BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВАХ МОНГОЛЬСКОГО ПРОИСХО
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
tanya
ороошо


Зарегистрирован: Jul 13, 2003
Сообщения: 77
СообщениеДобавлено: 16.02.04, 20:38 +0000     РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВАХ МОНГОЛЬСКОГО ПРОИСХО Ответить с цитатой

Здесь я хотела бы предложить статью для обсуждения
---------------------------------------------------------------------------


Л.Бат-Очир, политолог

Современный мир и идея панмонголизма
История человечества свидетельствует, что взаимоотношения между государствами и народами - это непрерывная череда войн и перемирий, соперничества и сотрудничества, обусловленная их противоборством и союзничеством, геополитическими интересами и личными амбициями руководителей, исходивших из идейных, идеологических, расовых, религиозных, националистических и иных соображений. В результате на протяжении веков сложились самые различные формы межгосударственных отношений, "такие как империя, колония, метрополия, протекторат, автономия, сюзеренитет, суверенитет, федерация, конфедерация, союз, содружество. Тому свидетельство - современная политическая карта мира. Из прошедших тысячелетий в силовом разделе мира, в судьбе государств и народов наиболее характерным является уходящий XX век. Именно в этом веке разразились две наиболее кровопролитные мировые войны, существенно изменившие политическую карту мира. Произошел новый раздел мира, образовались новые государства, разъединены отдельные народы. В середине XX века в Африке, Азии, Латинской Америке потерпела крах колониальная система и возникли десятки новых, независимых государства. В результате кровавого внутреннего конфликта распалась на несколько самостоятельных государств искусственно созданная Югославская федерация. Не менее важным событием является объединение Германии, а также Вьетнама, расколотых ранее в силу внешних факторов. Исходя из геополитических соображений и идеи евроцентризма, в Европейский Союз начал тесно интегрироваться целый ряд государств. Тем временем Россия стремится создать некое СНГ и союз с Белоруссией. Возрождаются и набирают силу идеи панисламизма и пантюркизма. Снова начали говорить о Евразии. По-прежнему существует панамериканизм. Из глубокой дремоты просыпается паназиатизм. Многие теперь задаются вопросом о том, что может принести миру пробуждение Азии. Наряду с этим усиливается тенденция к дезинтеграции и самоопределению наций. Так, например, чешский и словацкий народы путем цивилизованного развода создали два самостоятельных государства. В кавказском регионе идет ожесточенная борьба за национальное самоопределение. Та же проблема не один год существует и в Азии. Из вышеизложенного следует, что в современном мире идут позитивные процессы объединения ранее разделенных стран и народов, приобретения ими законного права на самоопределение. Нам же, монголам, необходимо осмыслить суть и перспективу этих процессов и на этой основе разработать четкую концепцию панмонголизма. Это означает необходимость подойти к данной проблеме с точки зрения современных достижений в области межгосударственных и межнациональных отношений и их перспектив в XXI веке, возродить и обогатить старую идею панмонголизма новейшими положениями теорий национального движения, международного права, Конвенции по правам национальных меньшинств и нового политического мышления. Это в свою очередь делает актуальной задачу внимательного изучения наследия известных теоретиков: доктора Ц.Жамцарано (Жамсраны Цэвээн) (1), профессора Элбэгдоржи Ринчин (2), доктора Э.Хара Даван (3) и других, труды которых имеют большое познавательное значение и остаются до сих пор актуальными и злободневными*7. В последние годы некоторые наши горе-историки стараются всячески очернить имя Элбэгдоржи Ринчино. В этой связи авторы данной статьи отсылают читателя к докладу на VII съезде монголоведов и статье японского монголоведа Футаки Хироши "Элбэгдорж Ринчино гэж хэн бэ?" (Кто такой Элбэгдордж Ринчино?), в которой автор фактически реабилитирует Ринчино как крупного теоретика и одного из руководителей движения панмонголизма.

Труды теоретиков панмонголизма долгое время оставались неизвестны читателям, так как были запрещены и преданы анафеме. Даже само слово "панмонголизм" потеряло свое настоящее значение, стало ругательным и стало вызывать раздражение, ненависть и боязнь не только у великодержавных шовинистов, но в какое-то время и в самой Монголии, в силу ее географического положения и исторической судьбы, призванной быть центром движения панмонголизма. Только в последнее время в монгольской печати замечено появление ряда статей (4), освещающих историю движения панмонголизма, но, к сожалению, авторы этих статей придерживаются диаметрально противоположных точек зрения по принципиальному вопросу, а именно: имеет ли право на существование идея панмонголизма в современном мире? Следовательно, надо уточнить понятийный аппарат, терминологию данного вопроса и освободить сознание людей от ложных, антинаучных представлений времен сталинских репрессий и верховенства имперского мышления, от постулатов острой идеологической борьбы вокруг '"буржуазного национализма", "национализма", "шовинизма", "сепаратизма", "патриотизма", "интернационализма" и наконец "панмонголизма". Борьба вокруг последнего породила серьезные искажения и немало "белых пятен" в интерпретации движения панмонголизма. Общество оказалось буквально расколотым по данному вопросу. В связи с этим предстоит задача беспристрастного, комплексного изучения исторического материала и анализа событий национального и национально-освободительного движения монголов и на этой основе определения сущности идеи панмонголизма в новых исторических условиях. Некоторые американские ученые считают XX век периодом монгольского национализма. Да, это верно. Монголы в XX в-еке добились -крупных успехов в борьбе за свободу нации, за восстановление государственного суверенитета и в области внешней политики. В 1911 г. после 220-летнего маньчжурского господства Монголия восстановила государственность и суверенитет. В 1919 г. в Чите состоялся съезд панмонголистов, провозгласивший самостоятельное монгольское государство в составе Внутренней Монголии, Барги и Бурятии; в 1921 г. Монголия вновь провозгласила себя независимым государством; в 1946 г. гоминдановский Китая признал ее суверенитет; в 1962 г. МНР вступила в ООН. Монголия ныне признана всеми великими державами и имеет дипломатические отношения со 130 государствами мира. В многовековой истории своей государственности Монголия и монгольская нация прошли через такие вехи, как первоначальное единое монгольское государство; монгольская империя, не имевшая себе равных, и становление монгольской государственности на исконной территории нации; феодальная раздробленность, раздел нации, потеря государственной самостоятельности и превращение монголов в маньчжурскую и российскую колонии в результате захватнических войн и политики Маньчжурской и Российской империй; | / восстановление государственности на территории Внешней Внутренней • Монголии и Барга (Бурят-Монголия оставалась в ведении Российской империи); вновь раздел, автономия и колония Китая; и наконец, суверенное государство новейших времен. Монголы стали свидетелями того, как исконные монгольские земли были разрублены на три отдельные части - Внешнюю Монголию, Бурят-Монголию, Внутреннюю Монголию, и еще не более мелкие куски точно так, как режут торт во время пышного пиршества властителей. Долгое время такое несправедливое положение скрывалось от мировой общественности, искажалось и замалчивалось, отчасти, в основном до сих пор замалчивается. Вот уже три века монголы испытывают горечь и тяжелейшие последствия насильственного разъединения. Вот откуда у них неудержимая тяга друг к другу и желание объединиться. В разные исторические моменты монголами делались, и неоднократно, попытки объединиться, и хотя последние не имели успеха, сама идея панмонголизма не могли и не может уйти в небытие. Ибо эта идея - выражение вековых чаяний всех монголов, высший идеал их национального самосознания. Поэтому она жива и будет жить. Время печали еще не пришло. Такой оптимистический вывод возможен, так. как, во-первых, одной из стержневых проблем мировой истории был и есть, как известно, национальный вопрос, в XXI веке этот вопрос приобретает еще более актуальный и острый характер. Во-вторых, по прогнозам ученых, в грядущем веке начнется новая история в самоопределении народов и на карте мира появится много новых суверенных государств. В-третьих ,•• под непосредственным влиянием этого еще более повысятся национальное самосознание всех монголов и их стремление к этнической консолидации. Следовательно, можно полагать, что в XXI веке идея панмонголизма получит дальнейшее развитие, сделает существенные шаги на пути к реализации. Может быть, в XXI веке мир услышит новое неслыханное слово в деле объединения монголов как единой нации. Проблема панмонголизма и вокруг него многоплановый и весьма деликатный вопрос. Однако в этой небольшой статье авторы рассматривают ее в узком аспекте монголо-российских отношений и положения национальных меньшинств монгольского происхождения в России или "российских монголов"*^. В этом отношении статья представляет собой лишь первую скромную попытку историко-концептуального осмысления сущности идеи панмонголизма, как идеи, свидетельствующей о стремлении монголов к этнической интеграции в противовес великодержавной идее "разделяй", к восстановлению своих территориальных прав и суверенитета. Наконец, следует отметить, что эти размышления и выводы авторов могут не совсем совпадать с точкой зрения официального Улаанбаатара.

Немного истории о судьбе "российских монголов" - движении панмонголизма Монголо-российские отношения имеют многовековую историю. Они формировались со своими зигзагами, позитивными и негативными моментами, то в грохоте войн, столкновений, революций, то в мирной обстановке союза и братской дружбы. Поэтому чтобы лучше, объективнее понять суть, правду этих отношений перелистаем несколько пожелтевших страниц истории. Первые контакты самой могущественной тогда в мире Монгольской Империи и древней Руси относятся к XIII веку, а именно к событию
1// Под этим термином мы подразумеваем для краткости изложения национальные меньшинства монгольского происхождения в России: бурят, калмыков, алтайских ойратов, тувинских урянхайцев.

31 мая 1223 г., когда-на берегу реки Калхи происходило сражение с монгольским владычеством и длилось в течение почти трех веков. Этот так называемый монгольский период русской истории ученые рассматривают по-разному. Одни считают его периодом монгольского ига, периодом величайшего бедствия, жесточайшего террора, непрерывных противоборств, а другие, наоборот, - периодом постепенного формирования единой российской государственности и великодержавности под влиянием так называемого "монгольского ига" и его покровительства одновременно. Последние аргументируют свои выводы историческим фактом - заключением русскими союза с Золотой Ордой благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном хана Батыя, внука Чингис Хаана. Это удивительное политико-дипломатическое явление наводит на мысль о том, что в тогдашних монголо-российских отношениях было не только одно "монгольское иго", но и было еще весьма доверительное, доброжелательное отношение друг к другу. В противном случае, монгольское владычество не дало бы никакой возможности, никакого шанса Московскому княжеству превратиться в Великое Государство Московское. По этому поводу русский историк Вс.Иванов писал, что московский царь "вылупился от монгольского хана, как птенчик из скорлупы" (5). Когда-то могущественная Золотая Орда распалась как государство, а монголы остались там же на старых землях, многие из них постепенно растворились в массе местного населения, обрусели или же отатарились. Позже их потомки дали немало гениев, талантливых полководцев, служивших как царской, так -и советской России. Россия набирала мощь, крепла и начала активное наступление на Восток, на. сибирские земли. Однако, в эт.от период на протяжении XV-XVI веков не было прямых связей между Россией и образовавшимися тогда на исконномонгольских землях разрозненными, самостоятельными ханствами К началу XVII века Россия, завоевавшая Западную Сибирь, уже подошла к западным и северным рубежам коренной монгольской территории, но временно остановилась и стала строить там остроги и укрепления, ожидая удобного момента для дальнейшего движения на Восток, начала усиленно изучать военно-политическую ситуацию, сложившуюся в этом регионе и монгольском мире. И пришлось бы русским завоевателям очень долго ждать, если бы не сложилась неожиданно совершенно новая ситуация в этом регионе. Появление в 1618 г. на карте Восточной Азии нового мощного Манчжурского государства - потомков чурченей - застало всех, в том числе русских и монголов, врасплох. Этого никто не ожидал. Между русскими владениями и новым сильным государством простирался монгольский мир, раздираемый внутренними противоречиями. По существу монгольская нация была поставлена перед фактом ведения войны на двух фронтах - на востоке и на севере. А это, как известно, чрезвычайно сложно. В то время и у новоявленной /Манчжурии, и у русских цели были одинаковы - завоевание монгольской территории, что объективно ставило их в положение союзников. Можно предположить, что эту выгоднейшую ситуацию оба очень быстро поняли и воспользовались ею в полной мере. Пользуясь этой удобной исторической ситуацией, когда шла междоусобица монгольских ханств, Российская империя начала постепенный захват периферийных земель Монголии (6). Так, например, захват земель начался в 1620 г а через 100 лет была уже захвачена вся Прибайкальская Монголия (Северная (ар Халха), позднее названная Бурятией. В результате в 1727 г. Россия заключила договор с Манчжурией, тем самым северные земли Монголии-Бурятии со всем населением вошли в состав царской России. Начиная с 1756 г. русские начали собирать ясак от западных монголов - ойратов Алтая, а в 1860 г. они тоже были включены в состав России согласно договору, заключенному в Пекине (7). Следовательно, Россия и Маньчжурия разделили Монголию между собой. Что касается калмыков и Тувы, то их вхождение в состав России отличается от предыдущих. Калмыки, например, в конце XVI века самовольно перекочевали из Монголии (Джунгарии) в пустовавшие тогда прикаспийские степи и образовали в 1661 г. свое Калмыцкое ханство в составе Российской империи (8). Тува и ее коренные жители монголы-урианхайцы с древних времен жили в составе Монголии. В середине XVII века часть Тувы вошла в состав России, другая ее часть не без давления со стороны Москвы, отделившись от Монголии, объявила себя в 1921 г. Тагна-Тувинской народной республикой. В 1944 г. ТТНР, прекратив свой суверенитет, вошла в состав Советского Союза и стала автономной областью. Таким образом, значительная часть территории и населения Монголии оказались в составе как Российской империи, так и Советского Союза в то или иное историческое время, в результате чего монгольский народ был разрублен по живому телу на отдельные части. Исследования историков Сибири и монголоведов свидетельствует о том, что не может быть и речи о добровольном присоединении к России Бурятии, части Тувы и Алтая, как и всей Сибири. Утверждения о добровольном присоединении есть чудовищная ложь! На самом деле эти земли в большинстве случаев были захвачены "бородатыми завоевателями" в течение 200-250 лет насильственным путем, с пролитием моря крови и слез местного населения, путем обмана, запугивания, злоупотребления доверием, захвата заложников, купли и вознаграждения влиятельных туземных чиновников-предателей, а также с применением дипломатической хитрости, координацией действия с маньчжурскими властями и заключением секретных договоров и соглашений. "Российские монголы", оказавшись подданными России, как и все инородцы, в течение почти трех веков испытывали на себе всю тяжесть национальной политики как царской России, так и Советского Союза. Видимо, недаром называли царскую Россию тюрьмой народов. Для "российских монголов" она была действительно тюрьмой самого строгого режима. Национальная политика царских и коммунистических правителей России по сути и конечной цели мало чем различалась и была направлена на колонизацию захваченных земель, эксплуатацию и ассимиляцию национальных меньшинств, произвол над ними, на беспощадную расправу, гонения и полное пренебрежение к их коренным интересам. Основными методами реализации такой политики были насильственная русификация, расчленение территории и заселение их русскими, которых натравливали на "диких" кочевников. Безмерно тяжки были страдания и жертвы "российских монголов". Недаром среди бурят-монголов существовала поговорка: "русскому человеку убить -все равно, что ягненка зарезать". Однако "российские монголы", несмотря на их малочисленность, наравне с русскими участвовали в многочисленных войнах, в том числе в двух мировых, гражданской войне между "красными" и "белыми", в трех революциях, стали жертвами сталинских репрессий, геноцида и депортаций, испытали трудности территориального расчленения и расселения по различным территориям, вынесли неоднократные издевательства над статусом их государственности и чувством национальной гордости. В таких тяжелейших условиях рост общей численности "российских монголов" сильно замедлился, и в отдельных случаях имеет место уменьшение его численности. Так, например, за последние 100 лет калмыцкое население уменьшилось на 30%. огромные людские и материальные потери понес этот маленький несчастный народ из-за сталинских репрессий и депортации, начавшейся зимой 1943 г. Русификация национальных меньшинств монгольского происхождения была начата с помощью православной церкви. В этом отношении церковь, проводя христианизацию, ст.ала настоящим опиумом для национальных меньшинств. Миссионеры шли по их земле, образно говоря, с крестом и кнутом в руках;' и крестили силой инородцев и их детей с помощью полицейских чиновников и местных родовых властей. За добровольное принятие православия царское правительство освобождало на три года инородцев от платежа податей. Вновь крещенным раздавались также деньги и подарки. Крестили инородцев в расчете на то, что, если крещен в русскую веру - значит уже не инородец, а русский, крещенные сольются с русскими интересами и навсегда забудут свое тяготение к родственной им Монголии. Заселение русскими их земель превратило национальные меньшинства в инородцев на их собственной земле. Всячески поощрялись смешанные браки. Инородцы начали постепенно забывать древние обычаи предков и богатую национальную культуру. Из^за отсутствия национальных школ, как обычно, дети родоначальников, богатых чиновников учились в русских школах, постепенно забывая родной язык и старомонгольскую письменность. Многие из них полностью обрусели. В настоящее время у многих бурят их древний и прекрасный язык стал средством общения лишь в быту, и 14 % бурятского населения считает ныне русский родным языком. Чудовищная страшная статистика!

Очень странным и.страшным является и то, что политики новой'' демократической России открыто поощряют этот процесс. Лидер ЛДПР В.Жириновский в своем интервью в Улан-Уде открыто заявлял, что в государстве должен быть только один язык, что бурятские дети, мол, пусть читают сказки на родном языке. Но когда летаешь самолетом, говорил он, через час наступает другая республика и совсем другой язык. Страшно в том смысле, что это есть мнение не одного господина Жириновского, а у него есть немало единомышленников. Одним из испытанных методов ассимиляции национальных меньшинств монгольского происхождения у русских, равно как и у китайских правителей, были и есть раздробление их земель и массовое заселение колониальных монгольских территорий иммигрантами из внутренних регионов империи с конечной целью поставить коренное население перед так называемым свершившимся демографическим фактом, как они эту ситуацию называют, когда коренное население становится абсолютным меньшинством на своей территории, изолировать монголов друг от друга, ослабить их сплоченность, культурно-языковые связи, разрушить их вековой хозяйственный быт. В результате проведения такой политики коренные жители становились национальным меньшинством на своей собственной земле. Всего лишь 24 % населения Бурятии, 52 % Калмыкии, 60 % Тувы составляют лица коренной национальности (9). В царской России, как известно, национальные меньшинства не имели какой-либо государственности и находились в составе губерний. После Октябрьской революции народы и народности бывшей Российской империи впервые приобрели государственный статус. Они превратились в союзные и автономные республики. Это было исторически прогрессивным начинанием и шагом вперед в решении проблемы национального самоопределения народов. Однако статус этих республик носил формальный характер и был по существу политической демагогией и рекламой, демонстрирующей якобы демократичность советской власти и предоставление ею угнетенным царской Россией народам права на самоопределение, ню на деле мало кто считался с этим правом. Во времена Сталина и после него советские и российские руководители действовали по принципу "отбирай одной рукой то, что дано другой", и обещали столько поглотить, что .. ..Но когда национальные республики стали на самом деле провозглашать свой суверенитет, то против них применялась даже военная сила. Конечно, такое случалось не часто. Но частое, самовольное изменение статуса национальных государственных образований малых народов в советское время было обычным делом.

В 1923 г. была образована Бурят-Монгольская АССР. Однако в 1937 г. кремлевские руководители секретным постановлением разделили ее территорию на 4 части, почти половину отобрали и отдали Иркутской и Читинской областям и на их территории создали Усть-Ордынский и Агинский национальные округа. Руководителей БМАССР репрессировали как "националистов" и "панмонголистов-антисоветчиков". Да не только руководители бурят-монгольского народа, но и много тысяч безвинных, честных людей разных национальностей было репрессировано диктаторским режимом якобы за участие в так называемой панмонгольской контрреволюционной организации.

Даже в совсем мирное время после победы Советского Союза над гитлеровским германским фашизмом и японским милитаризмом продолжались эти грубейшие нарушения законности, дикий произвол, страшная клевета. Так, например, в августе 1951 г. три престарелых колхозника Сускин А.Н., Прокопьев С.Б. и Ханхаев Х.Х. были осуждены за "причастность" к панмонголизму на 25 лет лишения свободы и 5 лет ссылки каждый.

На самом деле на территории Бурят-Монгольской АССР, а также МНР никакой панмонгольской организации не существовало. Все это придумали и искусственно создали сотрудники НКВД. Несмотря на это подозрение в панмонголо-бурятизме не затухало с течением времени, даже после смерти Сталина. Поэтому слово "монгольская" в названии автономной республики всегда вызывало раздражение у кремлевских руководителей. В 1958 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вычеркнули из названия республики эпитет "монгольская" и дали новое название "Бурятская АССР". Можно ли называть такое отношение к государственности целого народа иначе, как политическим издевательством?
Такая же история случилась с калмыками и ойратами. В первый раз в 1771 г. императрица Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство и включила его в состав Астраханской губернии. В 1920 г. В.И.Ленин подписал постановление о создании Калмыцкой автономной области. В 1943 г. И.В.Сталин распустил Калмыцкую АССР, ее земли раздал Астраханской, Ростовской областям и Ставропольскому краю. Вот на такие куски были разрублены земли Калмыцкой автономной республики. В годы "хрущевской оттепели" в 1956 г. была создана сначала Калмыцкая автономная область, а в 1958 г. восстановлена Калмыцкая АССР.

Что касается ойратов, то сначала была образована Ойратская автономная область, но она с 1948 г. переименована в Горно-Алтайскую область. Это было, видимо, связано с заселением этой земли русскими, в результате чего ойраты стали составлять лишь 30 % населения области. Такова вкратце историческая судьба национальных меньшинств монгольского происхождения в России. Несмотря на такую горькую судьбу, "российские монголы" служили русским царям, а позже коммунистическим правителям не за страх, а за совесть. Однако это, отнюдь, не означает, что все они ходили в "шкуре раба". История свидетельствует об их неоднократных выступлениях против великодержавного шовинизма, национального гнета, унижения и притеснений, за справедливость, за создание государственности, за право на самоопределение, а также за объединение всех монголов. Часто возникали протесты и стихийные восстания. Буряты отправили в 1703 г. целую делегацию к императору Петру I , который был вынужден издать указ по следам желоб и прощения бурят (10).

Революция 1905-1907 гг. явилась мощным толчком к небывалому подъему национального самосознания угнетенных народов Российской империи. После свержения царизма национальное движение по сравнению с 1905 г. поднялось на еще более высокий уровень, приняло четко выраженные организационные формы с программой и конкретными задачами. Представители зарождавшейся национальной интеллигенции возглавляли национальное движение.

В Бурятии народниками во главе с Ц.Жамцарано была создана организация "Знамя бурятского народа", была также создана Партия прогрессивных бурят. Читинский общебурятский съезд в конце апреля 1917 г. принял проект положения о национальной автономии и создал Бурятский национальный комитет (Бурнацком), председателем которого в свое время был видный деятель бурятского национального движения Элбэгдоржи Ринчино, впоследствии ставший одним из выдающихся руководителей национально-освободительного движения всех монголов. Бурнацком, как высший исполнительно-распорядительный орган власти, провел в жестких условиях революции, гражданской войны и интервенции большую работу по национально-государственному, экономическому и культурному развитию бурят-монголов. Во время съезда народов Востока Элбэгдоржи Ринчино и другие делегаты Бурятии встретились с В.И.Лениным, и Ринчино представил ему докладную записку "Инородческий вопрос и задачи Советского строительства в Сибири". Многолетняя борьба за национальную государственность бурят-монгольского народа получила поддержку главы Советской России. В октябре 1920 г. по его проекту было принято постановление о предоставлении автономии бурят-монголам. В Калмыкии также была организована первая национальная организация учителей - "Знамя калмыцкого народа". В этой организации активное участие принимал известный ученый, доктор Эренжен Хара-Даван. Представители национального движения не были буржуазными националистами, сепаратистами, контрреволюционерами, в чем их тогда обвиняли большевики, а являлись в сущности национальными и революционными демократами. Поэтому они остро критиковали колониальную политику царизма, тормозившую развитие национальных окраин России и державшую национальное меньшинство в темноте и невежестве. Национал-демократы Бурятии, Калмыкии, тувинские урянхайцы и алтайские ойраты выступали за возрождение своих народов, восстановление национальной культуры, родного языка, за отмену земельных и административных реформ, приводящих к разрушению'-их традиционное скотоводство, к массовым захватам земель, за установление национальной автономии. Другими словами, они боролись за ликвидацию веками господствовавшей колониальной и русификаторской политики царизма. С ростом национального самосознания и национальной интеллигенции под влиянием трех российских революций и с усилением тяги к братьям-монголам вне пределов России бурятские национал-патриоты включились в национально-освободительное движение Внешней и Внутренней Монголии. Этому способствовала сложная международная обстановка в этом регионе. Бурятские политические лидеры принимали самое активное участие в общемонгольской конференции, объявлявшей всю этнографическую Монголию самостоятельным государством в феврале 1919 г. Как известно, этот Читинский съезд панмонголистов был встречен в штыки великодержавными шовинистами. К сожалению, по этой же причине, а также из-за пассивной, трусливой и предательской позиции прокитайски настроенных феодалов внешней Монголии временное правительство, избранное на съезде, "умерло", не успев родиться. Хотя этот смелый политический акт кончился "с нулевым результатом", но он зажег второе пламя надежды в сердцах всех монголов. Первым можно назвать провозглашение независимости Монголии в 1911 г. С тех пор движение панмонголизма до наших дней имело несколько крупных волн. Во внутренней Монголии было сделано несколько попыток путем вооруженной борьбы отделиться от Маньчжурии, позже - от Китая. Все они были жестоко подавлены. Среди руководителей национально-освободительного движения всем монголам были известны имена Нейсе-гегена, Дамдинсурэн вана, Тогтох гуна, Чингиса и других. Они, естественно, рассчитывали на помощь и поддержку со стороны Внешней Монголии и Бурятии, где в трудные для них годы они не раз находили убежище. В смутное время гражданской войны в Сибири, Китай оказал доставку Центросибири предметов снабжения и боевых припасов, предлагал Центросибири аннулировать русско-китайско-монгольский договор 1915 г. и тем самым ликвидировать автономию Монголии. Это предложение бурятские деятели считали обманом, возможное заключение соглашения с Китаем за счет Монголии актом явного предательства по отношению ко всей Монголии, наносящим огромный ущерб России и общемонгольским интересам бурят-монголов и вообще всем монгольским племенам. Из Внешней Монголии халхасские патриоты с позволения VIII Богд Жавзандамба обратились в 1911 г. к Николаю II с просьбой помочь в объединении монголов (11). В этой встрече участвовали бурятские патриоты. После революции 1917 г. в России буряты вместе с революционно-демократически настроенными русскими оказали помощь в изгнании китайских оккупантов из Монголии, в подготовке и победе национально-освободительной революции . Таким образом, история свидетельствует, что совместная борьба, общая тяжелая судьба и взаимная поддержка народов Бурятии, Внешней Монголии укрепила их единство и сплоченность и естественно побудила их к объединению и созданию единого свободного государства на исконно монгольских землях. Это то, что мы называем идеей панмонголизма. Поэтому наша позиция существенно отличается от мнения тех авторов, которые трактуют панмонголизм, как стремление восстановить бывшую великую Монгольскую империю на своих и чужих землях, что, конечно, является настоящей утопией. Поэтому не стоит бояться идеи панмонголизма как сатаны. Борьба "российских монголов" за национальное самоуправление и за осуществление культурно-национальных чаяний продолжается и по сей день. С распадом СССР для этого появились благоприятные условия. Как известно, после распада СССР, когда состоялся настоящий парад суверенитетов, "российские монголы" добились повышения статуса своей государственности и расширения полномочий. Ныне в Российской Федерации существуют 4 республики, где проживают "российские монголы" - Бурятская, Калмыцкая, Тувинская и Алтайская и 2 бурятских национальных округа. Создание национальных республик, несомненно, явилось шагом вперед по сравнению с бывшими автономными республиками. В связи с этим отметим высказывания некоторых историков. По их мнению (сейчас совершенно очевидно), что не освободи "Азиатская кавалерийская дивизия" барона Унгерна, которая являлась одним из соединений вооруженных сил объединенной Монголии (Даурского правительства), а не белогвардейской бандой (как утверждала большевистская пропаганда), Ургу' и Монголию от китайских оккупантов, вряд ли Красная Армия стала воевать с войсками Гоминдана, с которыми в ту пору у ней сло жились союзнические по сути отношения. Японский монголовед Футаки Хироши справедливо отмечает, что "Если считать рево люцию 1911 г. совместной деятельностью внешних и внутренних монголов, то революция 1921 г. была осуществлена совместным проектом халхасцев и бурят-монголов. Если в движении 1911 г. Хайсан-гун, представляя Внутреннюю Монголию, выполнял важную роль, то Ринчино, как представитель Бурят-Монголии, принимал участие в революционной деятельности 1921 г. Поэтому Ринчино, как С.Данзан и Д.Бодоо, является одним из трех руководителей революции 1921 г. (12). республики считаются суверенными только лишь в рамках Российской Федерации и не имеют права на самоопределение. Поэтому этот и другие принципиальные вопросы межнациональных отношений и национальной политики нынешней России не выяснены до конца и продолжают вызывать горячие дискуссии и даже приводят к вооруженным столкновениям. В настоящее время в РФ идет борьба между двумя противоположными концепциями. С одной стороны, усиливается центробежная сила в пользу достижения полного суверенитета национальными республиками, а, с другой, не сдает свои позиции старое имперское мышление, нацеленное на то, чтобы держать другие народы по-прежнему под пятой Москвы. Последнее проявляется в стремлении восстановить бывший СССР, ню с губерниями, как в царской России, вместо национальных республик. Среди таких ярых приверженцев русификации можно назвать и всемирно известного писателя, бывшего узника ГУЛАГа, автора книг "Один день Ивана Денисовича" и "Архипелаг ГУЛАГ" А.Солженицына. Очень странно, не правда ли? Отсюда и возникает вопрос. Долговечен ли нынешний статус государственности недавно образованных национальных республик. Как известно, их в Российской Федерации двадцать (без Чечни). Отдельные российские политики свое стремление решить межнациональные проблемы на основе имперского мышления и с применением "железного кулака" стараются ловко прикрывать известным принципом сохранения территориальной целостности страны, пренебрегая общепризнанным международным принципом, правом самоопределения наций, провозглашенным Циммервальдской конференцией. Именно под таким предлогом была не только не признана Российской Федерацией независимость Чечни, но и была применена военная сила против нее, и в течение двух лет продолжалась разрушительная кровопролитная война против маленького народа. Причина такой затяжной войны заключалась, по нашему мнению, в том, что русским солдатам пришлось воевать в Чечне не против малочисленных банд, не за установление конституционного порядка как утверждали тогда в Москве, а вести настоящую войну против защитников исконных земель, борцов за суверенитет своей страны, против небольшого по численности, но мужественного народа. Чеченская война, как один из редчайших случаев в истории, стала настоящим уроком для политиков и военных - пленников имперского мышления, а также вдохновляющим примером для малых, свободолюбивых народов. Из вышеизложенного видно, что перед недавно образованными национальными республиками РФ, в том числе Бурятией, Калмыкией, Тувой, Алтаем, стоит сложная проблема отстоять в будущем статус своей государственности.

Надежда умирает последней
В настоящее время в мире рассеяно около 10 миллионов монголов. Всех их - коренных, "российских", "китайских", и других - объединяет, прежде всего, этническая общность языка, культуры, обычаев, религии и тот неоспоримый факт, что все они жили в течение пяти веков в составе единого монгольского государства. Их объединяет также общемонгольская идея, стремление жить вместе на своих коренных землях в рамках единого возрожденного государства.. Естественно, чувство принадлежности к монгольской нации породило и понятие "панмонголизм", получившее со стороны его противников резко отрицательное значение. Мы выше показали, что панмонголизм - это национально-патриотическая и благородная идея, зов сердца разделенных народов. Тем не менее монголы живут разделение уже в течение нескольких веков. В связи с этим закономерно возникает немало вопросов,, главные из которых: - Какие причинно-следственные связи побудили великие держ.авы расселить монголов по своим отдельным квартирам, рассечь их земли на части? - Какие существуют основания не позволять монголам объединяться? - Когда же кончится нынешний раздел монголов? Мы постараемс
_________________
You are what you think.
You are what you go for.
You are what you do!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
WarriorSpirit
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Jul 15, 2003
Сообщения: 1945
Откуда: Монголия. Улаанбаатар
СообщениеДобавлено: 17.02.04, 10:21 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:
имеют ли монголы Монголии право эгоистически оттолкнуть от себя этнических монголов под предлогом их начавшейся ассимиляции, ингорируя их естественное стремление к объединению.


нет, не имеют, хорошая статья.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Темирлан
ороошо


Зарегистрирован: Jul 30, 2003
Сообщения: 63
Откуда: Санкт-Петербург
СообщениеДобавлено: 17.02.04, 11:55 +0000     Ответить с цитатой

Территориальный вопрос, видимо, имеет смысл обсуждать только в контексте подготовки к третьей мировой войне и только тем, у кого с головой не все в порядке.
Чуть более реалистичной представляется следующая картина.
... Через ...дцать лет Монголия превращается в азиатского дракона (льва, тигра, барса, быка, барана, козла). Тогда без всяких объединительных лозунгов в Монголию устремляются толпы иммигрантов-бурят из сопредельных стран, если, конечно, разница в уровне экономического развития, политических свобод и проч. окажется значительной. Многие из них не будут знать ни бурятского, ни монгольского языка, но эта проблема решаема. Примеры есть: Израиль, Германия, Греция, Казахстан.
... Ну что помечтаем?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
orun
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 22, 2003
Сообщения: 3925
Откуда: mosсow-city
СообщениеДобавлено: 17.02.04, 12:42 +0000     Ответить с цитатой

а она...., того самое... точно станет?
Драконом то есть? Наша понимаешь Ридна Монголия.
Я бы поехал, без проблем. Я всеми руками за.
Я хочу этого.

Но есть ли предпосылки?
_________________
UNDER PERMANENT CONSTRUCTION.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Valkyr
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 28, 2003
Сообщения: 2225
Откуда: Asgard
СообщениеДобавлено: 17.02.04, 12:56 +0000     Ответить с цитатой

А я бы не поехала. С какой стати мы должны оставлять наши бурятские породные земли? На нашей бурятской земле должны жить буряты. Помните шаньюя Модэ: "Земля - есть основание государства! Как можно ее отдавать?!"
_________________
http://radjana.livejournal.com
I'm a shieldmaiden and my hand is ungentle
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
WarriorSpirit
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Jul 15, 2003
Сообщения: 1945
Откуда: Монголия. Улаанбаатар
СообщениеДобавлено: 17.02.04, 13:38 +0000     Ответить с цитатой

Правильно, свои земли, тем более, русским оккупантам, оставлять нельзя.

Мы в Монголии должны качественно улучшить преподавание истории, особенно 20х годов 20 века, и лучше освещать роль бурятских просветитилей того времени в позитивном плане. Конечно, многие знают, но многие тоже плохо знают (например я), также что это очень нужная инициатива.

2, Действительно, в самой Монголии сейчас нет или оченъ слаб панмонголизм в силу самых разных причин. Его место занимает патриотизм в хорошем смысле, что многие гордятся успехами в демократии и рыночной экономике или внешних сношениях. До панмонголизма еще пока не хватает сил и финансов. Я думаю это только вопрос времени - 3-4 года пожалуй будет достаточно для переключения общественного мнения на это направление.


3, Сейчас конечно Монголия не азиатский дракон и неизвестно будет ли, но и сейчас в Монголии много приехавших бизнесменов и просто работающих из Бурятии или Внутренней Монголии. например, учителя из Улан Удэ и многие другие. Я думаю им приходиться сталкиваться не то что с панмонголизмом, а с его абсолютным отсутсвием у нас, так что многие не готовы к расширению связей с другими монголоязычными народами извне самой Монголии.

4, Последний вопрос конечно как будут реагировать сами монголоязычные народы на такую инициативу. Я уже слышал упреки что Монголия ничего не делает для поддержки культуры, языка, возможно бизнеса среди монголоязычных народов. В большой степени это правда, но только потому что нет финансов на это а также оба пограничных соседа такое дело вряд ли приветствуют. Все же если будут реальные шаги в этом плане, интересно бы знать мнение бурятских коллег (или собратьев) и какие именно направления поддержки нужны или возможны?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Sharaldai
ахамад


Зарегистрирован: Sep 11, 2003
Сообщения: 652
Откуда: Buryatia
СообщениеДобавлено: 17.02.04, 23:23 +0000     Ответить с цитатой

WarriorSpirit писал(а):
Все же если будут реальные шаги в этом плане, интересно бы знать мнение бурятских коллег (или собратьев) и какие именно направления поддержки нужны или возможны?


Для начала я думаю самое простое это расширить сеть ретрансляторов ТВ и Радио. Нашм власти наверняка никакого энтузиазма не проявят, и Москва будет не в восторге от этого, так что нужно прямо у самой монгольско-бурятской границы ставить станции. В бурятских районов дефицит передач на бурятском так как никому не хочется утруждаться и тратить деньги чтоб БурГосТел и радио расширяли свою сеть на отдаленные районы где njkmrj по 2 канала со спутников. Буряты с легкостью освоют монгольский язык.
И сотовой связью раоны покрыть неплохо бы хехе, УУ сотовая ещё долго до районов не дойдет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Раушан
баймга ороошо


Зарегистрирован: Feb 16, 2004
Сообщения: 179
Откуда: Татарстан
СообщениеДобавлено: 18.02.04, 02:47 +0000     Ответить с цитатой

территориальный вопрос уважаемый Темирлан нужно рассматривать не в свете 3-й мировой,а в свете предстоящего
развала России и "вечной"экспансии Китая на Восток.Вспомним
где Китай был 1000 лет назад?За китайской стеной,которую
построили,чтобы защищаться от древних монголов и тюрков-сейчас стена посреди Китая.Предположим,что произойдет,если
исчезнет Россия? Бурятскому народу нужно быть готовым к
такому ходу событий.Монголия тоже не сможет чувствовать себя спокойно-не отдает же Китай Монголии Внутреннюю
Монголию.Я может ошибаюсь,но для вашего народа Китай
может оказаться намного опаснее России.Что касается тюркских
народов то для нас хуже России ничего нет-ирония судьбы
предки бурят и татар создали это государство :cry:
Вспомним Тюркские каганаты,Империю Чингис хана.Это были
тюрко-монгольские государства.
Мое мнение таково.У нас есть пан-тюркизм,стремление объединить все тюркские народы в одно государство,у вас есть
пан-монголоизм,стремление объединить всех монголов,конечно до всего этого далеко.Но если говорить о будущем то нашим
народам будет легче выжить,если,когда нибудь мы снова
объединимся,хоты бы на какой то срок.С уважением
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Zorigoo
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 502
Откуда: Mongolia
СообщениеДобавлено: 18.02.04, 07:33 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:
Территориальный вопрос, видимо, имеет смысл обсуждать только в контексте подготовки к третьей мировой войне и только тем, у кого с головой не все в порядке.


Тогда у меня с головой не все в порядке. :D
Мы неотдам Иваном Сибирь. Пусть там живут чукчи.
А Иваны за Урала.
А китайцы за Цагаан хэрэм. С казахами будем делить Синьзан. Тибетов будем ассимилировать и создаем Тибетский аймак в составе Монголий.
Совместно с тюрками нужно создать Туранский войнный союз против Ли и Ивана. :D
Вот это моя мечта. :(
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Раушан
баймга ороошо


Зарегистрирован: Feb 16, 2004
Сообщения: 179
Откуда: Татарстан
СообщениеДобавлено: 18.02.04, 11:01 +0000     Ответить с цитатой

Zorigoo писал(а):
Цитата:
Территориальный вопрос, видимо, имеет смысл обсуждать только в контексте подготовки к третьей мировой войне и только тем, у кого с головой не все в порядке.


Тогда у меня с головой не все в порядке. :D
Мы неотдам Иваном Сибирь. Пусть там живут чукчи.
А Иваны за Урала.
А китайцы за Цагаан хэрэм. С казахами будем делить Синьзан. Тибетов будем ассимилировать и создаем Тибетский аймак в составе Монголий.
Совместно с тюрками нужно создать Туранский войнный союз против Ли и Ивана. :D
Вот это моя мечта. :(

мне нравится ход твоих мыслей Zorigoo,хочу добавить и за Уралом Ивану тоже делать нечего,там живут татары и башкиры,
пусть уйдут подальше :D
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
азиат
ходо байгша


Зарегистрирован: Aug 7, 2003
Сообщения: 375
Откуда: Гавриково
СообщениеДобавлено: 18.02.04, 15:27 +0000     Ответить с цитатой

Все же если будут реальные шаги в этом плане, интересно бы знать мнение бурятских коллег (или собратьев) и какие именно направления поддержки нужны или возможны?
Цитата:


ИМХО достаточно моральной поддержки из УБ, то есть все той же идеи панмонголизма. В Израиле сионизм официальная идеология, а нам почему нельзя?

_________________
Ниитака ноборе!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
азиат
ходо байгша


Зарегистрирован: Aug 7, 2003
Сообщения: 375
Откуда: Гавриково
СообщениеДобавлено: 18.02.04, 15:29 +0000     Ответить с цитатой

Тьфу, с кнопочками начудил... В общем, цитата это наверху. :o
_________________
Ниитака ноборе!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
AltaiHangai1
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2003
Сообщения: 714
СообщениеДобавлено: 18.02.04, 15:35 +0000     Ответить с цитатой

Po prognozam russkih budet cherez 50 let ne bolee 25 millionov, i ihnie territorii naverno zaimut tatary s odnoi storony i kitaitsy s drugoi. Hmm, dumau buryaty na to i yavlyautsa buryatami chto jivut v Buryatii, dumau eto dlya vas bolee prioritetno chem pan-mongolism.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
alpin
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 22, 2003
Сообщения: 8546
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 19.02.04, 03:48 +0000     Ответить с цитатой

[quote="Zorigoo"]
Цитата:
Территориальный вопрос, видимо, имеет смысл обсуждать только в контексте подготовки к третьей мировой войне и только тем, у кого с головой не все в порядке.
Мы неотдам Иваном Сибирь. Пусть там живут чукчи.
quote] кетов забыл... и коряков.. и еще кого-то... :lol: :lol: :lol:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Раушан
баймга ороошо


Зарегистрирован: Feb 16, 2004
Сообщения: 179
Откуда: Татарстан
СообщениеДобавлено: 19.02.04, 07:52 +0000     Ответить с цитатой

[quote="alpin"]
Zorigoo писал(а):
Цитата:
Территориальный вопрос, видимо, имеет смысл обсуждать только в контексте подготовки к третьей мировой войне и только тем, у кого с головой не все в порядке.
Мы неотдам Иваном Сибирь. Пусть там живут чукчи.
quote] кетов забыл... и коряков.. и еще кого-то... :lol: :lol: :lol:

Сибирь должна принадлежать коренным народам Сибири
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
buryad.fm - бурятское интернет-радио




Рейтинг@Mail.ru