BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы


Журнал пользователя
Все журналы | Создать аккаунт
Зарегистрированные пользователи автоматически могут создать свой собственный журнал и опубликовать в них комментарии.

Глава I. ЗАГАДОЧНЫЙ НОРВЕЖЕЦ
от: Дашидондок
Последнее обновление: 06.04.2007 03:34

Послемусонное небо над Аравийским морем безоблачно, а его чистая синева подобна кусочку персидского лазурита. Воздух, омытый недавними дождями, столь свеж и чист, что с кромки малабарского пирса в Бомбее кажется, будто можно разглядеть аравийский берег, и даже уловить те призрачные «сабеанские ароматы с пряных берегов Аравии заветной».

Разумеется, с моей стороны все это лишь романтические фантазии. Все эти глупости слишком далеки для зрения и обоняния, но со своей передовой позиции мне все же удалось зафиксировать взглядом то, в поисках чего я проделал весь этот путь сюда.

Пароход С.С.Кохинур Пенинсулярной и Восточной Паровой Навигационной Компании рассекал голубые воды меж разбросанных дау с трепещущими на ветру изящными парусами. Две черные трубы лайнера оставляли за собой плотные ленты дыма. Судно пришло с опозданием, прибытие ожидалось утром. Через пару окуляров маломощного бинокля, приобретенного на Бхинди Базаре, я мог различить только имя на портовой стреле. Быстро поднявшись на дорогу к ожидавшему меня тикка-гхари, я погрузился в кресло и дал извозчику сигнал к отправлению.

- Чало!

- Куда, Бабуджи?

- К гавани, джалди!

Он подстегнул тощего пони длинным бамбуковым хлыстом, и повозка задребезжала вниз по Ридж-роуд. Я закинул себе в рот кусочек бетельного ореха и стал жевать в задумчивости, снова прокручивая в голове свой план действий.

Минуло четыре года с момента моего приезда в Бомбей. Здесь я мирно проводил время, делая этнологические заметки о культе местной богини Мумбы, давшей городу его имя. Однако полковник, должно быть, полагал, что какие-либо потенциальные угрозы к этому времени потеряли свое значение (и что с меня довольно уже целительного дивертисмента на частичное департаментское жалование), ибо всего неделю назад наш соседский почтальон - костлявый старик-тамилец из Тутикорина - доставил тар (что по-местному значит телеграмма) в мою временную квартиру позади мечети Закария. Письмо, адресованное на имя Хакима Мохендро Лалл Датта, – один из моих обычных псевдонимов – было изложено в характерном невинном многословии, предписанном нашим Департаментом для того, чтобы гарантировать безопасность корреспонденции, так сказать sub rosa. Суть сообщения заключалась в том, что некий путешественник из одной северной страны по имени Сигерсон, возможно, агент одной недружественной Северной Державы, прибывает в Бомбей на С.С.Кохинуре; что я должен снискать его расположение, может быть как гид или в этом роде, и узнать цель его прибытия в Индию.

Готовясь к встрече, я устроился чистым сверхштатником в портовое агентство, принадлежавшее моему давнишнему приятелю-персу.

- Хай, рухо, - крикнул извозчик своему пони, подтягивая тикка-гхари к воротам Баллард-Пирс. Я сошел и, не взирая на мошеннические требования Автомедона дать ему две анны, вручил ему правильную сумму в одну анну и поспешил на пристань. Гавань была запружена лодками торговцев и британскими крейсерами, но я нашел взглядом Кохинур, буксируемый несколькими дымящимися лодками к причалу.

Темная и пыльная контора хозяина гавани была бы совсем пуста, если бы не гуджаратский клерк, сидящий за столом в праздной мечтательности и ковыряющий в изъеденных паном зубах. Щедрый бакшиш в одну рупию дал мне возможность пробежать быстрым взглядом по списку пассажиров, прибывающих на Кохинуре. Норвежец занимал Каюту 33 первого класса.

Когда я вышел из конторы портовые процедуры уже начались, и кули и портовые носильщики носились по серой полосе пирса, волоча за собой большущие толстые канаты. Белый лайнер возвышался надо всем и вся, словно гигантский айсберг. Как только трап был поднят, я в роли портового агента взошел на судно и стал пробиваться, расталкивая локтями толпы судовых работников, кули, ласкаров и все, что попадалось мне на пути сквозь забитый коридор, обеденные залы, игральную комнату, бильярдную и величественный бальный зал на верхнюю палубу в Каюту 33.

Норвежец стоял напротив двери в свою каюту, опершись на перила и задумчиво посасывал свою трубку. Он смотрел вниз на людской муравейник, кипевший внизу на пирсе. Его персона и внешность бросились бы в глаза даже самому случайному наблюдателю. Ростом он был намного выше шести футов, излишне худощав. Когда я обратился к нему, он выпрямился, подняв руки с перил, и показался мне еще выше.

- Мистер Сигерсон, сэр?

- Да?

Он обернулся ко мне. Его тонкий ястребиный нос создавал ощущение настороженности и уверенности. Его выдающийся подбородок также указывал на решительность его владельца. Он определенно не был похож на человека, которого можно дурачить. Я приготовился к тому, чтобы быть скромным и ищущим расположения.

- Я – Сатьянараян Сатай, Аллахабадский Университет, - сказал я, делая формальный поклон и салям, - и мне выпала огромная привилегия и честь в качестве представителя портового агентства Мессира Аллибхоя Валиджи и Сыновей приветствовать Вашу честь на берегу Индийской Империи и позаботиться о всех удобствах Вашего пребывания и осмотра достопримечательностей в великом метрополисе Бомбея. (Для бабу всегда выгодно притвориться соответствующим представлениям сахиба о полуобразованном местном жителе).

- Спасибо, - он повернулся и посмотрел на меня парой своих примечательных глаз, которые были неприятно проницательны, - Вы бывали в Афганистане, я полагаю?

Разумеется, я не ожидал такого вопроса, но клянусь, мне удалось восстановить поколебленную уверенность достаточно быстро и дать адекватный, если не абсолютно уверенный, ответ.

- Ва-а…! О нет, нет, сахиб. Я всего лишь скромный хинду из Уда, нанятый на хорошо оплачиваемую и выгодную работу в полуофициальной должности агента, pro tem, в уважаемую портовую фирму. Афганистан? Ха! Ха! Но почему, сахиб, земли там из рук вон холодные, лишенные элементарного комфорта и удобств цивилизации, а местные все дикари-головорезы – мусульмане самого худшего пошиба, влачащие существование за пределами торжества и величия законов Британии. Ну для чего было бы мне ехать в Афганистан?

- И правда, зачем? – сказал он, тихо усмехнувшись, и эта усмешка показалась мне совсем не доброй, - но, возвращаясь к текущему вопросу, я боюсь, что для меня вполне возможно обойтись без ваших услуг, какими бы полезными и необходимыми, я уверен, они ни были. У меня не так много багажа и я справлюсь сам. Спасибо.

Напротив двери его каюты стояли кожаный саквояж и узкий овальный кейс – чрезвычайно неудобный для ношения. Он был похож на скрипичный чехол, как тот, в котором Да Сильва, молодой музыкант из Гоа, мой ближайший сосед, носил свой инструмент, когда уходил по вечерам в Дом Правительства играть во время торжественных ужинов. Несомненно, это вызывало подозрение само по себе. Ни один уважающий себя сахиб не путешествует в Индию как минимум без трех чемоданов, не говоря уже о других всевозможных предметах багажа, типа шляпниц, кожухов для оружия, рулонов постельного белья и посылочных коробок. Кроме того, английский сахиб, если он, по крайней мере, приличный сахиб, не играет на скрипке. Музыка была уделом французов, евразийцев или миссионеров (правда, в последнем случае в предпочтениях обычно была гармоника).

И ни один сахиб никогда не носил свой багаж сам. А он как раз взялся именно за это. С саквояжем в левой руке, скрипичным футляром в правой и с трубкой во рту он двинулся по палубе и далее вниз по трапу, не обращая внимания на суматоху на пирсе и предложения кули помочь с багажом. Конечно, это временное препятствие моим планам объяснялось чистым невезением, или тем, что у нас в просторечии называется кисмет. Но я все же не мог не чувствовать неловкости перед проницательностью норвежца. Скажите ради всех богов Индостана, откуда он узнал, что я был в Афганистане? Я не отрицаю, что был в этой богом забытой стране не так давно. Первый раз переодетый хакимом, как там называют лекарей, я проводил скрытое расследование предполагавшейся низовой связи между Конфедерацией Пяти Королей и Амиром Афганистана, в чем, к сожалению, не достиг успеха. Значительно позднее, после возмездия над упоминавшимися королями, я снова попал на занесенные снегами перевалы за Хайбером, на этот раз в роли наемного клерка, присматривавшего за кули, которые возводили новую британскую дорогу. И вот однажды ночью во время исследовательской вылазки в ужасную снежную бурю меня умышленно бросил мой афридийский проводник, оставив меня умирать. Тогда я отморозил стопу и потерял палец… но тут это не имеет значения.

В нашем норвежском друге было sine dubio что-то большее, чем то, что увидел глаз. Меня стало разбирать любопытство. Мы бенгальцы – и я говорю это со смирением – в отличие от других апатичных аборигенов – раса с мучительной жаждой к знанию. Короче, мы любознательны.

Я последовал за норвежцем вниз с корабля на кипящий людьми пирс. Его рост делал его заметным, и я мог легко видеть его угловатую голову, возвышающуюся над людским морем. Я был осмотрителен, чтобы не выдать себя и пользовался полным преимуществом укрытия, которое обеспечивали мне многочисленные кучи багажа и груза покрывавшие пирс.

Зайдя за гору плетеных корзин, я увидел, что он входит под навес, где располагалась таможня. Это была длинная кача, или временное сооружение, покрытое гофрированной металлической крышей. Я быстро вошел под навес и, притаившись у открытой двери, заглянул внутрь. Норвежец поставил свои саквояж и скрипичный чехол на длинную стойку, покрытую цинком, и стал барабанить по ней длинными пальцами в нетерпеливом ожидании. Вечерние тени были уже длинными, и в сумеречной темноте здания я не сразу заметил молодого полицейского в костюме цвета хаки, который подошел к норвежцу. Это был долговязый, болезненного вида офицер ГДП, или Главного департамента полиции. Шлем, полированные шпоры, закрученные черные усы, все, как положено. Я слегка вздрогнул. Это был Стриклэнд! Святой Иов. Этим вечером события принимали неожиданный оборот.



Комментарии

Комментарий к: Дашидондок
(Разместил 07.04.2007 07:00)

Шамбала будет, конечно. Как же без Шамбалы.


Комментарий к: Sky
(Разместил 07.04.2007 12:23)

напоминает акунина. особенно атмосферны мелкие тосрические подробности. супер! ))) а шамбала будет?


Комментарий к: SOMATY
(Разместил 10.04.2007 04:04)

дальше...


Комментарий к: Dobro
(Разместил 15.04.2007 05:24)

Кстати, в жизни не видал живого норвежца.


Комментарий к: TTKhA
(Разместил 21.04.2007 04:24)

kruta kruta ))


Комментарий к: Sky
(Разместил 01.05.2007 01:04)

продолжение то будет?? )) хотим


электронный учебник бурятского языка
Авторизация
Зарегистрировано:
Всего: 19998

Сейчас на сайте:

День в истории
В этот день было:


Календарь
Событий нет

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Опции

ДОБАВИТЬ СОБЫТИЕ
Сегодня
В этом месяце
За год

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования