BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


интересные статьи и ссылки в рамках СТШ / КИФ
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
DD
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Sep 8, 2003
Сообщения: 1754
СообщениеДобавлено: 23.05.04, 10:31 +0000     интересные статьи и ссылки в рамках СТШ / КИФ Ответить с цитатой

http://www.lebed.com/2004/art3750.htm


Здесь размещаются какие-либо интересные статьи и ссылки, в формате данного подфорума, потенциально интересные для наших форумчан.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
orun
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 22, 2003
Сообщения: 3925
Откуда: mosсow-city
СообщениеДобавлено: 23.05.04, 10:47 +0000     Ответить с цитатой

Мда...прикольно.
_________________
UNDER PERMANENT CONSTRUCTION.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 12.02.06, 15:56 +0000     Ответить с цитатой

Начинаю -
Полный текст популярной в свое время книги:

Ф.Оссендовский. И ЗВЕРИ, И ЛЮДИ, И БОГИ.


http://millennium.fortunecity.com/sweetvalley/670/txt/osse_toc.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 24.06.06, 20:59 +0000     интересная статья Ответить с цитатой

http://www.kommersant.ru/k-money-old/story.asp?m_id=32801

из еженедельника "Коммерсант-Деньги"

В погоне за малыми

После того как Роман Абрамович во второй раз возглавил Чукотку и пошли слухи о том, что губернатором Камчатки станет Виктор Вексельберг, стало ясно: российские власти решили переложить заботы о народах восточных окраин на плечи крупного бизнеса. Это не первый эксперимент государства в области управления отдаленными территориями. К примеру, до революции "угнетенные" нации имели гарантированные законом особые права и привилегии, а правители СССР пытались объединить народы Сибири в единую историческую общность вплоть до полного их исчезновения.

"Вынув из ножен, лизал и к горлу прикладывал..."
Присоединение огромных территорий Сибири, конечно же, не означало, что племена охотников или оленеводов теперь будут носить такие же лапти, какие носят в Центральной России. В поголовной ассимиляции никто не был заинтересован. Сибирь привлекала Россию в первую очередь как источник "мягкой рухляди", то есть шкурок. Поэтому центральная власть удовлетворялась сбором ясака и позволяла своим малоцивилизованным подданным жить, как им заблагорассудится.
Разумную политику центра с успехом сводила на нет местная администрация. Буряты, например, до сих пор вспоминают Багаба-хана: так в XVII веке прозвали наместника Братского острога Ивана Похабова. Местные грамотеи тогда буквально завалили центр челобитными, повествующими про то, что "тот Иван Похабов чинил нам великие насильства -- жен и детей наших имел к себе на постелю и блудом позорил и надругался, а ясачных людей бил и мучил". Однако возможностей разгуляться у местного начальства было не так уж много, поскольку кочевники могли просто перекочевать в другую местность. Свободе перемещения способствовало отсутствие четких государственных границ. Хотя русско-монгольская граница была более или менее определена в 1727 году, кочевое население Забайкалья свободно переходило из одной страны в другую, платя налоги то российской администрации, то монгольской. Чрезмерная строгость начальства вела к тому, что существенная часть населения уходила за границу.
К тому же далеко не все племена были готовы признать над собой власть Москвы. Например, калмыки категорически отказывались принимать те правила общежития, которые им пытались навязать. Калмыцкие послы охотно приезжали к Алексею Михайловичу, но разговаривали не как с царем, а как с племенным вождем. К тому же калмыки считали, что кочевать на всех царских землях -- это их исконное право. "Земля и воды Божии,-- говорили послы.-- А прежде та земля, на которой мы теперь с ногайцами кочуем, была ногайская, а не государева". Даже признав формально власть московского царя, калмыки не чувствовали себя обязанными выполнять договоры. Так, например, калмыцкий тайша Бунчук, согласившись подчиниться Алексею Михайловичу, произнес такую страшную клятву: "А если мы у великого государя в послушании не будем и присягу свою... нарушим, то на нас, тайшах, и на наших детях, и на мурзах, и на их детях, и на всех улусных людях будет божий гнев и огненный меч, и тем ножом, который я, Бунчук-тайша, вынув из ножен, лизал и к горлу прикладывал, от неприятеля своего буду я зарезан по горлу своему, и будем мы прокляты по своей калмыцкой вере и в этом веке, и в будущем". Спустя непродолжительное время Бунчук нарушил договоренности, но "по горлу своему" зарезан не был и поэтому имел возможность заключить с московским царем новый договор.
Понятно, что в местах своего компактного проживания кочевые и полукочевые племена были практически непобедимы. Правительственные войска были не в состоянии изловить аборигенов, перемещавшихся по степям и тундрам. И властям приходилось искать нестандартные формы взаимодействия со своими нецивилизованными налогоплательщиками.
Неудачную попытку сделать всех жителей империи равными перед законом предпринял Петр I, который попробовал было обложить податями всех жителей империи, включая и кочевников. К некоторым сибирским селениям даже пробовали приписать полки, однако до расквартирования солдат в чумах дело, к счастью, не дошло, а после смерти Петра об этом опыте предпочитали не вспоминать. Лишь в 1822 году Александр I подписал "Учреждение для управления Сибирских губерний" -- первый российский закон, предусматривающий льготы по национальному признаку. Значительное место в этом законе было посвящено "инородцам". Если сейчас слово "инородец" не относится к числу политкорректных, то в XIX веке это был чисто юридический термин, обозначавший людей, обладающих особым юридическим и социальным статусом. Российское законодательство относило к инородцам представителей некоторых тюркских, монгольских и угрофинских племен, которые жили родовым обществом, соблюдая свои традиционные обряды и древние обычаи. Проживая на территории империи, эти племена лишь отчасти подчинялись тем законам, которые были обязательны для всех остальных жителей России. Не обладая теми правами, за которые постоянно борется демократическая общественность, инородцы имели массу льгот. Они платили минимальные налоги, были свободны от рекрутской повинности и даже могли без разрешения властей пересекать границу государства.
Российские законы делили сибирских инородцев на оседлых, кочевых и бродячих: "К первому разряду принадлежат те инородцы, кои имеют постоянную оседлость, хлебопашество и живут деревнями или в городах, занимаясь торговлею и промыслом городских обывателей. Ко второму разряду принадлежат те, кои имеют оседлость хотя и постоянную, но по временам года переменяемую, и не живут деревнями. К третьему разряду принадлежат те инородцы, кои, не имея оседлости, переходят с одного места на другое по лесам и рекам или урочищам для звероловного и рыболовного их промысла отдельными родами или же семействами". Нетрудно догадаться, что оседлые инородцы пользовались минимальными привилегиями. Им дозволялось лишь сохранить традиционные органы управления и, что более существенно, не служить в армии. Что же касается кочевых и бродячих инородцев, то у них были льготы куда более серьезные. По отношению к ним российские законы вообще не действовали: гражданское, а отчасти и уголовное судопроизводство здесь опиралось исключительно на местные традиции.
Заявляя о том, что сибирские инородцы могут жить в соответствии с собственными законами и традициями, русская администрация не имела ни малейшего понятия о том, в чем же, собственно говоря, эти традиции заключаются. "Все кочующие и бродячие инородцы,-- говорилось в законе,-- управляются по их собственным степным законам и обычаям. Но поскольку законы эти и обычаи в каждом племени имеют некоторое и часто важное от других отличие, притом же сохраняясь только через изустные предания, и могут быть сбивчивы и неопределенны, то... поручается местному начальству... собрать полные и подробные об этих законах сведения, рассмотреть оные... смягчить все дикое и жестокое... и, расположив в надлежащем порядке, представить местному Главному управлению на утверждение. Таким образом, утвержденные степные законы будут напечатаны на российском языке и, если можно, на языках тех самых племен, до коих оные относятся... Эти законы российскими присутственными местами берутся за основу в суждениях о делах кочующих и бродячих инородцев".
Став подданными "белого царя" (так называли российского императора на Востоке), кочевники должны были выполнять только одну повинность: исправно платить ясак, то есть, говоря советским языком, сдавать пушнину. В те времена, когда до создания звероферм, позволяющих добывать шкурки, оставаясь на одном месте, было еще далеко, пушнина стоила очень дорого. Она могла подобно золоту использоваться при международных расчетах, а шкурки соболя или песца традиционно дарили иностранным послам. Сибирские охотники были главными поставщиками шкурок, поэтому с них не брали ничего, кроме этих самых шкурок. В течение долгого времени ясак оставался единственным налогом коренного населения Сибири.
Силой заставить кочевников платить налоги было невозможно технически, поэтому властям не оставалось ничего, кроме как заинтересовать их. Единственное, чем действительно можно было заинтересовать охотников, были ружья, порох, свинец и спиртные напитки. От продажи спиртного государство все-таки решило воздержаться, поскольку кочевники спивались намного быстрее жителей Центральной России. Оставались ружья и боеприпасы. Местом сбора податей стали ярмарки, которые нередко устраивали прямо в чистом поле, неподалеку от мест кочевий, чтобы ясакоплательщики не тратили лишнего времени на дорогу. Здесь можно было продать шкурки и, заплатив ясак (его можно было платить как деньгами, так и "мягкой рухлядью"), приобрести необходимые продукты цивилизации. При этом фиксированный размер ясака устанавливался далеко не для всех. Так, например, согласно букве закона, чукчи платили налоги "по собственному их произволу как в количестве, так и в качестве".
Не привыкшим к денежным расчетам охотникам надо было привить уважение к деньгам, поэтому на инородческих ярмарках шла настоящая охота на фальшивомонетчиков. Если у кого-нибудь из кочевников обнаруживали фальшивые деньги, то он мог спокойно обменять их на настоящие, а отвечать перед законом должен был тот, кто расплачивался с ним за шкурки.
Налоговыми льготами дело не ограничивалось. Практически все инородцы были освобождены от воинской повинности. Объяснялось это очень просто. Дело в том, что отправлять в армию тех, кто не знал русского языка и питался совершенно иными продуктами (кочевники не выращивали и не ели хлеба), было невозможно. Поэтому инородцев в армию не призывали, чем, кстати сказать, иногда пользовались те, кто пытался избежать призыва. В дореволюционной России, как и в современной, издавались брошюры, дающие советы тем, кто хочет "закосить" от армии. В этих брошюрах призывникам среди прочего советовали перебраться на окраину страны и выдать себя за калмыка или самоеда.
Правда, "оседлых" инородцев в армию иногда призывали. В 1874 году появился указ, распространявший закон о воинской повинности на всю Оренбургскую губернию. Исключение делалось лишь для тех башкир, "которые сохраняют еще прежнюю способность к кавалерийской службе и имеют избыток лошадей". Из таких всадников формировали так называемые туземные части, служить в которых было лучше, чем в обычных строевых частях.
В отличие от всех остальных подданных империи сибирские инородцы обладали правом свободного пересечения государственной границы, в то время как дворянину вплоть до 1881 года требовался паспорт, подписанный лично императором. Происхождение этой привилегии объясняется просто. Дело в том, что маршруты, по которым кочевали сибирские народы, сложились за много веков до того, как Сибирь вошла в состав Российской империи. Поэтому государству пришлось мириться с тем, что целые племена периодически уходят вместе со своими стадами в Монголию и Китай, а спустя некоторое время возвращаются назад. Выдавать им паспорта и ставить отметку о въезде и выезде было бессмысленно, да и технически неосуществимо.
Инородцы уютно чувствовали себя не только при пересечении государственной границы, но и в суде. Дело в том, что российские суды очень не любили рассматривать дела, связанные с инородцами. В большинстве случаев судопроизводство вершил местный суд, состоявший из племенных вождей. Это судопроизводство опиралась на местные законы. В обычных судах рассматривались лишь дела о серьезных уголовных преступлениях. Но и такое судопроизводство имело массу особенностей. При чтении кодексов создается впечатление, что их составители заботились не столько о соблюдении закона, сколько о том, чтобы как можно меньше отвлекать кочевников от дела. Закон категорически запрещал вызывать свидетелей для допросов и очных ставок, если свидетелю приходилось добираться до блюстителя закона более трех дней. Свидетеля нельзя было вызывать из стойбища более чем на шесть дней. И контрольные органы наказывали судей не за отказ от вызова лишнего свидетеля, а за чрезмерное усердие, мешающее кочевникам нормально жить. Закон требовал за "долговременную задержку кочующих или вызов оных из большого отдаления подвергать чиновников взысканию".
Государство достаточно жестко пресекало попытки русских колонизаторов поселиться на землях кочевников. В 1839 году, когда русские крестьяне попытались охотиться на землях аларских бурят, Иркутская казенная палата встала на защиту коренных жителей и категорически запретила крестьянам "промышлять зверя" в угодьях аларцев. И позже, когда в Сибирь стали перебираться переселенцы из центральных губерний, местная администрация охраняла территории кочевий от пришельцев.
Сибирские инородцы, кажется, были единственными, кому российское законодательство гарантировало свободу вероисповедания. Согласно Своду законов, "кочующие иноверцы" пользовались "свободою в вероисповедании и богослужении". Для дореволюционной России это было очень серьезной привилегией. Дело в том, что православные священники выполняли многие функции, которые в норме должны были бы относиться к компетенции государственных чиновников. К числу их обязанностей относилась не только регистрация рождений и смертей, но и общий контроль за благонадежностью населения. Каждый православный должен был регулярно (по крайней мере раз в год) исповедоваться и причащаться. Нарушение этого правила свидетельствовало не только о религиозной, но и о гражданской неблагонадежности. Человека сразу начинали подозревать в том, что он сектант или раскольник. А в дореволюционной России такие ни в коем случае не могли находиться на государственной службе.
Религиозную жизнь инородцев, среди которых христиан практически не было, никто и не пытался контролировать. В этом были и плюсы, и минусы. С одной стороны, российским чиновником не станешь, а с другой -- никто не лезет в душу, никто не проверяет, какие обряды ты признаешь и как часто их исполняешь. А, собственно, зачем быть российским чиновником, если есть возможность быть племенным лидером: и свои уважают, и государственные люди считаются. Правда, здесь возникала совсем уж неожиданная проблема. Дело в том, что российское государство осознавало себя православной империей, а потому считало христианизацию новых подданных одной из своих задач. На вновь присоединенные территории шли миссионеры, которые крестили местное население и пытались привить ему начатки христианской культуры. Однако превратить кочевника-язычника в христианина и европеизировать его быт было непросто. Крещение чаще всего не меняло образа жизни инородцев. Подавляющее большинство новокрещеных не понимало значения церковных таинств и обрядов, не стремилось в них участвовать. А ведь на принявших крещение инородцев распространялись правила, общие для всех православных жителей империи: бывать на исповеди и причащаться не реже одного раза в год. Церквей за Уралом не хватало, поэтому новокрещеные кочевники стали пользоваться законом, который позволял не участвовать в церковных таинствах при условии увеличения размера налогов. Вообще-то двойной налог для отказывающихся от ежегодной исповеди был введен Петром I для не желающих посещать никонианские храмы старообрядцев. Позже этот закон был распространен на всех, кто не исповедовался ежегодно, однако для них налог увеличился в три раза. В итоге новокрещеные кочевники, которым было сложно доехать до находящегося в сотнях километров храма, должны были платить тройной налог, а самые умные из них для уменьшения размера пошлины записывались старообрядцами.
Право наций на самоопределение было одним из любимых большевистских лозунгов. Большевики постоянно подчеркивали равенство всех народов России. Одна за другой создавались национальные области. Так, например, 4 ноября 1920 года автономию получили марийцы и удмурты (их тогда называли вотяками). Однако получавшие формальную самостоятельность народы не испытывали по этому поводу особого энтузиазма. Дело в том, что советская национальная политика была направлена на то, что рано или поздно нации отомрут, а на их месте возникнет безнациональное коммунистическое общество. Поэтому практически все советские проекты, связанные с полукочевыми народами, осуществлялись с большим трудом. Даже такая разумная идея, как составление алфавитов для прежде бесписьменных народов, дала результаты скорее пропагандистские, нежели реальные. Борцы с неграмотностью никак не могли смириться с тем, что бесписьменные языки не имеют единой нормы. Например, бурятский язык имеет три диалекта, которые очень сильно отличаются друг от друга. Советские просветители создали письменность на основе одного из этих диалектов, но скоро увидели, что новую письменность понимают далеко не все буряты. Тогда попробовали создать письменность на основе другого диалекта, а затем и третьего. И под каждый вариант создавались учебники, по которым учили и взрослых, и детей. Можно себе представить, к какой путанице приводило постоянное реформирование только что созданной письменности. А ведь этим дело не ограничивалось. В 20-е годы, когда в моде была идея всемирного языка, новые алфавиты создавали на основе латиницы, а в конце 30-х, решив, что латиница -- непатриотичный алфавит, перевели письменность на кириллицу. И снова печатали новые учебники и переучивали учителей. В результате оказалось, что проще выучиться читать и писать по-русски, чем на родном языке, который реформируется чуть ли не каждый год.
В конечном счете советская политика по отношению к нацменьшинствам при всей своей декларативной правильности оказалась куда более губительной, чем политика Российской империи. Например, в той же Бурятии было запрещено отдавать мальчиков младше 19 лет в ученики ламам. Причиной этого запрета было то, что, исходя из соображений общедемократического плана, принимать решение о получении духовного образования должен был не ребенок, а совершеннолетний человек. Но в результате такого возрастного ограничения практически исчезла бурятская традиция тибетской медицины. Дело в том, что цикл подготовки тибетских целителей, как и профессиональных музыкантов, начинается в раннем детстве. Взрослому человеку уже поздно приступать к изучению целебных трав, древних медицинских трактатов и секретов пульсовой диагностики.
Провозгласив всеобщее образование, советские чиновники стали в обязательном порядке отправлять в интернаты детей из оленеводческих племен. В результате дети росли изолированными и не могли научиться премудростям жизни в тундре. Но и к европейской культуре им не удалось приобщиться. Выросши, такие дети не могли жить кочевой жизнью, но и городская цивилизация их не принимала. В результате усилий по всеобщему обучению северных народов возник тот самый "чукча" из анекдотов, который плохо понимает русский язык и в городе ведет себя как в тундре. Зато "инородцем" нашего чукчу больше никто не называет. Уже в 20-е годы это слово стало считаться оскорбительным, и на смену угнетенному и эксплуатируемому инородцу пришли бодрые советские нацмены (не путать с суперменами) или, проще говоря, национальные меньшинства.
Кажется, что сохранить малочисленные народы Сибири может лишь чудо, а на роль решающих все проблемы волшебников правительство определило олигархов. Тому свидетельством является Роман Абрамович, который пошел на второй срок работы "начальником Чукотки". А тут еще и упорные слухи о том, что губернатором Камчатки станет Виктор Вексельберг.

АЛЕКСАНДР МАЛАХОВ

КОЧЕВАЯ КИБИТКА
Учреждение для управления Сибирских губерний 22 июня 1822 года
...25. Кочующие инородцы остаются вообще на прежних их правах. Им внушать надлежит, что с умножением хлебопашества они отнюдь не будут против воли их обращаемы в звание крестьян и вообще без собственного их желания не будут включены ни в какое другое сословие.

26. Кочующие инородцы... имеют назначенные во владение земли.

27. Подробное разделение участков сих земель зависит от самих кочующих по жеребью или другим их обыкновениям...

31. Строго запрещается россиянам самовольно селиться на землях, во владение инородцам отведенных...

34. Инородцы управляются собственными своими родоначальниками и почетными людьми, из коих составляется их степное управление.

35. Кочующие управляются по степным законам и обычаям, каждому племени свойственным...

42. Все кочующие инородцы освобождаются от рекрутской повинности...

47. Позволяется свободная торговля с кочующими во всякое время всеми припасами и изделиями, кроме горячих напитков.

48. Ввоз и продажа горячих напитков в стойбищах и на ярмарках кочующих строжайше запрещается...

53. Кочующие иноверцы пользуются свободою в вероисповедании и богослужении.



НАЛОГОВАЯ ПАЛАТКА
О сборе ясака

...589. Сбор податей возлагается непосредственно на родовое управление так, что взыскиваются оные с сего управления за весь род как с одного нераздельного лица.

590. Обязанность родового управления состоит в том, чтобы пред наступлением означенного к платежу податей времени иметь в сборе деньгами или звериными шкурами полное количество сбора по положению, но от его усмотрения зависит производить требование с родовичей тогда, как наступит время взноса в казну, или же взимать тотчас после удачного промысла...

592. Если случится так, что старосты не могли выручить потребного числа денег для полного взноса, тогда недостающее число приготовляют в сдачу звериными шкурами.

593. Если, напротив, от продажи вещей выручены будут деньги с излишеством, тогда старосты обязаны возвратить остатки тем, кому проданные вещи принадлежали.

594. Подати собираются с кочующих инородцев на ярмарках, для коих место и время назначается с утверждения главного местного начальства сообразно с временем взноса податей и сообразно с нуждами инородцев...

596. Каждый из инородцев, имея право быть на ярмарке, имеет полную свободу участвовать в продаже внесенных от него вещей.

597. Сбор податей вещами обращается в денежную сумму вообще свободною распродажею на ярмарках. Цена вещей зависит, как обыкновенно, от пропорции между требованием в покупку и предложением в продажу. Всякое влияние местного начальства при сем излишне и бесполезно...

600. Одно из значительных затруднений при распродаже вещей состоит в опасениях инородцев о подложности монеты. Местное начальство обязано употреблять все старание, чтобы подлоги в сем случае были пресекаемы.

601. Открывая ложную монету в руках приезжего торговца, немедленно отбирать оную и поступать по общим правилам. Открывая ложную монету в руках кого-либо из кочующих, надлежит обменять на настоящую и отсылать куда следует, взыскивая цену оной немедленно с торговца, от которого за товар отдана была...

628. Чукчи и дзюнгорцы платят дань по собственному их произволу как в количестве, так и в качестве.

629. Инородцы сии могут сдавать подати во всяком месте, где пожелают. Принимают же их те же самые чиновники или служители, которые с прочих инородцев получают, а в городах -- казначейства.

630. О каждом приеме подати с таких инородцев доносится Казенной палате в то же время особыми рапортами.

631. В приеме добровольных приношений от всех вообще кочующих соблюдаются те же правила.

Свод законов Российской империи. Том 5. Уставы о прямых налогах, о пошлинах и об акцизных сборах. Издание 1893 года, СПб.



СУДЕБНЫЙ ШАТЕР
Об особенностях судопроизводства над сибирскими инородцами
...816. Следствие над сибирскими инородцами производить только по важным... преступлениям, а равно и по тем, которые учинены ими не в местах кочевья их, а в городах или селениях.

817. В производстве следствий исполнять установленные обряды и порядок.

818. Показания отбирать вблизи от местопребывания инородцев, далее трех дней хода для спросов не вызывая.

819. Инородцев, в важных только преступлениях обличаемых, содержать под стражею; а за маловажные проступки ни под каким видом от промыслов не отлучать.

820. Для обыкновенных допросов и очных ставок, включая и время переезда, не отлучать инородцев от их стойбищ далее чем на шесть дней.

821. Если бы по сему расчету времени невозможно было дать кому-либо очных ставок, не давая оных, прилагать только к следствию приличные о том объяснения...

823. При ревизии следствий всегда обращать внимание на расстояния. Если некоторые отступления от общих норм произойдут от неудобства в отобрании показаний или очных ставок, то таковые отступления в вину следователя не ставить...

825. Напротив того, за долговременную задержку кочующих или вызов оных из большого отдаления подвергать чиновников взысканию.

Свод законов Российской империи. Том 16, часть 2. Учреждение местных судебных установлений прежнего устройства и законы о судопроизводстве. Издание 1892 года, СПб.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 24.06.06, 21:02 +0000     Ответить с цитатой

ну как вам, представители "бесписьменного народа" (по мнению автора статьи) - как вам такой снисходительный взгляд "большого брата" из центральной россии?

ородууд хяатадудта адлярхуу - хуу убуштэгар ба буруу хэлэхэ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
NinjA
ходо байгша


Зарегистрирован: Mar 18, 2004
Сообщения: 370
Откуда: Ханское монгольское государство (четвертый северный тумэн)
СообщениеДобавлено: 25.06.06, 06:53 +0000     Ответить с цитатой

Такое впечатление что читаешь школьный реферат сомнительного качества. :lol:
Вообще не понимаю как в такой серьезной газете могут работать такие непрофессионалы. Историю государства российского явно в учебниках за 6-8 класс подсмотрел.Причем ведь делает в своей статье из собранной "макулатуры" такие громкие выводы. Всю статью можно было заменить максимум двумя предложениями и пускают же такое в печать
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
NinjA
ходо байгша


Зарегистрирован: Mar 18, 2004
Сообщения: 370
Откуда: Ханское монгольское государство (четвертый северный тумэн)
СообщениеДобавлено: 25.06.06, 06:56 +0000     Ответить с цитатой

Давно перестал читать эти издания из-за таких казусов.На мой взгляд сейчас "Ведомости" в 100 раз лучше
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 26.06.06, 09:36 +0000     Ответить с цитатой

могу откомментировать кусок с бунчуком (пунцук, мончак) - внуком хо орлёга торгутского. в общем наши предки заключая договора, т.е. шерти, довольно легко их нарушали, что впрочем делали и русские. так что ничего особенного тут нет.

хорошо этот вопрос осветил колесник в своей книжке. он писал, что многочисленные шерти не есть присяга на подданство, как их понимают сейчас историки - это скорее договор между двумя владельцами (ойратским и русским), который часто на других владельцев (ойратских) не распространялся.
при этом как наши предки так и предки русских дурили друг друга почем зря.
колесник пишет, что все эти страсти, лизание ножа, прохождение между стреляющих из ружей, зарезание собаки и т.п. имели целью ввести в заблуждение русских тогда как реально эти придуманные ритуалы силы не имели.
в свою очередь и русские проиграв под астраханью обязались признавать ногайцев калмыцкими поддаными, но через год включили дурака, объявив что стрелецкие головы, подписывая соглашение лик святой не целовали..

в общем такая вот история.

а всякие писаки могут конечно лелеять свой надутый комплекс превосходства, только вот зиждется он больше на незнании большинства фактов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
SFA
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 30, 2003
Сообщения: 340
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 14.09.06, 22:23 +0000     Ответить с цитатой

Учебник СТАРОМОНГОЛЬСКОГО языка на МОНГОЛЬСКОМ языке.

http://doci.nnm.ru/tuvarock/10.09.2006/uchebnik_staromongolskogo_yazyka_na_mongolskom_yazyke/
_________________
http://www.monulafilms.com
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
MSlav
ахамад


Зарегистрирован: Oct 25, 2005
Сообщения: 999
Откуда: 03-65-59-27-75
СообщениеДобавлено: 15.09.06, 05:47 +0000     Ответить с цитатой

Думал подобрать ссылки с уже имеющейся темы на форуме БГУ, но лучше сразу дать путь на ту тему, а там уж что заинтересует...
http://www.forum.bsu.ru/viewtopic.php?t=1912
_________________
"Спойте вольную песню ветра, Расскажите забытую сказку – Мы устали считать километры И оглядываться с опаской." (c) tarbagan
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 26.05.08, 13:02 +0000     Ответить с цитатой

не нашел подходящей темы, поэтому пощу сюда, в раздел "интересные статьи" -

http://ru.wikipedia.org/wiki/Русско-чукотские_войны


Русско-чукотские войны — военные конфликты между российскими войсками и их союзниками (отдельными якутскими и корякскими отрядами) и рядом чукотских племён в 17—18 веках.

Непосредственно на Чукотке русские первопроходцы (казаки под предводительством атамана Семёна Дежнёва) появились в 1648. В 1649 году Дежнёв в верхнем течении Анадыря основал зимовье, на месте которого в 1652 был построен Анадырский острог.
Чукчи и русские сразу невзлюбили друг друга, и их встречи редко оканчивались мирно. Попытки заставить чукчей платить ясак предпринимались неоднократно, однако без успеха. Напротив, из Российской казны выделялись значительные средства для подкупа воинственных чукчей. Вообще, среди народов Крайнего Севера чукчи оказали русским наиболее ожесточенное сопротивление.
Надо отметить, что к этому времени чукчи были местными экспансионистами и вели частые войны против соседних народов. Жестокость чукчей привела к тому, что коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей (можно предположить, что, как и иные кочевые племена, чукчи истребляли всех чужих на захваченных территориях). Эскимосы же старались устрашить чукчей жестокостью: например, убивали пленных, просверливая им головы.
Тем временем, в 1727 по инициативе якутского казачьего головы Афанасия Шестакова Сенат Российской империи утвердил «мнение»:
Иноземцев и которые народы сысканы и прилегли к Сибирской стороне, а не под чьею властию, тех под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить.
С этой целью на Чукотку отправили экспедицию численностью в 400 солдат и казаков, опорной базой которой стал Анадырский острог. Во главе был поставлен Шестаков, а начальником военной команды определен капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий.
В 1729, разделив свои силы на два отряда (каждый был пополнен якутами и коряками), Шестаков и Павлуцкий начали покорять Чукотку. Следует отметить, что сенат постановлял аборигенов «уговаривать в подданство добровольно и ласкою». Однако Шестаков и Павлуцкий не всегда ограничивались переговорами, да и аборигены не все были склонны в них вступать. Исследователями отмечается чисто карательный характер походов на Чукотку в это время. Павлуцкий писал о походе 1731 года: "И 9 маия дошед до первой сидячих около того моря чюкоч юрты, в коей бывших чюкоч побили… Усмотрели от того места в недальнем разстоянии… сидячих одна юрта и бывших в ней чюкоч побили… И дошед до их чюкоцкого острожку… и в том остроге было юрт до осьми, кои разорили и сожгли". Анадырские казаки подтверждали крайне враждебные действия Павлуцкого:"Чукоч, не призывая в подданство, побил до смерти". Часто чукчи кончали жизнь самоубийством всей семьей, так как не хотели умирать от рук завоевателей [1]. Покорители Сибири подрывали доверие коренного народа своей вероломностью: сотник Шипицын позвал на переговоры 12 чукотских старейшин и всех убил. После таких действий доверие чукчей к русским было подорвано на долгие годы и они не доверяли русским [2].
Необычайная жестокость русских войск упоминалсь и на выставках. Так, на выставке «Чукотское общество»,проходившей в 1934 году, описывались расправы над коренными народами: „И приказчик Алексей Чудинов велел к тем юртам приступить и на том приступе в тех юртах мужеска пола человек с 10 убили, а жен их и детей в полон взяли и многие полоненные у них сами давились и друг друга кололи до смерти..." [3]. Организаторы выставки говорили о том, что в результате этой войны: «Целые народности были в буквальном смысле слова стерты с лица земли» [4].
Чукчи, несмотря на то, что могли противопоставить мушкетам и саблям завоевателей лишь стрелы и копья с костяными наконечниками, оказали русским ожесточённое сопротивление. В марте 1730 г. они разгромили отряд Шестакова, убив самого казачьего голову. Отряду Павлуцкого чукчи дали три крупных сражения, в которых понесли серьезные потери. Это были действительно крупные сражения, по дальневосточным меркам просто огромные.
После поражений от Павлуцкого чукчи отказались от открытых битв с русскими, перейдя к партизанским действиям, продолжая воевать с принявшими российское подданcтво коряками и юкагирами.
Узнав о войне, сенат в 1742 г. издал указ: «на оных немирных чюкч военною оружейною рукою наступить, искоренить вовсе». Сдавшихся же предписывалось «из их жилищ вывесть и впредь для безопасности распределить в Якуцком ведомстве по разным острогам и местам». В 1744—1746 гг. Павлуцкий, произведенный в майоры, с командой в 400—650 солдат, казаков и ясачных юкагиров и коряков совершил три похода на Чукотский полуостров. В марте 1747 г. близ Анадыря чукчи разгромили отряд Павлуцкого. С русской стороны в сражении погибли сам майор, 40 казаков и 11 коряков. К тому же чукчам удалось захватить оленей анадырского гарнизона, оружие, боеприпасы и снаряжение отряда Павлуцкого, в том числе одну пушку и знамя. Этот разгром произвел ошеломляющее впечатление на российские власти. Сенат и Сибирский приказ спешно приняли решение о переброске в Анадырь дополнительных войск.
События, развернувшиеся в 1730—1750-х гг. на Чукотке и Камчатке, были насыщены многочисленными сражениями, взятием русских и аборигенных крепостей-острогов, взаимным ожесточением и немалыми жертвами.
Война чукчей с российскими колониальными войсками продолжалась почти 150 лет. Причем на определенном этапе чукчи даже одержали в ней победу. Поражение русских войск вселило страх в завоевателей, в одном из документов говорилось: „Немедленно внушить всему русскому населению Нижне-Колымской части, чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному" [5].
В начале 1763 г. в Анадырь прибыл новый комендант подполковник Фридрих Плениснер. Ознакомившись с состоянием дел, он предложил вообще ликвидировать Анадырскую партию. Во-первых, на ее содержание за время существования было израсходовано 1 381 007 руб. 49 коп., тогда как от ясачного и других сборов получено всего 29 152 руб. 54 коп. Во-вторых, чукчи в подданство не приведены, чукотско-корякско-юкагирские столкновения не прекратились.
И Сенат согласился с закрытием Анадырской партии, признав, что она «бесполезна и народу тягостна». В 1765 г. из Анадыря начался вывод войск и гражданского населения, а в 1771 г. — разрушены крепостные укрепления. Форпост русской власти на северо-востоке Сибири перестал существовать. Это не только свидетельствовало о прекращении боевых действий против чукчей, но и означало фактическое поражение России. Это позволило чукчам проникнуть на Анадырь, оттеснив коряков на Гижигу, а юкагиров — на Колыму.
Но появление у берегов Чукотки английских и французских экспедиций заставило власти Российской Империи снова задуматься о покорении этого края. В 1776 г. Екатерина II указала приложить все усилия для принятия чукчей в подданство. Действуя не военной силой, а подкупом, русские добились значительно большего. В марте 1778 г. стараниями коменданта Гижигинской крепости капитана Тимофея Шмалева и сибирского дворянина, крещеного чукчи Николая Дауркина с «главным» тойоном Омулятом Хергынтовым был заключен договор о принятии чукчами русского подданства.
По указу Екатерины чукчи освобождались от ясака на 10 лет и сохраняли независимость во внутренних делах. Сравнительно привилегированное положение чукчи сохраняли и позже. По «Указу об управлении инородцев» 1822 года, чукчи жили по своим законам и судились собственным судом, ясак — шкурка лисицы с лука (то есть с мужчины) — платился по желанию. В 1885 году капитан А. А. Ресин, присланный с инспекцией, писал: «В сущности же весь крайний северо-восток не знает над собой никакой власти и управляется сам собой».
Даже в середине XIX века в своде законов Российской Империи чукчи относились к народам, «не вполне покоренным», которые «платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают». Впрочем, с помощью меновой торговли власти и предприниматели научились выманивать у чукчей гораздо больше, чем с помощью налогов.
Вместе с русскими к чукчам пришли много заразных болезней, например сифилис: сифилис называется по-чукотски „чуванская болезнь", „русская болезнь" [6].

Образ русских в чукотской мифологии

В чукотской мифологии образ русских завоевателей сложился самый что ни есть монструозный: «Одежда вся железная, усы как у моржей, глаза круглые железные, копья длиной по локтю и ведут себя драчливо — вызывают на бой». Однако наибольший ужас наводила жестокость русских, воспринимавшаяся аборигенами как абсолютно немотивированная: Якунин (Павлуцкий), злой враг с огнивным луком (кремневым ружьем), мужчин и женщин жестоко губил, разрубал топором. Двадцать возов шапок убитых отправил к царю. «Больше их нет, всех истребили» ", похвастал царю, „Много стад заграбили. Наши нежданно напали, победили, всех перерезали, только начальника живым взяли мучить...» [7].
В фольклоре истребление чукчей выступает для русских как самоцель. Каких-либо рациональных объяснений причины конфликта чукчи найти не смогли. Образ же казака характеризуется полным отсутствием любых позитивных черт. Главным злодеем чукотского фольклора стал майор Павлуцкий.
Впрочем, благодаря воинской силе и жестокости, русские заслужили у чукчей определенное уважение. Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в их фольклоре, за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми. В чукотском мифе о творении мира предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа, и торговля всем этим с чукчами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 26.05.08, 13:05 +0000     Ответить с цитатой

http://russlan-v.livejournal.com/434244.html?style=mine

The Great Northern War

В чукотской мифологии образ русских завоевателей сложился самый что ни есть монструозный: «Одежда вся железная, усы как у моржей, глаза круглые железные, копья длиной по локтю и ведут себя драчливо — вызывают на бой».
Однако наибольший ужас наводила жестокость русских, воспринимавшаяся аборигенами как абсолютно немотивированная: "злой враг с огнивным луком мужчин и женщин жестоко губил, разрубал топором. Двадцать возов шапок убитых отправил к царю. "Больше их нет, всех истребили", похвастал царю. "Много стад заграбили. Нежданно напали, победили, всех перерезали, только начальника живым взяли мучить..."

В фольклоре истребление чукчей выступает для русских как самоцель. Каких-либо рациональных объяснений причины конфликта чукчи найти не смогли. Образ же казака характеризуется полным отсутствием любых позитивных черт. Главным злодеем чукотского фольклора стал майор Павлуцкий.

... в 18 веке на Чукотке майор Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий уничтожал чукчей целыми стойбищами, причем любил самолично сжигать грудных детей живьем на глазах у родителей. Чукотские женщины до сих пор пугают его именем детей. В процентном отношении сокращения населения (до и после колонизации) русские завоеватели переплюнули не только генерала Джексона в США, но и даже конкистадоров...


Майор Д. Павлуцкий о чукчах: "Чукчи - народ сильный, рослый, смелый, плечистый, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу и не терпящий обмана, мстительный, а во время войны, будучи в опасном положении, они себя убивают".

1747, 12 - 14 марта
Последний поход из Анадырска против чукчей майора Д.И. Павлуцкого с отрядом из 299 солдат и казаков, а также коряков. 12 марта чукчи угнали в устье р. Орловой семь табунов, принадлежавших корякам и служилым. Майор выступил за ними в погоню и утром 14 марта догнал на р. Орловой 400 - 500 чукчей, последние разгромили авангард майора, насчитывавший 97 россиян и 35 коряков. Д.И. Павлуцкий погиб, с ним погибли 32 россиянина и 11 коряков. Желание служилых отправиться в погоню за чукчами не осуществилось из-за нехватки гужевых оленей.


1642
Казак Д.М. Зырян (Ярило) с 15 товарищами впервые встретил на р. Алазее, к западу от Колымы, чукчей из тундры, сопровождавших юкагиров. Требование казаков платить ясак чукчи и юкагиры отвергли.

1644
Возведено Нижнеколымское зимовье — база для дальнейшего продвижения на Восток.

1648, 20 сентября (по ст. ст.)
С.И. Дежнев во время своей экспедиции столкнулся на Чукотском Носу с «пешими чукчами».

1648, 26 ноября - 23 декабря
Поход из Нижнеколымска И.Б. Пинеги с целью получения ясака от «князцов» немирных чукчей Ауну и Тыке. Покупка пяти моржовых бивней. При возвращении назад 30 чукчей подошли на полмили к зимовью, с запада от Колымы.

1649
Создание С.И. Дежневым на месте будущего Анадырского острога зимовья (заложен в 1659—1660 г.), служившего русским базой для продвижения на север, на Чукотку.

1649
Три похода нижнеколымских казаков на чукчей. Два первых похода были неудачны, до врагов не дошли; во время же весеннего похода 12 казаков нашли у моря в тундре «юрты», где и произошел бой, причем один служилый был смертельно ранен.

1650
Поход на чукчей нижнеколымских казаков во главе с М. Стадухиным.

1653
Более 200 чукчей осадили Нижнеколымское зимовье, используя осадные щиты, но казаки их разбили.

1653
Поход Ю. Селивестрова на чукчей, так как они в устье Алазеи «побили» русских торговых и промышленных людей.

1656
Чукотский «князец» Мита был взят в плен и отдан заложником в Нижнеколымск, но затем отпущен в обмен на троих своих родственников, однако осенью он напал на ясачных юкагиров, несущих ясак на зимовье.

1659
Чукчи напали на русских около Нижнеколымска во время рыбной ловли, убив двоих и ранив троих, после чего отряд, состоящий из 19 служилых и «охочьих» людей и около 150 юкагиров, отправился в поход на врагов.

1660, июнь - сентябрь
Приказчик из Анадырска К.А. Иванов с 22 служилыми и промышленными людьми направился на одном коче на промысел «моржового зуба» по реке Анадырь к Чукотскому Носу. Двухдневный бой с приплывшими на 10 байдарах чукчами, которые были разбиты и обращены в бегство. На южном берегу Чукотки (бухта Провидения?) еще один бой с оленными чукчами, затем поворот назад.

1662
Чукчи осаждают Нижнеколымск, убивают на рыбных промыслах русских и юкагиров, чем был вызван поход на них М. Колесова.

1670-е гг.
Упоминание оседлых чукчей, плативших ясак Анадырскому острогу.

1676
Недостаток служилых на Колыме для обороны от чукчей. Последние нападают на оставшихся без защиты юкагиров, убивая мужчин, уводя жен и детей, угоняя стада оленей; громят амбары и лабазы россиян.

1679
Служилые в Нижнеколымском зимовье (10 казаков) не могут выходить за дровами и на рыбную ловлю вследствие постоянной угрозы нападения со стороны чукчей.

1682 - 1688
Набеги чукчей на юкагиров и русских в окрестностях Анадырска.

1685
Чукчи хотели взять Нижнеколымское зимовье около которого убили 4 служилых и 18 ясачных юкагиров, служилые вследствие малочисленности не могут оборонять ясачных.

1688, 6 декабря
Нападение чукчей на спящий отряд анадырского приказчика (коменданта) пятидесятника В Ф Кузнецова, шедшего Олюторским морем на юг, россияне перебиты.

1692
Поход анадырцев во главе с приказчиком сыном боярским С Чернышевским к устью Анадыря на чукчей, «побито» 16 чукотских «юрт».

1702, апрель - июнь
Поход казаков во главе с А Чудиновым из Анадырска на чукчей в защиту ясачных юкагиров-ходынцев В нем участвовали 24 россиянина, 110 юкагиров и 70 коряков Бой на Анадырском носу с 300 оседлыми чукчами, из которых более 200 было убито, а остальные бежали На следующий день бой в течение всего дня с отрядом, более чем 3000 оленных и оседлых чукчей, из которых многих «побили», потеряв ранеными 70 служилых и юкагиров Россияне, просидев в осаде пять дней, отступили в Анадырск.

1708
Поход колымского приказчика И. Енисейского за ясаком на «носовых» чукчей, которые в очередной раз отказались платить дань, было «побито» 12 чукотских «юрт».

1710
В январе к Нижнеколымску подошли чукчи, один из которых был взят в плен В этом же году «шалаги-чукчи» «побили» шестерых российских мореплавателей Д Бусурманова к востоку от Колымы.

1711
Морской поход казаков во главе с П.И. Поповым из Анадырска на Чукотский полуостров за ясаком Очередной отказ чукчей платить дань, хотя некоторые оседлые жители ее все же дали.

1725-1773
Около 50 набегов чукчей на кочевых коряков в основном с целью захвата оленей. По данным канцелярии в Анадырске и позднее, в Гижиге в ходе этих набегов было захвачено 239 300 оленей, несколько сот женщин и детей Возможно, количество захваченных домашних оленей преувеличено потерпевшими ущерб коряками.

1727-1778
Начало «Чукотской войны» — серии военных действий российских отрядов, направленных центральной или местной властью.

Первый период войны (1727—1732) ознаменован походами А.Ф. Шестакова и Д.И. Павлуцкого Затем последовали постоянные набеги чукчей на коряков - подданных империи, вынудившие сибирские власти перейти в наступление, период 1742 - 1752 гг ознаменован активным наступлением россиян. С 1755 г., ввиду бесперспективности борьбы с чукчами, начались активные переговоры, окончившиеся миром в 1778 г.

Август 1727 - март 1730
«Партия» во главе с казачьим головой (полковником) А.Ф. Шестаковым должна была привести в подданство «немирных» коряков, а затем и чукчей Поход из Тауйского острога против «немирных» оседлых коряков Отряд состоял примерно из 150 человек, из которых 19 были русскими, а остальные - эвенами, эвенками, коряками и якутами.

1730, 14 марта
Отряд А.Ф. Шестакова, узнав о нападении чукчей на оленных ясачных коряков (около сотни из которых были убиты), двинулся на врагов Русские преследовали чукчей и столкнулись с ними у реки Егаче (позднее Шестаковка), впадающей в Пенжинскую губу Россияне потерпели поражение и потеряли самого А.Ф. Шестакова, дворянина Б. Жертина, 10 казаков, 6 якутов, 11 ламутов и 1 коряка, чукчи захватили знамя, 12 фузей, 3 винтовки, 12 ручных гранат, 12 железных куяков и прочее.

1731, 12 марта - 21 октября
Первый поход капитана Тобольского драгунского полка Д.И. Павлуцкого из Анадырска на Чукотку с большой по восточносибирским меркам армией (236 казаков, 280 коряков и юкагиров) с целью наказать немирных чукчей и отбить захваченных оленей Захвачено 12 табунов, ружья, 12 железных куяков, вещи А.Ф. Шестакова, освобождено 42 коряка и 2 русских.

1731, 7 и 30 июня, 14 июля
Три фронтальных сражения капитана Д.И. Павлуцкого с чукчами: первое - на берегу Чукотского моря, при впадении в него какой-то реки; второе - где-то внутри Чукотского полуострова; третье - у горы Сердце- Камень. Во всех сражениях превосходящие силы чукчей бьии разбиты. Захвачено до 40 000 оленей, отбито 42 корякских и 2 русских пленных, взято в плен 150-160 чукчей, убито, по разным сведениям, от 802 до 1452 воинов противника; потеряно убитыми 3 россиянина, 5 коряков, 1 юкагир.

1732, 27 мая - июнь (по ст. ст.)
Речной поход Д.И. Павлуцкого из острога по Анадырю к устью реки для действия против «немирных чюкоч», однако последних не нашли.

1733
Чукчи угнали казенное стадо оленей из-под Анадырска, убили 12 казаков и некоторое количество коряков, жен и детей которых увели в плен.

1737
Отряд чукчей подошел к Нижнекамчатскому острогу в центре Восточной Камчатки, убито 6 служилых и туземцев.

1738, март
Чукчи подошли к Анадырску, убили 8 служилых и 20 ясачных коряков.

1740
Постановление сената о прекращении походов против чукчей из-за их бесперспективности вследствие отдаленности территории и неудобства пути.

1742
В связи с непрекращающимися набегами чукчей на коряков сенат издал указ об истреблении и депортации «немирных» чукчей: «На оных немирных чюкоч военною оружейною рукою наступить и искоренить вовсе, точию которые из них пойдут в подданство Ее Императорского Величества, оных, также жен их и детей взять в плен и из их жилищ вывесть и впредь для безопасности распределить в Якуцком ведомстве по разным острогам...»

1744, 4 февраля - 28 сентября
На Чукотку отправилась огромная по восточносибирским меркам экспедиция майора Д. И. Павлуцкого - 400 человек, из них более 100 были русскими, 170 - коряками, 67 - юкагирами, а остальные - чуванцами и эвенами. Сухопутноморской бой с отходящими чукчами на р. Анадырь. У урочища Сердце-Камень отряд нашел 10 яранг, перебил 88 чукчей, взял в плен малолетку — будущего сибирского дворянина Н. Дауркина. В целом обнаружено 4620 оленей, освобождены плененные.

1746, 18 марта - июнь
Очередная экспедиция Д.И. Павлуцкого с отрядом, насчитывавшим 141 солдата, казака, коряка и юкагира, из Анадырска к Чаунской губе на «Колымском море», разгром пяти встреченных «юрт», бой с 16 чукчами (14 апреля (по ст. ст.)) Отбито 650 оленей, а также двое пленных коряков, захвачено в плен двое подростков и столько же женщин. В целом поход малоудачен.

1747, 12 - 14 марта
Последний поход из Анадырска против чукчей майора Д.И. Павлуцкого с отрядом из 299 солдат и казаков, а также коряков. 12 марта чукчи угнали в устье р. Орловой семь табунов, принадлежавших корякам и служилым. Майор выступил за ними в погоню и утром 14 марта догнал на р. Орловой 400 - 500 чукчей, последние разгромили авангард майора, насчитывавший 97 россиян и 35 коряков. Д.И. Павлуцкий погиб, с ним погибли 32 россиянина и 11 коряков. Желание служилых отправиться в погоню за чукчами не осуществилось из-за нехватки гужевых оленей.

1749
Поход поручика С. Кекерова из Анадырска вниз по реке для добычи оленей и разгрома чукчей.

1750, 12 марта - 22 апреля
Второй поход С. Кекерова против чукчей и захват у них 2500 оленей.

1751, 6 августа - 1 сентября
Первый поход по Анадырю нового коменданта острога капитана В. Шатилова на чукчей, в котором участвовало 200 солдат, казаков на 10 судах. Отряд спустился по реке до Красного Яра. Неудачные попытки переговоров. Промысел оленей, переправлявшихся через реку. Бесплодная попытка чукчей тайно напасть на русских 14 августа. Бесполезный с военной точки зрения поход.

1752, 9 августа - 2 сентября
Вторая морская экспедиция В. Шатилова вниз по Анадырю на 11 судах, в которых находилось 180 человек. Чукчи, узнав о походе, отошли, капитан гнался за ними 80 верст (85 км) и взял в плен 2 ребят, 10 женщин и девочек, захватил 1 куяк, 15 байдар и 40 веток, а также меха. Затем промышляли оленей на реке. Пленных продали с молотка, а лодки распределили между служилыми.

1752
Чукчи напали и убили на Чукочьей реке, к западу от Колымы, партию из шести русских, пришедших из Нижнеколымска для рыбной ловли.

1754, март
500 чукчей в 35 верстах (37 км) от Анадырска напали на восемь «юрт» юкагиров, а также русских, возвращающихся с охоты в острог, взяли в плен казака Б. Кузнецкого.

1755, июль
Изменение политики правительства, рекомендация действовать «лаской». Попытка секунд-майора И.С. Шмалева, командира Анадырска, договориться с чукчами об уплате ясака по шкуре лисы с человека, без взятия заложников-аманатов. Прощение от имени императрицы вины чукчам. Неожиданный уход с переговоров чукчей, испугавшихся подвоха.

1756
Поход 200 чукчей на живших в 15 верстах от Анадырска юкагиров, которых они разгромили, увели их семьи, угнали оленей и унесли имущество Возвращение без результата 200 солдат и казаков, посланных на собачьих нартах преследовать чукчей Переселение оставшихся 10 юкагирских женщин в Анадырск.

1756
Брат «главного коряцкого князя Эйгели» Ивака Лехтелев заключил с чукчами мир и пригласил последних в свою землю. Чукчи перешли Анадырь, заключили браки с коряками и поселились на р. Хатырка однако уже через год коряки убили предводителей чукчей.

1759
В апреле около 200 чукчей пришли к укинскому берегу (Северо-Восточная Камчатка), взяли в плен 15 казаков, отбили у коряков собак и оленей, убив 9 мужчин и пленив женщин и детей Затем, соединившись с другими чукчами, подошли под Анадырск, где была эпидемия и страшный голод, однако поручик С. Кекеров прорвался через окружение на оленьи и рыбные промыслы, обеспечив тем самым россиян продовольствием.

1764 - 1771
Ликвидация Анадырского острога с большим по сибирским меркам гарнизоном в 588 человек (303 солдата, 285 казаков) как нерентабельного и не смогшего выполнить свои функции по защите ясачных народов только за 1710 - 1764 гг содержание острога обошлось казне в I 381 007 руб , тогда как ясак, собранный этим острогом, составил 29 152 руб. Указ сената об упразднении последовал в марте 1764 г и был подписан императрицей в феврале 1766 г. Жители ушли в Нижнеколымск и Гижигу, пушки были зарыты, крепость и дома сожжены, церковь разобрана и пущена на воду.

1769
80 коряков в походе на чукчей дошли до Чаунской губы, где на острове ночью напали на чукотскую ярангу, мужчин убили, женщин увели, два табуна угнали — один из редких примеров наступательной стратегии коряков.

1769
300 чукчей напали на оленных коряков у Гижиги, но были разбиты вступившими в бой русскими, которые отобрали у врага угнанных оленей.

1775
Отряд из 130 оленных чукчей, угнавший сначала оленей у коряков, после встречи с Н. Дауркиным, направится для переговоров с русскими у Гижиги, где возникли разногласия по поводу выдачи чукчами заложников Чукчи стали отходить от острога и ночью угнали у коряков 10 оленей Русские и коряки преследовали чукчей и затем атаковали их (9 марта (по ст. ст.)). Убито 54 чукчи, 40 женшин и детей взято в плен, у россиян двое убитых и 12 раненых.

1777
Один из последних набегов чукчей на оленных коряков в районе р. Апука.

1778, 4 марта
Договор о мире между комендантом Гижигинской крепости Т.И. Шмалевым и главным чукотским тойоном Амулятом Хергынтовым и тойоном Северного Ледовитого моря Аоеткином Чымкычыном с обязательством последних платить ясак.

1779, 1 октября
Указ Екатерины II с объявлением о принятии чукчей в российское подданство и освобождении их от ясака на 10 лет в связи со случившимся у них мором. В подходящих местах побережья велено развесить российские гербы в знак принадлежности этой территории России.

1781
Последний набег чукчей на коряков. Договор российских властей с анадырскими чукчами о ненападении на коряков.

1788
По просьбам чукчей для торговли с ними организована ярмарка около Большого Анюя.

1789
Зашиверскии исправник И.И. Баннер, которому подчинялся Колымский округ, убедил часть чукчей (581 чел) присягнуть на верность государыне и платить ясак по одной красной лисице с лука в обмен на подарки.

1822
«Устав об управлении инородцев» чукчи живут по своим законам и судятся собственном судом, ясак - шкура лисицы с лука (с одного мужчины) - платится по желанию.

1840
Морской набег чукчей на островных эскимосов.

1848
Прибытие в Берингов пролив первых китобойных судов (из них большинство североамериканских) - начало активной американской торговли в регионе.

1869-1870
Колымский исправник барон Г.Л. Майдель делит чукчей на «роды» и назначает тойонов для сбора ясака по рублю с мужчин в возрасте 15 - 55 лет, до 15 лет - 50 копеек. Упразднение ответных подарков, стоимость которых подчас превышала стоимость ясака.

1885
«В сущности же весь крайний северо-восток не знает над собой никакой власти и управляется сам собой Каждый родоначальник есть полноправный властелин над своим родом» — мнение капитана А.А. Ресина, чиновника, посланного Приморским губернатором с инспекцией.

1930
Создание первого оленеводческого колхоза - коренная ломка традиционного уклада жизни чукчей.

1930, 10 декабря
Создание Чукотского национального округа в составе РСФСР.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
BiZetVi
ходо байгша


Зарегистрирован: Feb 28, 2007
Сообщения: 454
Откуда: Mushkhuba
СообщениеДобавлено: 27.05.08, 16:30 +0000     Ответить с цитатой

"Это не только свидетельствовало о прекращении боевых действий против чукчей, но и означало фактическое поражение России. Это позволило чукчам проникнуть на Анадырь, оттеснив коряков на Гижигу, а юкагиров — на Колыму."

)))
Россия официально проиграла Чукчам войну на Дальнем Востоке.
Хотя впоследствии Красным удалось тотально спаивать Чукчей химической водой Менделяеева, тем не менее их боялись даже призывать в Красную Армию.

http://www.infanata.org/2006/07/26/voennoe_delo_chukchejj_seredina_xviinachalo_xx_v.html

Вполне возможно, что США должны благодарить именно Чукчей за Аляску.))
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 28.05.08, 05:20 +0000     Ответить с цитатой

А сегодня чукчи чем занимаются? И сколько их количеств всего на земле, то бишь в России?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tumat
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Dec 23, 2005
Сообщения: 1659
Откуда: Вы все в гостях, а я уже ДОМА!!!
СообщениеДобавлено: 02.06.08, 05:34 +0000     Ответить с цитатой

у чукчей очень красивое самоназвание... ЛАУРА ВИТЛАН ...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Книга Зүрхэ сэдьхэлэй оëорhоо. Гармаева С. Д.




Рейтинг@Mail.ru