегистрирован: Jan 16, 2005
Сообщения: 89
Откуда: Tuv-Mgl-Rus
СообщениеДобавлено: 04.04.05, 18:04 +0000     Ответить с цитатой

enhd писал(а):
PS: kent4u сен тыва оол силер бе?


Шу-де! :D
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Seleme
муухайхан


Зарегистрирован: Apr 04, 2005
Сообщения: 204
Откуда: Tuva Uls
СообщениеДобавлено: 04.04.05, 18:09 +0000     Ответить с цитатой

Нет урянхайцев, кроме тувинцев :!:

И Субудай - вождь их :!:

Шу-де, тывалар!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 04.04.05, 18:29 +0000     Ответить с цитатой

Seleme писал(а):
Нет урянхайцев, кроме тувинцев :!:

И Субудай - вождь их :!:

Шу-де, тывалар!!!


Ух, как круто сказано! Прямо напомнил символ веры в исламе "нет божества кроме Бога, и Мохаммад пророк его!"
Если серьезно, то какие-то сведения исторические существуют на счет связи между урянхайцами Субэдэя и совр. тувинцами? Очень интересно было бы узнать, а то у нас маловато информации по истории средневековых тувинцев.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Seleme
муухайхан


Зарегистрирован: Apr 04, 2005
Сообщения: 204
Откуда: Tuva Uls
СообщениеДобавлено: 04.04.05, 18:35 +0000     Ответить с цитатой

Владимир Чивилихин
"Память"(Роман-эссе)

Рецензия на книгу по ссылке.

http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/CH/Chivilihin/pamat2/Pamat_Pril.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Seleme
муухайхан


Зарегистрирован: Apr 04, 2005
Сообщения: 204
Откуда: Tuva Uls
СообщениеДобавлено: 04.04.05, 18:56 +0000     Ответить с цитатой

Чаданец писал(а):
Цитата:
Расширяющийся клин завоеваний захватил Среднюю Азию, земли афганцев и персов. Субудай, как всегда, скакал резвее и дальше других. Многие страны и народы на века запомнили его кровавый след, потому что далеко не все встречные города покорялись подавляющему превосходству орды, и в этом случае верный пес Чингиза не уступал своему хозяину в жестокости. К югу от Тегерана, на скрещении важных караванных путей Востока, стоял большой город персов Кум. Субудай и Чжэбе "перебили всех тамошних жителей, а детей увели в полон".
От нашествия страдал прежде всего народ, часто бросаемый султанами, ханами и богатеями на произвол судьбы. Когда Субудай дошел до Дамгана, "население города укрылось в окружающих горах, а простой люд и чернь остались в городе и не выразили монголам покорности. Монголы перебили их сборище". Из Ирана авангардные орды направились в Закавказье и в каждой местности, попадавшейся на пути, по своему всегдашнему обыкновению, учиняли избиение и грабеж. В пограничных районах Грузни они перебили десять тысяч человек, но в леса и ущелья не пошли - вернулись на юг зимовать. Должно быть, этой зимой-передышкой Субудай снесся с Чингизом, тоже находившимся в военном походе. Согласно китайской "Юань-ши", он даже как будто опережал завоевательные планы хозяина: "В год под циклическими знаками 1223 Субутай представил Чингизу доклад, в котором просил послать его против кипчаков". Получил, очевидно, согласие, и вот орда снова в Грузни, чье воинство успело собраться и приготовилось достойно встретить врага. Субудай, однако же, использовал против этого сильного, воодушевленного крайней необходимостью защиты родины войска давний прием степной войны - оперативный простор в одной из широких грузинских долин, сильную засаду, обманное "паническое" отступление, последующее окружение и уничтожение стесненного в беспомощную кучу противника. Рашид-ад-Дин описывает, что Чжэбе укрылся в засаду, "а Субудай с войском пошел вперед. В самом начале сражения монголы бежали; гурджии пустились их преследовать. Чжэбе вышел из засады; их захватили в середину и в один момент перебили тридцать тысяч гурджиев". Вслед за этим - проход через Дербент, столкновение с кипчаками, Калка.
Китайская "Юань-ши" посвящает Субудаю, единственному полководцу орды, отдельную биографию, но лишь скороговоркой сообщает о его победе над кипчаками и объединенной ратью русских князей Ми-чисы-лао (то есть Мстиславами.-В: Ч.), которых Субудай "одним боем заставил сдаться"...
Дипломатические и военные подробности событий на Калке мы позже разберем, уточнив, что называет китайский хронист "сдачей". В той же биографии Субудаю приписывается мысль о последующей организации войска:
"Субудай представил затем Чингизу доклад о том, чтобы образовать особый корпус из... меркитов, найманей, кераитов, хангинцев и кипчаков, на что последовало согласие Чингиза". Может, это действительно был какой-то особый ударный корпус, а может, просто давний принцип формирования войск орды был зафиксирован с двадцатилетним запозданием. Для нас важно другое - средневековые историки дружно, в один голос, подчеркивают заслуги главного полководца Чингиза, и конечно, не без оснований. Именно под его командованием орда, мгновенно покончившая с государством Хорезмшахов, стремительно, как смерч, рванулась в Персию и Закавказье, всюду сея смерть, растоптала селения северокавказских народов, потом половецкие становища, овладела Крымом и Причерноморьем, разгромила соединенное воинство русских и половцев.
Субудая после Калки якобы догнал приказ Чингиза - повернуть морды коней на восток. Рейд по богатым странам Востока дал главное - добычу в виде золота и других драгоценностей, которая уже, наверное, обременяла конников, да и в Монголию один за другим приходили под конвоем вереницы рабов, караваны и обозы с Запада. А перед Субудаем снова, как в стране чжурчжэней, оказались хорошо укрепленные города, и он узнал, конечно, от пленных, разведки, да уже и по собственному опыту, что эти неприятели хоть и доверчивы, но "чрезвычайно круты", как сказано об "орусах" в "Юань-чао би-ши". Разведывательный рейд на запад был более чем успешно завершен, и если вправду последовал такой приказ великого хана, то был он отдан и по другой важной причине - на Дальнем Востоке назревали тревожные международные события, за которыми Чингиз, очевидно, внимательно следил...
... В средневековых манускриптах есть удивительная по силе и краткости характеристика главного полководца орды, сделанная китайским хроникером через высказывание другого чжурчжэньского военачальника - Хады. Перед смертью Хада, как и Чэнхошан, тоже пожелал увидеть своего победителя, но совсем по другой причине. Когда Субудай спросил, что заставило Хаду этого добиваться, тот ответил: "Твое чрезвычайное мужество. Небо, а не случай родит героев! И так как я теперь тебя видел, то спокойно пойду на казнь"...
... Субудай не был монголом, то есть представителем той народности, этническую основу которой составили северокеруленские племена "мэнгу", "мэн-ва", роды борджигин, тайчжиут и другие.
Взгляните на физическую карту Евразии. В самом центре Великой Степи расположена алтайско-саянская горная система. Мне посчастливилось побывать во многих ее районах - в Туве и Горно-Алтайской автономной области, в Хакасии и Горной Шории, на юге Красноярского края и в Иркутии, на хребтах Иолго, Хамар-Дабан и Абаканском, на Телецком озере и в Казырской долине, на шорской речке Мрас-су и саянской Тубе. Можно сказать, что и родился-то я здесь, на самом северном отроге Алатау: в районе Мариинска - Тайги кончается всхолмленная местность, к северу идут уже низины, переходящие в нарымско-васюганские хляби, и наши места стокилометровой полосой соединяют алтайскую черневую тайгу с урманной томской. От самого Урала станция Тайга имеет на Транссибе высочайшую для Западной Сибири отметку, и в наших лесах те же кедры, кандыки, сарана и марьин корень, что на Алтае или в Саяне. Леса этой горной страны - богатейшие во всей Сибири, в них водится ценный пушной и снедный зверь, включая благородного оленя с его чудодейственными пантами, кедровники дают орех, подлесок - ягоды, реки - рассыпное золото и рыбу, травостои - мед, лекарства и корм скоту, недра- руды, которые еще в глубокой древности обращались в железо, бронзу, серебряные изделия.

В алтайско-саянских горах с доисторических времен жили люди, а бурная история Великой Степи издревле перемешивала ее народности и этнические группы. Тысячелетиями сюда стекалась степная вольница, угонщики табунов, искатели приключений, батыры, поссорившиеся с родичами, оскорбленные тиранством беглецы. В борьбе за существование, в опасных переправах через бурные реки и высокие горные перевалы, в охоте на медведей и козерогов формировался особый тип азиатского горца -это были смелые до отчаянности люди, физически крепкие, выносливые, умеющие владеть оружием и легко переносящие жару и холод. И в самом центре этой страны из разноплеменных элементов сложились с незапамятных времен не слишком многочисленные, но стойкие и сильные племена, называвшие себя "туба", по китайским источникам - "дубо", по Рашид-ад-Дину - "урянхи", по востоковедческой терминологии - "дуболары"...
Из фундаментального труда Г. Е. Грумм-Гржимайло "Внутренняя Монголия и Урянхайский край" мы узнаем, "что Чингиз-хан набирал из них свои отборные дружины, что они же входили в состав его гвардии". (Курсив мой.- В. Ч.) В том же труде со ссылкой на различные источники указывается, что свою славу отменных воинов урянхайцы пронесли через века, принимая участие во многих азиатских войнах. Известный граф Рагузинский, занимавшийся в XVIII веке установлением сибирских границ, например, уточнял в своих "Записках" южносибирские военные и политические обстоятельства: "...наилучшие войска мунгальские и называются урянхи", а один монгольский полководец нового времени для тяжелейшего военного похода сквозь Тибет в 1717 году "составил свой 6-тысячный корпус главным образом из урянхайцев" - это уже из французского исторического труда. Через сто лет после этого похода остроту урянхайских сабель испытали на себе, кажется, и сами французы: "Среди волжских калмыков имеется поколение уранхус, которое в Отечественную войну, а именно под Лейпцигом, отличилось чрезвычайной храбростью".
Так вот, Субудай так же как и Чжельме, другой "пес" Чингиза, некогда спасший ему жизнь, были урянхайцами. Добавлю, что громкие победы Хубилая и Монке в Китае также нельзя приписывать только этим потомкам Чингиза. Нет, Субудай к тому времени уже, наверное, вышел, как говорится, в отставку или же умер, но его сменил другой урянхаец, который даже в имени своем, быть может даже кличке-псевдониме, сохранил название родного народа. Ссылаясь на Рашид-ад-Дина, почти современника и, бесспорно, лучшего знатока событии, Г. Е. Грумм-Гржимайло пишет: "Знаменитые монгольские полководцы Субудай, сподвижник Чингиз-хана, и Урянктай, сподвижник Монке и Хубилая, были родом - урянхайцы". Субудай, как мы уже знаем, был не только сподвижником Чингизхана, но и наставником его сына Толуя, однако на этом его исключительная роль в войнах XIII века не завершилась. Что же касается Урянктая, то я приведу о нем сведения из древних китайских летописей, не отвечая за их достоверность: "Урянгдай... ходил с Гуюком в 1245 году против чжурчжэней". "...А еще с князем Баду на кипчаков, русских, оболеров и других"... "В 1246 году он снова ходил в карательную экспедицию против Болеров и Немисы". Позже, при завоевании Южного Китая, он стал главным полководцем орды. Добавлю, что Урянктай приходился Субудаю родным сыном...

Владимир Чивилихин
ПАМЯТЬ (Роман-эссе)
Книга вторая


Как вам Тыва?


http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&p=48722

И еще, Владимир Чивилихин за свой роман-эссе "Память" стал лауреатом Государственной премии СССР в 1982 году.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 04.04.05, 19:21 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:
И в самом центре этой страны из разноплеменных элементов сложились с незапамятных времен не слишком многочисленные, но стойкие и сильные племена, называвшие себя "туба", по китайским источникам - "дубо", по Рашид-ад-Дину - "урянхи", по востоковедческой терминологии - "дуболары"...

Во-первых, кто и на каких фактах доказал, что ДУБО и УРЯНХИ - это один этнос? Это просто версия. А без доказательств ее надо будет назвать чисто умозрительной, даже не версией, а допущением.
Впрочем, может быть есть аргументы, тогда будет интерсно.

Во-вторых, в любом случае тут говорится о племени ОЙН-УРЯАНХА, а не об онон-керуленских урянхайцах, к числу которых относился Субэдэй.

Цитата:
... Субудай не был монголом, то есть представителем той народности, этническую основу которой составили северокеруленские племена "мэнгу", "мэн-ва", роды борджигин, тайчжиут и другие.

Это дубоватая фраза, имхо. В ней нет ни грамма доказательств и аргументации, одна безаппеляционная уверенность в своей правоте, плюс неточности типа поставления в один ряд терминов мэнгу, мэнва, борджигин и тайджиут.
Самое дубовое в этой фразе - употребление понятия монгол. Автор говорит "не был монголом", хитро заужая круг этносов, объединенных политономом МОНГОЛ. В то же время он не хочет использовать слово МОНГОЛ как языковый или культурный маркер.

По части того, входили ли урянхайцы в круг т.н. ононских монголов можно ставить вопросы, но имеющиеся мат-лы "СБорника летописей" вроде бы показывают родство урянхайцев и более того этнокультурное (и языковое, что видно по "Тайной истории монголов") и военно-политическое единство с ононскими монголами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Kent4u
ороошо


Зарегистрирован: Jan 16, 2005
Сообщения: 89
Откуда: Tuv-Mgl-Rus
СообщениеДобавлено: 05.04.05, 05:51 +0000     Ответить с цитатой

Самое интересное, что тувинцев все называли урянхайцами и монголы, и русские, короче все в округе. Тува раньше называлась Урянхайским краем. Это не теории и предположения, это факты. Урянхайцы всегда были кочевниками, поэтому неудивительно, когда род урянхай объявляется то в Саха или Калмыкии, то в у монголов.

Урянхайцы всех стран! Возвращайтесь на историческую Родину!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Seleme
муухайхан


Зарегистрирован: Apr 04, 2005
Сообщения: 204
Откуда: Tuva Uls
СообщениеДобавлено: 05.04.05, 19:16 +0000     Ответить с цитатой

Урянхайцы - это тувинцы. Все знают об этом, но не все мирятся с этим.

Нельзя отрицать аксиоматическое утверждение.
И думаю не стоит всерьёз воспринимать потуги северных народов примерить кольчугу урянхайца.

Хотя, если им это нравится, то они могут покрасоваться в ней на форуме :lol: :lol:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
AysDan
шэнэхэн


Зарегистрирован: Mar 11, 2005
Сообщения: 9
СообщениеДобавлено: 05.04.05, 20:26 +0000     Ответить с цитатой

Да, смешно даже получается :D

Монголы говорят что "Урянхи" это монгольское племя.
Тувинцы говорят что "Урянхайцы" это чисто тувинское племя.
Саха всегда называли себя "Ураанхай Саха", особенно в эпосе.
И вот еще недавно прочитал что эвенки (тунгусы) думают что это ихнее племя "орангай" или "уранкай".

Но мы должны признать что это наше общее тюрко-монгольское племя, а не лично одного народа. :wink:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Anzan
шэнэхэн


Зарегистрирован: Mar 29, 2005
Сообщения: 10
Откуда: Иркутск
СообщениеДобавлено: 06.04.05, 02:12 +0000     Ответить с цитатой

Уважаемые посетители форума!
Может быть, поговорим о монгольских урянхайцах, а не будем строить гипотезы о предках якутов и тувинцев?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 06.04.05, 03:53 +0000     Ответить с цитатой

Племя урянхай.
Одна из древних монгольских племен. В XII в. входила в состав раздел д дарлекин-монголов. Потомок Бортэ Чино,
Боданчар разбил племя аданхан-уряанханов и они составили его подданных. В древнем монгольском языке -н
означал множественное число (Киян, Боржигин, Ваарин, Дорбэн, Элжигин и др) Истинное название хорошо
известных в истории центральной Азии Киданей, Было Китай. К этому добавили мн. число -н и получилась Китан.
Потом когда этот -н утратил значение к Китан добавили мн.число -д.
Точно такая ситуация с "Урянхай". Урианхай-Урианхан-Урианхад.
Урианханы делятся на три частей 1. Жарчиуд Урианхан 2. Аданхан Урианхан 3. Ойн Урианхан. Уряанханы всегда
были на стороне Чингисхана и многие представители этой племени служили ему честно и достойно. Первый
соратник Чингисхана, Зэлмэ темник из жарчиуд-урианханов, славный полководец Субэдэй, его сын и внук стали
также знаменитыми полководцами. В общей численности урианханы составили 4 тысяч воинов одну тысяч в
западном крыле ведал сын Зэлмэ, Есунтугэ тарки начальник гвардии-хорчинов. В левом крыле одна тысяч ойн-
урианханов под начальством Удачи нойона охраняли место захоронении монгольских ханов. Своими тысячами
ведали еще один сын Зэлмэ, Есунбуха тайши и Субээдэй баатур. Ко времени распада монгольской империи
Аданхан урианханы осели в Хубсугульском аймаке по реке Ариг. Жарчиуд урианханы и ойн урианханы составили
один тумен многольских шести туменов.
Xвальная песня для них на монгольском:
Ундор ехэ шоройг чинь
Урэдоо туласан
Ургэн хосойг{?} чинь
Хабиргадаа туласан
Хуйтэн газар аялан ябахад
Хумоолтэ мусэ хэмэлин ябахад
Хулан гуроосэноор хусара бэлдэж
Хулгар тарбаганаар эуяма бэлдэж
Худаг усаныг малтан гаргаж
Хулгай дээрэмийн дарлага болж
Ара дээлэбурийг чинь хадгалж
Алтан хумрогийг чинь сахин суусан
Албат урианхан тумэн чинь
Тэр бухий бээр ажаамуу.
Четыре витязи Чингисхана
Хас чулуун мэт яст
Хар ус мэт цуст
Харилгуй санаат
Хальти ралгуй зоригт
Харитан дайсантай тохиолдоход
Хатуужин явж хучээ угсэн
Субээдэй баатур
Сунидэй Гилугэдэй баатур
Уулидай Чулгудэй баатур
Мангудай Хуйлдар баатур
Хара эреэн барс мэт
Харилгуй зурхэтэ дурбэн баатур чинь тэр ажаамуу.
Кроме урианхан тумэна урианханы входили в состав халха-монголов и ойратов. Одна группа урианхай осталась а Ляодуне после распада империи. Они составляли население пограничного округа Доян. Они принимали активное участие в узурпации минского принца ЧжуДи (сын последнего монгольского императора Тогонтэмур. После взятии Пекина жена Тогонтэмур хана Гэрэлтэй бременная досталась Чжу Юань Чжану). Но став императором Чэн цзу он не дал им обещанное широкую автономию. Они разрывали с Минской династии и опять стали подданными монгольского хана. После размещении ставки хана на юг Урианханы стали проявлять самоволие и в 1524 году предводители урианханов Дури нойон и Гэрболод чинсан организовав войско напали на отоков Бэсуд и Хурээ Халха-тумэна. Боди алаг хан командуя войсками Чахар Халха туменов разбил войско урианханов в местности Балжи. Остатки их были достигнуты войсками западных туменов ордосского Гунбилэг мэргэн жинона, тумэтского Алтан хана. Но остатки урианханов во главе Дури, Гэрболода продолжали борьбу в густых рощах горного хребта Хангай. В 1538 году Боди алаг хан направил большое войско на подавлении восставших урианханов. Хотя те поддались Боди алаг хан лишил их право именоваться туманом и урианханов разделил среди других туменов. Нынешние монголоязычные урианханы В Монголии
1. Аданхан урианханы в Хубсугульском аймаке
2. Урианхан в Гоби-Алтайском аймаке
3. Урианхай-ойраты в Баян-Ульгийском аймаке
В Китае

1. Жаруд хошун в Жиримском аймаке
2. Харчин хошун в Жуу-Уда аймаке
3. Урианхай ойраты в Синьцзяне
4. Халха-Урианханы в Цинхае
В России
В составе селенгинских бурят встречается род Урянхай и уряанхад, В составе цонголов есть род уряанхад.
Монгольские урианханы
Хубсугульские урнанханы
В сомонах Чандмань-Ундур, Алаг-Эрдэнэ, Цаган-Уур
Халха-урианханы в Гоби-Алтайском аймаке.
После смерти Даян хана его младший сын Гэрсэнзэ по древним обычаем монголов унаследовал у отца очаг т.е. Халха-Монголию. Сын Гэрсэнзэ от жены Мунхуй урянхайки, Саму буйма унаследовал посла отца оток своей матери. Его потомки правили двумя хошунами урианханов в Засакту ханском аймаке Монголии. Одна часть этих урианханов прикочевала в Кукунор и там составили один хошун "халха-монголов".
Дайчин вангийн хошун : теперь Гоби-Алтайский аймак, сомоны Тугрик(моя мама родом оттуда), Тонхил, Цээл, Цогт,
Алтай, Бугат, Дарви.
Дархан бэйлийн хошун теперь Кобдосский аймак сомоны Цэцэг, Дарви,
Выходцы этих хошунов славились своими выносливостями из них вышли многие сайн-эры, борцы
Ойрат-урианхайцы или алтайские урианхайцы
В дореволюционном Монголии они составляли 7 хошунов в подчинении Кобдосском амбане. До 1755 года они
входили в состав Джунгарского ханства. Позже пришедшие из Синьцзяна казахи поселились на их территории.
Многие их роды ведут себя прямо из Зэлмэ. Из них тюркоязычные тувинцы проживают в Цэнгэл сомоне Баян-
Ульгийском аймаке. Остальные же большинство монголоязычных урянхайцев проживают в сомонах Бугат, Буянт,
Алтай, Булган Баян-Ульгийского аймака, Дуут, Мунххайрхан Кобдосского аймака.
Урианханы во внутренней Монголии
1. Жаруды Жиримского аймака представляют собой потомки Жарчиудов. В Алтан тобчи рассказывается
потомок Зэлмэ, Баасун табунан во главе своих жарудов отличался в боях против восставшихся правых туменов. За
эти услуги он был пожалован титулом дархан освобождался до 9 колени от налогов женился на
единственной дочери Даян хана от Мандухай хатун. Впоследствии жаруды входили в состав 5 отоков южных
халха. Ныне их потомки проживают в Жиримском аймаке АРВМ КНР.
2. Харчины: потомок Зэлмэ в 7-ом поколении Хотон назвал своих подданных харчинами. Впоследствии они
сильно окитаелись.
3. Урянхайцы в синьцзяне по сути являются монгольскими эмигрантами из алтайских урянхайцев. В период
коллективизации многие перешли границу и там поселились.
Помимо этого роды Урианхай, Урианхан, Урианхад, Их Урианхан, Бага Урианхан и потомки Зэлмэ род Хун зэлмэ
очень распространен в Монголии. Роды с названием Урианхай, Урианхан, Урианхад обитают во всех аймаках
Монголии кроме Дорногобийского аймака,
15 сомонах Хэнтэйского аймака
14 сомонах Гоби-Алтайского аймака
12 сомонах Сэлэнгинского аймака
12 сомонах Туб аймака
11 сомонах Забханского аймака
9 сомонах Дорнод аймака
9 сомонах Баянхонгор аймака
8 сомонах Хубсугульского аймака
8 сомонэх Булганского аймака
7 сомонах Баян-Ульгийского аймака
5 сомонах Убсу аймака
5 сомонах Убурхангайского аймака
3 сомонах Сухэ-Баторского аймака
3 сомонах Ара-Хангайского аймака
3 сомонах Дундгобийского аймака
3 сомонах Кобдосского аймака
2 сомонах Южногобийского аймака.
Урянхай в составе селенгинских бурят являются выходцами Монголии. В статье Румянцева кажется подробно описывается их история. К сожалению на данный момент не имею эту статью на руках. Надо сходить в библиотеку. По утверждению исследователей из внутренней Монголии ойратские ханы из рода цорос являются потомками Зэлмэ. Вкратце таково мое знание про мамину роду.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Anzan
шэнэхэн


Зарегистрирован: Mar 29, 2005
Сообщения: 10
Откуда: Иркутск
СообщениеДобавлено: 06.04.05, 04:07 +0000     Ответить с цитатой

Уважаемый songool, огромное спасибо за информацию.
Что можете сказать по поводу связей урянхайцев с эвенками?
Заранее благодарен.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 2 из 6

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Книга Зүрхэ сэдьхэлэй оëорhоо. Гармаева С. Д.




Рейтинг@Mail.ru