| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
solnyshko ходо байгша
Зарегистрирован: Sep 21, 2004 Сообщения: 425
|
Добавлено: 11.05.06, 05:04 +0000 |
|
|
Oyabun писал(а): | solnyshko писал(а): | Легко сказать! |
жизнь прекрасна тем, что она прекрасна процессом достижения цели, нежели самим уже ее достижением :wink: 8) |
да процесс прекрасен, согласна!
я считаю, что не все так просто. почему некоторые роды исчезают с лица земли, а другие плодятся и плодятся? может дело в благословении предков? а может дело в удачи? тут очень много факторов скрыто 8) |
|
Вернуться к началу |
|
klugin эрдэмтэн
Зарегистрирован: Dec 16, 2005 Сообщения: 1449
|
Добавлено: 25.05.06, 14:20 +0000 |
|
|
...
Последний раз редактировалось: klugin (14.09.09, 18:18 +0000), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
alpin тэнгэри
Зарегистрирован: Jul 22, 2003 Сообщения: 8546 Откуда: Улан-Удэ |
Добавлено: 25.05.06, 23:47 +0000 |
|
|
лично для меня если старший в семье, то при приеме на работу - всегда преимущество в связи с глубокой убежденностью из моего личного опыта, что старшие всегда более ответственны, думают о других, всегда серьезнее и т.д. _________________ идеи становятся материальными, когда они овладевают сознанием масс |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 26.05.06, 01:04 +0000 |
|
|
Есть еще у бурят-монголов институт нагса и абга(й). В первом случае нагса не обязательно должен быть старше, но вообще этот человек имеет очень большое влияние, он - один из главных не только на самой свадьбе, но и до нее, и вообще при выборе невесты. Правда, с другой стороны для самого нагсы быть нагсой иногда морока, потому что вечно достают с просьбами помочь. Однако нагса - один из первых, к кому ходят поздравить с Сагаан hара, он никогда не сидит один в праздничный день. К нему звонят поздравить, заходят с подарками и т.д. Это очень большой человек, хотя формально вы с ним находитесь даже не в одном роду.
Раньше также имел значение институт анда нухэр, который по сути тоже не твоего рода может быть. Анду твоего отца почитали ненамного меньше самого отца. Но анда обязан был помогать, вплоть до вопросов жизни и смерти.
А вообще дискриминации особой нет, потому что сами младшие - дуунэр когда-то становятся старшими и потом пользуются теми же правами.
Есть конечно и темные моменты. Так бывали случаи, когда младшие шли паровозами в тюрьму за преступления, совершенные старшими, брали на себя, получали сроки поменьше, чем дали бы старшим. А в 50-х (или 60-х) не помню, когда один из них совершил одно нехорошее дело, за это давали вышку при отягчающих. Поэтому вот кое-кто из дуунэр ломал себе жизнь, чтобы спасти ахая.
С другой стороны, ахай раньше 100-пудово шел вместо младших на самые рисковые дела, потому что так было принято. На войну шел именно старший. Наследства старший получал меньше всех. Больше всех получал отхон. Ахаи постоянно в старину вынуждены были заниматься всякими рисковыми делами, типа контрабанды или еще кое-чего, потому что после родителей у них оставались только пара коней да оружие. Они не имели права требовать доли из того, что получал отхон. Хотя конечно никто им не отказывал в ночлеге и еде, даже не очень близким родичам не отказывали (была специальная разнарядка по родам, у кого когда должны кормиться и жить бедные сородичи).
Но ахай, если не успел к тому времени обзавестись семьей и имуществом, попадал в очень тяжелую ситуацию. Как платить калым, устраивать свадьбу, кормить семью? Брать у дуунэр считалось зазорным. Вот ахаи в массовом порядке сразу из многих айлов, сомонов объединялись чтобы как-то разжиться (не буду тут о том, как это иногда делалось).
Потом когда буддизм уже сильно пустил корни, стали ахаев отдавать в хувараки, еще попозже их же отправляли в институты в другие за тысячи верст города. Но это были далеко не все, конечно. Оставались еще многие сотни неприкаянных и фактически не имеющих личного имущества ахаев. Они скитались от Онона до Уды, объединялись в ватаги, ходили за кордон, нанимались в охраны контрабандистских и тайных ламских караванов (которые нелегально все время ходили в Ланьчжоу и далее), постоянно играли в карты (до сих пор в Халхе среди стариков еще образ бурята ассоциируется с картежничеством и еще кое-какими делами).
Вот вроде бы, что вспомнилось. |
|
Вернуться к началу |
|
tumat эрдэмтэн
Зарегистрирован: Dec 23, 2005 Сообщения: 1659 Откуда: Вы все в гостях, а я уже ДОМА!!! |
Добавлено: 26.05.06, 05:31 +0000 |
|
|
Неосознанное ли,задним умом ли выстраданное культивирование сайнэров фактически. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 29.05.06, 00:24 +0000 |
|
|
:lol: - проницательный, Тумат!
Да, нет, культивирования все же нет, я уже лет скока-то с десяток или около того тому назад как-то ушел от чрезмерного романтизирования всего старинного родного.
Но в творчестве (в т.ч. форумском и литературном, если когда-нить все же доберусь до этого) всегда остается место для романтики, тут уж ничего не поделать. Я не из тех писателей, которые в погоне за реализмом, лезут в выгребную яму...
Но, если разобраться глубже, давай взглянем, кто на самом деле более романтизирует или приукрашивает, одним словом искажает этнографическую действительность бурятов.
Возьмем меня (форумского маниака :) ) и какого-нить этнографа, который описал у бурятов все, что мог, но кроме проблемы наследства ахаев, сайнэрства и разного рода девианта, в т.ч. - криминального (контрабанда, конокрадство, картежничество, укрывательство и т.д.).
Я пытаюсь представить себе побудительные причины, психологию, общественные механизмы и т.д., что приводит к феномену сайнэрства. Когда в голове сложилась относительно целостная картина, мне стало их жаль, точнее не то что жалко, мне стали ПОНЯТНЫ они. И вся жизнь бурятского общества предстает в кардинально ином виде, нежели то, что нам рисуется в этнографических заметках. В них, в этих заметках по существу нарисована жизнь даже не среднестатистических бурятов, а бурятов именно таких, которые как бы не имеют вообще иных проблем, кроме тех, что приходят к ним в дом извне. Т.е. вот дзут или Провал - это проблема, вот руские приперлись, всех девок перетаскали - ага, еще проблема, вот тайша пьяный в айл приперся и всех нагайкой запорол - о5 мать ее проблема...
А вот живет так называемая большая семья "трудящихся бурятов" и если бы не было русских, дзутов и тайши (которого те же русские выбрали и поставили), то типа не было бы проблем что ли у этой семьи?
Ну ладно, вот Хангалов и Жамцарано критиковали иной раз некоторые обряды, которые разоряли бурятов. До тысячи голов скота на одном тайлагане. Басаева скажем антисанитарию клеймила.
Но это опять же далеко не все, ведь правда?
Сознательно или бессознательно этнографы наши избегают таких вещей (даже в реконструкции или ретроспективе), как скажем неравный дележ наследства, который кого-то делает почти неимущим. Сознательно или бессознательно этнографы стараются не писать о том, что бывали внутри того же айла, куда приезжал тайша, и свои разборки. Да и сам этот айл в лице того же ахая мог создавать проблемы для того же тайши или его имущества. Или для другого айла по ту сторону границы. Или для русских. И т.д.
Думаю что с годами острота проблемы конечно спадала, но некогда она была и раз была, то надо понять ее причину и описать посильно ее следствия. |
|
Вернуться к началу |
|
tumat эрдэмтэн
Зарегистрирован: Dec 23, 2005 Сообщения: 1659 Откуда: Вы все в гостях, а я уже ДОМА!!! |
Добавлено: 29.05.06, 09:14 +0000 |
|
|
всегда получаю огромное удовольствие от ваших материалов.Жаль,что не могу на должном уровне поддержать дискуссию,не хватает специальных знаний или элементарной начитанности)))))Но все равно-поклон низкий!!! |
|
Вернуться к началу |
|
|
|