BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы


Журнал пользователя
Все журналы | Создать аккаунт
Зарегистрированные пользователи автоматически могут создать свой собственный журнал и опубликовать в них комментарии.

Монгольская Мекка для бурятских челноков
от: taivan60
Последнее обновление: 20.07.2007 16:36

15-летней монополии китайского приграничного городка Маньчжурия, с чьих торговых площадок в Бурятию шел нескончаемый поток китайского ширпотреба, похоже, приходит конец. Полупустые маньчжурские торговые центры и гостиницы - наглядное подтверждение того, что период расцвета для этого приграничного города не может длиться бесконечно. Первый удар по маньчжурским торговцам нанесла российская таможня. Согласно новым правилам, россияне могут беспошлинно ввозить товары в страну один раз в месяц, а не раз в неделю, как это было раньше. Кроме того, был снижен предельный вес ввозимых для личного пользования без уплаты пошлин товаров - с 50 до 35 кг, а превышение веса облагается отныне грабительскими пошлинами в "евро".
Тем самым значительная часть челноков потеряла коммерческий интерес к поездкам в Маньчжурию. Но не это стало главным для снижения тур потока. За последние годы в Бурятии сформировался средний класс, использующий поездки в соседние страны для совмещения недорогого отдыха и походов по развлекательным заведениям с возможностью приобрести качественную одежду, обувь и сантехнику в несколько раз дешевле, чем в Улан-Удэ. В 2006 году, по оценкам тур операторов, окончательно сформировалась тенденция направления потока бурятских шоп-туристов на юг - в соседнюю Монголию, где в последние годы сформировался крупный торговый хаб. Интересным поездки в эту страну делают выгодный курс рубля к местной валюте (тугру), почти полное отсутствие языкового барьера (по-русски говорят многие монголы, а для владеющих бурятским вообще нет никаких проблем). Также привлекают хорошая транспортная доступность, восточная экзотика и огромное количество магазинов и торговых центров с большим выбором китайских, южнокорейских товаров и монгольского кашемира. В то же время большая часть товаров, продаваемая в Улан-Баторе на одном из самых больших и недорогих в Азии рынков "Наран-тул", имеет китайское происхождение и завозится огромными партиями из монгольской "Маньчжурии" - приграничного с МНР китайского города Эрлянь, куда направился ваш корреспондент.

Слабый доллар

До Улан-Батора добираемся на обычной "Истане", три с половиной часа по утреннему холодку - и мы на границе. Машин почти нет. Мы приехали первые и только потом узнали, что за нами двигались восемь (!) больших автобусов с российскими туристами. На границе главное успеть вперёд автобусов, иначе проторчишь в очереди несколько часов. Везде блат и связи. Но мы проходим быстро. Наш многоопытный водитель Евгений начинал возить шоп-туристов с 1994 - сначала в Маньчжурию, а затем в Улан-Батор и Эрлянь. На международном авто переходе его тоже хорошо знают - он обнимается с пограничниками и таможенниками. И вот мы уже на монгольской стороне. Там нас ждут меняли. Но мы едем дальше. Падающий доллар делает невыгодным классический обмен рубли-доллары-юани. Слишком высоки транзакционные издержки. По совету Евгения мы везём рубли, меняем в улан-баторском меняльном пункте "Цэсэг тов" на тугрики, а затем на юани. Народ доволен. Но в Улан-Баторе убеждаемся, что самый выгодный обменный курс тугра к рублю был на границе (1 рубль - 42,5 тугра). Вообще с рублями в Монголии нет проблем. Обед в дорогом ирландском ресторане обходится в полторы сотни рублей. А в монгольском "бистро" - тридцать рубликов. Утеплившись в монгольский разноцветный кашемир, наша группа едет в Китай.

Через Гоби

Поезд Улан-Батор - Зан-Уд -Эрлянь медленно движется по бескрайней заснеженной пустыне Гоби. Но, пользуясь монгольской железной дорогой по маршруту Москва - Улан-Удэ - Улан-Батор - Пекин, можно выиграть драгоценные 15 часов по сравнению с крюком, который делают путешественники, отправляясь в Пекин через Читу и Маньчжурию. Правда, это удовольствие обойдется в $35 для покупки монгольской визы.

Конечный путь нашего путешествия - город Эрлянь. Большой монгольский рынок за несколько лет превратил некогда маленькую железнодорожную станцию в довольно оживлённый город с десятками отелей, большими рынками и универмагами, а также огромным количеством "бутиков" и массы магазинов и магазинчиков. Поскольку нормальной шоссейной дороги по пустыне от Эрляня нет, улан-баторские монголы обычно едут на поезде до Замын-Удэ, а через него по бездорожью добираются на российских "уазиках" и "уралах". Дальше челноки затариваются товаром и везут его на родину.

Дети степей

Эрлянь разбит на несколько секторов - в одном продают одежду и обувь, в другом расположены продуктовые оптовые лавки, в третьем торгуют сантехникой, в четвёртом - стройматериалами. Цены на все товары в среднем ниже на 30-50%, чем в Маньчжурии. Однако торговаться надо везде. Цену на рынках необходимо "ронять" в три раза и постепенно повышать до двукратной разницы от первоначально названной суммы. Где-то здесь лежит реальная цена, по которой торговец вам продаст понравившуюся вещь.

Поражает большое количество мини-заводов по производству пластиковых стекло пакетов. При мне китаец в гараже за какие-то полчаса изготовил стандартный оконный стекло пакет. Его цена в переводе на наши деньги - 1 тысяча рублей.

Китайский ширпотреб в последнее время претерпел изменения. Если раньше китайцы копировали под "Италию" или "Францию", то теперь очень много пуховиков и курток для монгольского рынка производится под лейблами "Сделано в России".

Но торгуются не все. Когда попадаешь на монгольского торговца, то на предложение снизить цену он обычно с достоинством произносит "бакх", что означает "баста".

Впрочем, и китайские торговцы, которые превалируют в Эрляне, просто образцы вежливости и тактичности, по сравнению с их маньчжурскими собратьями. В той же Маньчжурии российских покупателей нередко избивают, если они не купили товар по дорогой цене на рынке или, поторговавшись, ушли без покупки. Когда покупатель начинает отходить, тут же его окружают множество китайских мошенников, которые начинают вырывать деньги из рук, подсовывать некачественный товар, в общем творят безобразия. Как анекдот челноки рассказывают о двери в одном маньчжурском туалете, которая приделана так, что при выходе падает на пол. После чего начинается шоу с участием полиции и требованием для "сломавшего дверь" заплатить штраф (50 юаней). Затем дверь водружается на место и начинается новое "шоу".

Такие номера в Эрляне не проходят. Это видно по поведению основного контингента покупателей на рынках. Дети степей - здоровенные бугаи в дублёнках и верблюжьих шапках - словно кочевники-завоеватели большими группами медленно движутся по широким торговым рядам. Рассказывают, что когда в китайскую лавку заходят больше двух монголов, она обычно тут же "закрывается". Выросшие на рисе и лапше тощие китайцы не могут противостоять степнякам, когда дело доходит до выяснения отношений в связи с разногласиями по цене товара. Такая вот жёсткая "торговля". Говорят, что именно из-за террора продавцов, возможно, вызванного историческими противоречиями двух народов, немало хулиганствующих покупателей монгольского происхождения сидит в китайских тюрьмах.

Дружба народов

С того момента, когда в феврале 1921 г. командующий Азиатской дивизией барон Унгерн освободил Монголию от китайских интервентов, россиян в Монголии любят. Любят и за промышленность, которая была построена в рекордные сроки в диких степях при Сталине и Брежневе, и за списание многомиллиардного еще "советского" долга.

Всегда удивляет, когда, услышав русскую речь, монголы подходят и начинают предлагать помощь, рассказывают о том, в какие места не следует ходить, где менять деньги, а где нельзя, в общем высказывают самое доброжелательное отношение. Впрочем, русский язык знают в основном приезжие монголы, а местные говорят только по-монгольски и по-китайски.

Москва и гуляш

Придя в китайский ресторан, прежде чем есть модифицированные красно-зелёные перцы и китайские грибы под жгучим соусом, зайдите в туалет. Именно он, а вовсе не белые скатерти характеризует санитарную культуру китайских кулинаров. Если там все запущено - лучше выбрать другой. Или махнуть рукой и предаться пиршеству.

В Эрляне китайская кухня не адаптирована для наших желудков - слишком острая. Зато монгольские таверны, которые в Эрляне находятся на каждом углу, предлагают блюда из нежнейшего мяса. По-русски официанты не понимают. Даже в монгольском кафе "Москва" на новом рынке, где ожидалось увидеть хотя бы меню на родном языке. Смотрим что едят монголы и пытаемся объяснить: мы хотим того же. Впрочем, при словах "гуляш" и "сутэй-цай" (зелёный чай с молоком на рисе) монголы несут блюда, а термос с горячим чаем, оказывается, во всех кафе бесплатный. То есть с голоду в Эрляне никто умрёт.

Здравствуй, родина

Обратный путь кажется быстрее - нужно успеть до шести вечера, когда закрывается граница в Алтан-Булаке. Едем очарованные дикими видами первозданной снежной пустыни и готических горных хребтов. Возле придорожного кафе рву ковыль и кладу в куртку. Даже спустя две недели засохшая трава сохраняет свежий запах степей. Россия встречает возвратившихся неласково. В Кяхте российские таможенники, увидев, что мы едем с немаленькими сумками, шмонают наши баулы. Перевес и превышение норм провоза монгольской водки караются штрафами в евро. Все по-прежнему "по-нашему". Единственное, что радует, - скоро мы попадём домой, снова будем есть борщ, чёрный хлеб с картошкой и селёдкой, от которых успели отвыкнуть после китайско-монгольских ресторанов. Весной новая виза может не понадобиться. Если Россия отменит визовый режим с Монголией, то поездки в эту страну станут еще более доступными.


Заказать книгу 5 лет одиночества Надежды Цой
Авторизация
Зарегистрировано:
Всего: 19998

Сейчас на сайте:

День в истории
В этот день было:


Календарь
Событий нет

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Опции

ДОБАВИТЬ СОБЫТИЕ
Сегодня
В этом месяце
За год

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования