BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Наследие Козлова?

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 06.06.05, 10:27 +0000     Наследие Козлова? Ответить с цитатой

На днях вот такую читал “...12.XII 1924г. Ясное тихое утро лишь тонкоперистые облачка плывут над гребнем Богдо-Ула и дым печей Улан-Батор-Хото стелется над долиной. С новым названием города вместо Урги- Уланбатор-Хото настоящая история: ведь монголы все равно называют Да-Куре, а слово Урга никогда не произносят. Удобство коротких названии неоспоримо, а тут совсем обратное явление. Вместо Урги, вместо одного слова, к тому же малосложного, придумали тресложное- удобство, нечего сказать! А главное это название для столичного почтово-телеграфного пункта. Возьмите посмотрите вокруг, где еще найдете многоэтажное название? Только монгольские бараньи головы могли пуридумать такое название. Впрочем, они ведь обезьяны- они переняли манеру от русских.”(стр. 385 “Научное наследство. Петр Кузьмич Козлов Дневник монголо-тибетской экспедиции 1923-1926.” Спб. 2003) Как это понимать? Что за отношение. Ясно что человек написавший такое ничего более не хотел чем разграбить наше культурное наследие. Мы помним все находки Ноин-Ула, так и не находится в нашем музее. А ведь договоров по передачу в советскую сторону не было. На требование вернуть эти бесценные находки многозначущие для нас, они прислали жалкие отрезанные куски хуннских ковров. Как можно отрезать бесценную находку 2000-летней давности? Этим они демонстрироволи свои отношения к нам. Венгр Йожеф Галатто писал что цель экспедиции был золото а не археология.
Из вышеприведенных слов четко видно как нам относились и относятся.”К нам то какое дело пусть эти грязные обезьяны обьявляют независимость, (осенью 26 октября 1924 года мы провозгласили республику и принимали конституцию) мы то знаем что это не так. Почему мне так не удобно произносить эту чертовую Уланбатор-хото. Да хрен с ним.” Таким “ученым” не понять нас. Мы таких высокомерных не желаем в гости. А пусть приезжают те кто действительно хотят познакомиться с нашей историей культурой. И те кто видят в нас людей а не обезьян и баранов. Именно из-за этого монголы терпеть не могут китайцев.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
NinjA
ходо байгша


Зарегистрирован: Mar 18, 2004
Сообщения: 370
Откуда: Ханское монгольское государство (четвертый северный тумэн)
СообщениеДобавлено: 14.01.08, 04:57 +0000     Ответить с цитатой

Дневники козлова – богатое наследие

В серии "Научное наследство", основанной академиком С.И. Вавиловым в 1948-м и возобновленной в 1980 году, в качестве 30-го тома появилась публикация дневников Монголо-Тибетской экспедиции 1923-1926гг., (Козлов П.К. Дневники Монголо-Тибетской экспедиции. 1923-1926., СПб.: Наука, 2003. – 1039с. Т.30), которые ежедневно вел известный российский исследователь Центральной Азии Петр Кузьмич Козлов (1863-1935) во время своей последней экспедиции. Дневники, представляющие пять толстых кожаных тетрадей, общим объемом более двух тысяч рукописных страниц, случайно обнаружила при разборе семейного архива Козловых историк из Санкт-Петербурга Татьяна Ивановна Юсупова в начале 1990-х годов. Являясь редактором-составителем дневников, она проделала огромную работу по подготовке к изданию этого ценного источника. Дневники экспедиции, охватывающие период с 12 июля 1923-го по 22 сентября 1926 года, публикуются полностью, без сокращений, с незначительными купюрами и снабжены интересными комментариями по содержанию и примечаниями к тексту. В конце тома приводится справочный аппарат, который содержит следующие указатели – именной, географических названий, биологических терминов, иноязычных (монгольских, тибетских, китайских и др.) терминов.

Ценность дневников П.К. Козлова не только в том, что они дают сведения о научно-исследовательской деятельности возглавляемой им экспедиции – географическое описание местности, метеорологические наблюдения, этнографические заметки, описание археологических раскопок Ноин-Ульских курганов и посещения "мертвого" города – Хара-Хото, но и содержат также заметки политического, социально-бытового характера о Монголии, Китае, Тибете. И в этом плане большой интерес представляют его личные впечатления от встреч с советскими и монгольскими государственными деятелями, руководителями Российской академии наук и Монгольского ученого комитета. Ввод в научный оборот таких, в высшей степени интересных, документов, как дневники Монголо-Тибетской экспедиции, имеет огромное значение и научную ценность.

Во время своего путешествия П.К. Козлову приходилось часто общаться с представителями различных народов Центральной Азии. Как пишет автор, "киргизы, тюрки, тибетцы, монголы, буряты – хорошо ведомы мне, со всеми ними я работал как путешественник", но ближе всего он сошелся с бурятами, "только одни буряты принимали видное участие в кругу сотрудников ученых экспедиций. Прочие народы – монголы, тибетцы, киргизы – играли роль или официальных собеседников как представители, или в качестве скромных слуг-проводников" (с.353).

Находясь в Монголии, П.К. Козлов тесно общается со многими влиятельными бурятами. Это были Цокто Гармаевич Бадмажапов – участник Монголо-Камской экспедиции, в 1920-е годы сотрудник Минюста и Монценкопа в Монголии; Базар Барадийнович Барадийн – монголовед, тибетолог, нарком просвещения БМАССР в 1923-1926 гг.; Эрдэни Батухан – первый министр народного просвещения Монголии в 1921-1929гг.; Цыден-Еши Гочитский – в 1920-е годы он работал в аппарате правительства Монголии, председателем правления Монценкопа; Агван Доржиев – известный религиозный и политический деятель; Михей Николаевич Ербанов – государственный и партийный деятель БМ АССР; Цыбен Жамцаранович Жамцарано – монголовед, организатор науки в Монголии, ученый секретарь Ученого комитета (1921-1931); Элбэк-Доржи Ринчинович Ринчино – активный участник монгольского национально-демократического движения, с 1921 года советник монгольского правительства, Председатель Реввоенсовета, член президиума ЦК МНРП; Даши Сампилон – советник монгольской миссии в Москве (1921-1926), министр экономики и торговли МНР; Гомбожаб Цэбекович Цыбиков – востоковед, ученый, секретарь Буручкома (1923-1927) и другие.

Более всего П.К. Козлов выделяет в дневниках Ц.Г. Бадмажапова, Ц.Ж. Жамцарано, Э-Д.Р. Ринчино, которые, как прослеживается в его записях, оказывали всяческое содействие работе экспедиции, с ними Козлов общался не только по делам, но и часто проводил вечера в дружеских беседах. И в этом плане очень интересны оценки, характеристики, которые даны наблюдательным исследователем. Уважительно он отзывается о Ц.Г. Бадмажапове, который, по его словам, "внес большой вклад в дело географического изучения Центральной Азии и Тибета. Он много способствовал моей славной деятельности по открытию Хара-Хото..." (стр. 353).

На многих страницах Петр Кузьмич тепло называет Цокто Гармаевича спутником – другом, другом – учеником.

Яркие впечатления остались у Козлова от общения с Жамцарано: "больше всех мне доставил удовольствие и интерес славный Жамцарано. Сколько интересного он дает моим помощникам..." (с.42), "с Сергеем Александровичем мы долго и мило строили планы наших работ на курганах в Цзун – модо. Мы оба живем этой мыслью и этим делом и нередко общаемся с Ц. Жамцарано. Последний – источник знаний и всегда что-либо порасскажет очень интересное, относящееся к нашим перспективам, к нашим вопросам" (с. 146). Нужно отметить, что члены монгольского правительства шли экспедиции навстречу, но, как подчеркивает П.К. Козлов, "еще более того – успешному достижению научных результатов экспедиции способствуют наши соотечественники А.Н. Васильев (первый полномочный представитель СССР в МНР – Л.Ж.), Ц.Ж. Жамцарано, Д.Р. Ринчино и др." (с.169). Его записи свидетельствуют о том, что он высоко ценил мнение ученых востоковедов Ц. Жамцарано, Б. Барадийна – учеников С.Ф. Ольденбурга, общение с ними, владеющими научными знаниями, было Козлову всегда полезно и интересно. По его словам, Барадийн и Жамцарано – "два ума много значат!" (с.216).

Довольно часто П.К. Козлов по различным поводам общался с Э. – Д. Ринчино, который, занимая ответственные властные должности в новой революционной Монголии, оказывал ему неизменно помощь. В дневниках Козлова Э-Д. Ринчино характеризуется как "приятный, обстоятельный человек и всегда интересный собеседник. С ним о многом деловом переговорил, выяснил взгляд на предстоящее, заручился возможностями содействия" (с. 94). "Сегодня вечерком мы, между прочим, навестили Ринчино и очень приятно провели у них вечер. Мне удалось еще разок напомнить ему о бумаге для тибетца Галсана на ружья, их хранение и перевозку до места назначения. Д. Р. Ринчино обещал, но по этому делу он мне должен предварительно переговорить с Дониром. На этом мы и порешили!" (с.99).

Есть и такая интересная запись: "Доехали до Урги вполне благополучно. На пункте, в особенности на таможне "болваны" задержали и, вероятно, надолго бы, если бы я лично не побывал у Ринчино, который тотчас поручил меня заботам одного из его секретарей" (с. 488). "В 1/2 10-го часа утра наконец коллекции доставлены к нам во двор. Как всегда их выручил для нас неизменно хороший и внимательный к Тибетской экспедиции председатель Военного совета Монголии Д.Р. Ринчино" (с.494).

По ходатайству Ц.Ж. Жамцарано, монгольское правительство разрешило Козлову вывезти на время для атрибуции памятники археологии, несмотря на принятый закон, запрещающий иностранным экспедициям вывоз научных коллекций из страны.

Отправляя коллекцию в Россию, П.К. Козлов заручился поддержкой со стороны Ринчино. Так, он пишет: "Говорят, действительно в Верхнеудинск направляются три легких и одна тяжелая машина и почти без нагрузки. Если это так, то полагаю, что найдутся места и для коллекций, и для меня в военных машинах; полагаю, что Д. Ринчино, по моему мнению, сделает все зависящее от него, чтобы мне было и хорошо, и удобно и чтобы я мог быть спокойным за груз" (с.383). "Вечер я великолепным образом провел у Ринчино. Других посетителей, кроме меня, никого не было; я чувствовал себя очень непринужденно и не мог нарадоваться большой симпатии, вниманию и гостеприимной очаровательности хозяев. Такие вечера редко удаются, и я вчерашний никогда не забуду! Было необыкновенно просто, мило, родственно. В заключение Мария Никифоровна (супруга Э. – Д. Ринчино – Л.Ж.) подарила мне в дорогу запивочек" (с. 384). После благополучного прибытия в Верхнеудинск с "многочисленными манатками" Козлов отправляет телеграмму супруге в Ургу: "Все хорошо, целую, поблагодари Ринчино!" (с.392).

В Верхнеудинске у П.К. Козлова были встречи с М.Н. Ербановым, Б.Б.Барадийном, Г.Ц. Цыбиковым. Выступая с лекцией перед общественностью Верхнеудинска, П.К. Козлов говорит о том, что бурятские представители "в ученом мире уже успели завоевать себе посильную известность. Имена Жамцарано, Цыбикова, Барадийна известны ученому миру. С другой стороны, из имен моих сотрудников имя Ц.Г. Бадмажапова также немало говорит о заслугах перед Русским географическим обществом, перед наукой" (с.394). В своей речи Козлов говорит о том, что "открытие Хара-Хото произошло при значительном участии бурятов" (с. 394).

Таких вот интересных сведений, характеристик, оценок в дневнике известного исследователя достаточно много, и они позволяют получить новое, более полное представление о бурятских деятелях в Монголии. Дневники П. К. Козлова о Монголо-Тибетской экспедиции 1923-1926гг. – не только оригинальный и ценный источник, это богатое наследие, имеющее научное и практическое значение и в наши дни, представляющее большой интерес для этнографов, географов, историков науки, а также всех тех, кто интересуется Центрально – Азиатским регионом.

14.05.2005

Источник: Бурятия (Улан-Удэ)
_________________
Bi Mongol Hun!!!

"Под силой Неба Вечного
имя Хана свято,
да будет так
кто не почитает тот умрет"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
NinjA
ходо байгша


Зарегистрирован: Mar 18, 2004
Сообщения: 370
Откуда: Ханское монгольское государство (четвертый северный тумэн)
СообщениеДобавлено: 14.01.08, 05:03 +0000     Ответить с цитатой

Привел текст в котором Козлов описывает как он вывозил культурные ценности из Монголии :shock:
_________________
Bi Mongol Hun!!!

"Под силой Неба Вечного
имя Хана свято,
да будет так
кто не почитает тот умрет"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 14.01.08, 06:08 +0000     Ответить с цитатой

NinjA писал(а):

Находясь в Монголии, П.К. Козлов тесно общается со многими влиятельными бурятами. Это были Цокто Гармаевич Бадмажапов – участник Монголо-Камской экспедиции, в 1920-е годы сотрудник Минюста и Монценкопа в Монголии;
14.05.2005
Источник: Бурятия (Улан-Удэ)

ВОобще-то Бадмажапов - реальный первооткрыватель Хара-хото. Одна из самых выдающихся находок в истории археологии, сопоставимая с обнаружением руин Трои. Однако, Козлов, вопреки своим обещаниям, так и не поступил по джентельменски и не обнародовал факт непосредственной заслуги Бадмажапова. Они даже переписывались по этому поводу, как мне рассказывал один наш исследователь, Козлов все обещал, обещал, но не сдержал слова. Единственно надо признать, он не опустился до поливания грязью своего соперника, всегда (насколько я знаю) отзываясь о нем положительно. Но первенство о Хара-хото не отдал.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
NinjA
ходо байгша


Зарегистрирован: Mar 18, 2004
Сообщения: 370
Откуда: Ханское монгольское государство (четвертый северный тумэн)
СообщениеДобавлено: 14.01.08, 06:16 +0000     Ответить с цитатой

Короче еще тот тип был. :lol:
_________________
Bi Mongol Hun!!!

"Под силой Неба Вечного
имя Хана свято,
да будет так
кто не почитает тот умрет"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Cezare
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2006
Сообщения: 508
СообщениеДобавлено: 14.01.08, 11:31 +0000     Re: Наследие Козлова? Ответить с цитатой

songool писал(а):
На днях вот такую читал “...12.XII 1924г. Ясное тихое утро лишь тонкоперистые облачка плывут над гребнем Богдо-Ула и дым печей Улан-Батор-Хото стелется над долиной. С новым названием города вместо Урги- Уланбатор-Хото настоящая история: ведь монголы все равно называют Да-Куре, а слово Урга никогда не произносят. Удобство коротких названии неоспоримо, а тут совсем обратное явление. Вместо Урги, вместо одного слова, к тому же малосложного, придумали тресложное- удобство, нечего сказать! А главное это название для столичного почтово-телеграфного пункта. Возьмите посмотрите вокруг, где еще найдете многоэтажное название? Только монгольские бараньи головы могли пуридумать такое название. Впрочем, они ведь обезьяны- они переняли манеру от русских.”(стр. 385 “Научное наследство. Петр Кузьмич Козлов Дневник монголо-тибетской экспедиции 1923-1926.” Спб. 2003) Как это понимать? Что за отношение. Ясно что человек написавший такое ничего более не хотел чем разграбить наше культурное наследие. Мы помним все находки Ноин-Ула, так и не находится в нашем музее. А ведь договоров по передачу в советскую сторону не было. На требование вернуть эти бесценные находки многозначущие для нас, они прислали жалкие отрезанные куски хуннских ковров. Как можно отрезать бесценную находку 2000-летней давности? Этим они демонстрироволи свои отношения к нам. Венгр Йожеф Галатто писал что цель экспедиции был золото а не археология.
Из вышеприведенных слов четко видно как нам относились и относятся.”К нам то какое дело пусть эти грязные обезьяны обьявляют независимость, (осенью 26 октября 1924 года мы провозгласили республику и принимали конституцию) мы то знаем что это не так. Почему мне так не удобно произносить эту чертовую Уланбатор-хото. Да хрен с ним.” Таким “ученым” не понять нас. Мы таких высокомерных не желаем в гости. А пусть приезжают те кто действительно хотят познакомиться с нашей историей культурой. И те кто видят в нас людей а не обезьян и баранов. Именно из-за этого монголы терпеть не могут китайцев.
Вспомни Сонгоол переговоры полпреда СССР Майского с китайцами. Он тогда признавал, что Монголия является частью Китая. Для советских Монголия была только разменной монетой в большой игре, поэтому действия монголов по налаживанию новой общественной жизни русские-советские, конечно, воспринимали как обреченую на провал крысинную возню. Что там монголы - даже народы цивилизованной Европы они готовы были принести в жертву идее мировой революции, т.ч. про наших пропахших овчиной предков и говорить нечего. А китайцы с русскими всегда умели находить общий язык, когда дело касалось "северных варваров". Впрочем, имхо Козлов не самый худший из исследователей, писавших про Монголию. Гораздо резче, кажется, выражались Пржевальский и Потанин, но это была другая эпоха, другая правда. Скорее всего, ко времени написания дневника, инерция старого была еще очень сильна, поэтому Козлов не мог быстро освободиться от предубеждений. Жаль только, что многие продолжают их придерживаться до сих пор. Но что поделаешь - снобы есть снобы, и как они приезжали, так и будут приезжать, будут обворовывать музеи и библиотеки, а потом писать какая страна убогая и какие в ней жители тупые. К счастью, таких "ученых" мало, и их делишки, как и сомнительное наследие Козлова не оказывают серьезное влияние на богатство нашего культурного наследия и добросовестность его настоящих исследователей.
_________________
Aut Caesar, aut nihil.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 14.01.08, 15:15 +0000     Ответить с цитатой

в дневниках Базара Барадийна, если правильно помню, не проскальзывает ни тени уважения к козлову как человеку.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 18.01.08, 16:01 +0000     Ответить с цитатой

Tsunami20 писал(а):
Мне кажется тут дело в противопоставлении бурятов монголам.(по Козлову)


скорее даже, дело в элементарной человеческой нечистоплотности, отмечаемая в огромном количестве источников по г-ну козлову.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
NinjA
ходо байгша


Зарегистрирован: Mar 18, 2004
Сообщения: 370
Откуда: Ханское монгольское государство (четвертый северный тумэн)
СообщениеДобавлено: 21.01.08, 00:00 +0000     Ответить с цитатой

:lol: ,сколько времени прошло,а люди не меняются.Все в жизни повторяется.За это люблю историю
_________________
Bi Mongol Hun!!!

"Под силой Неба Вечного
имя Хана свято,
да будет так
кто не почитает тот умрет"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 15.02.08, 06:47 +0000     Ответить с цитатой



в экспедиции Рой Чепмэна Эндрюса тоже Бадмажапов участвовал. Тушээ гун Цогт Бадамжав.
_________________
миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
warorr
бузарсараа муухай


Зарегистрирован: Sep 14, 2003
Сообщения: 3003
Откуда: самый хороший город
СообщениеДобавлено: 16.02.08, 13:14 +0000     Ответить с цитатой

Хорошую тему подняли, молодцы.
Кстати, Козлов, Грумм-Гржимайло, Пржевальский, никто не видел их книги в сети, где можно качнуть? Я только видел в библиотеке нархоза. Козлов вроде отправился из Кяхты в Кульджу, описал помимо Хара-Хото, жизнь и быт тангут, монгол Кукунора, и описал озеро Лобнор, где проводились затем ядерные испытания. Это действительно ученые-востоковеды, яркие представители Русского географического общества.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
Страница 1 из 1

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Книга Зүрхэ сэдьхэлэй оëорhоо. Гармаева С. Д.




Рейтинг@Mail.ru