BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Наяан Наваа...
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Sharaldai
ахамад


Зарегистрирован: Sep 11, 2003
Сообщения: 652
Откуда: Buryatia
СообщениеДобавлено: 23.09.05, 21:22 +0000     Re: Туматы Ответить с цитатой

[quote="Unkas"]Хори отдельно от туматов упомянуты Рашид Аддином, который не был монголом, и писал век спустя после того, как военная группировка тумат прекратила свое существование, тогда как этническая группа хори сохранилась. Вообще он написал, что хори, баяут и тумат - родственны баргутам, но из этого не следует прямо, что туматы - это иной народ чем хори. В монгольских источниках они упоминаются как хори-туматы. Хори отдельно от туматов не упомянуты. [quote]

Насколько я знаю в монгольском языке Хори-буряты всегда называются Хори ТYмэд - т.е. тумены хори, народ Хори. И сейчас, вопрос кто и когда из исследователей вообще предположил что Хори и якобы Туматы два разных народа? Может эта грубая ошибка и неправильный перевод с монгольского на русский язык, что выдало подобное предположение? Если это действительно так, то туматы это не более чем ляпсус.

P.S.: Если есть Нуюса ТОбшо можно было бы более предметно перепроверить как там упомянуются Хори.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 30.09.05, 10:38 +0000     Re: Туматы Ответить с цитатой

Sharaldai писал(а):

Насколько я знаю в монгольском языке Хори-буряты всегда называются Хори ТYмэд - т.е. тумены хори, народ Хори. И сейчас, вопрос кто и когда из исследователей вообще предположил что Хори и якобы Туматы два разных народа? Может эта грубая ошибка и неправильный перевод с монгольского на русский язык, что выдало подобное предположение? Если это действительно так, то туматы это не более чем ляпсус.

P.S.: Если есть Нуюса ТОбшо можно было бы более предметно перепроверить как там упомянуются Хори.

По моему (но не претендую на истину) первый предположил, что мы разные народы якутский ученый Ксенофонтов, затем его поддержал бурятский ученый Цыдендамбаев, и совсем недавно их идею как-то замысловато развил Б.Р. Зориктуев.
Не заметно, чтобы их взгляды особенно много ученых разделяли бы, по крайней мере в Бурятии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 04.10.05, 13:13 +0000     Re: Тума Ответить с цитатой

Удуит писал(а):

Батулинцы - интересно их фратрия или же отдельное племя?
Обычно в показаниях российских путешественников 18-19 вв.
батулинцы прикочевывают откуда-то, обычно с Енисея на
Байкал и присоединяются к брацким Хоринского рода,
чрезвычайно усиливаются и дают начало цаха.

Ну, с якутскими батулинцами надо четко определиться, какое у них "родное" название было. Насколько я помню: боотулу. А бурятские батулинцы в составе хори: вероятнее всего, батулай.
И есть ли связь между ними (якутскими и бурятскими батулинцами) надо еще много исследовать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
warorr
бузарсараа муухай


Зарегистрирован: Sep 14, 2003
Сообщения: 3003
Откуда: самый хороший город
СообщениеДобавлено: 05.10.05, 03:56 +0000     Ответить с цитатой

Почитайте книжку Владимира Гармаева, 9 рабджун, так вот там написано что хори были вассалами туматов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tseb Dr.
ороошо


Зарегистрирован: Nov 13, 2003
Сообщения: 110
СообщениеДобавлено: 14.10.05, 16:40 +0000     Ответить с цитатой

warorr писал(а):
Почитайте книжку Владимира Гармаева, 9 рабджун, так вот там написано что хори были вассалами туматов.


Хыых. Неужто больше сослаться не на что? Это ж художественный роман без каких-то претензий на научность. Кроме того, там речь идет о южно-монгольских тумэтах Алтан-хана 1570-х гг., а не о тех туматах, которые воевали в Южной Сибири в 1217 году.
А вообще сюжет романа, точнее привязка к Алтан-хану и окрестностям Хухэ-хото, построен на двух бурятских летописях, которые как позднее признавались авторы, именно в данном вопросе ошиблись с географией не по деццки. Еще при жизни (в вт. пол.19 века) одного из авторов эту версию раскритиковал другой бурятский историк и ошибка была признана тогда же.
Возвращение хори-туматов, восстание Бальжин-хатун и прочие события рубежа 16-17 веков происходили не в тумэтском ханстве, а примерно около 1 тыс. км. к сев.-востоку от него.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
khourykhaan
баймга ороошо


Зарегистрирован: Nov 24, 2006
Сообщения: 161
Откуда: New York
СообщениеДобавлено: 11.01.07, 16:26 +0000     О священной бурятской песне Наян овоо Ответить с цитатой

Наян овоо - древнейшая священная песня о прекрасной кедровой стране, появилась еще в те времена, когда наши предки в совершенстве владели языком образов.

Наян овоо - одно из величайших древних посланий человечеству, язык которого, овеянный тайнами, необычайно образный и яркий, наполнен жизнью и нежными чувствами.

Для того, чтобы дать полный комментарий к этому посланию не хватит и 10000 томов. Это во много раз больше, чем комментарии к Махабхарате.

Эта песня, охватывающая три времени - универсальный ключ к разгадке тайны бытия.

Поэтому бурят-монголы, как хранители ключа, всегда воспринимают события на других континентах как свои и всегда способны повернуть ход мировой истории.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
xumsu
Гость




СообщениеДобавлено: 18.01.07, 13:09 +0000     Ответить с цитатой

короче, кедровая страна, это Ливия и Ливан, а буряты - это гиксосы, от которых всосали древние египтяне, а надписи на "славянском языке" на пирамидах, это каракули бурятских детей. В целом, от бурят произошли: евреи, арабы, берберы, эфиопы и т.д. и т.п. по ниспадающей бурятской крови... :lol: :lol: :lol: :lol: :lol: :lol:
з.ы. шумерами мы тоже были!
Вернуться к началу
khourykhaan
баймга ороошо


Зарегистрирован: Nov 24, 2006
Сообщения: 161
Откуда: New York
СообщениеДобавлено: 18.01.07, 13:32 +0000     Ответить с цитатой

xumsu писал(а):
В целом, от бурят произошли: евреи, арабы, берберы, эфиопы и т.д. и т.п. по ниспадающей бурятской крови...


Все верно :)
Кровь питает человеческий мозг.
Чем меньше в человеческом организме течет бурят-монгольской крови - тем меньше объем мозга.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
CoolZero
_____


Зарегистрирован: Jul 7, 2003
Сообщения: 3860
СообщениеДобавлено: 21.01.07, 06:27 +0000     Ответить с цитатой

Поправка - исключительно бурят-монгольская кровь питает мозг, получается. Так как не бурят-монгольская кровь мозг, видимо, совсем не питает, он от этого явно хиреет и уменьшается в размерах :lol:
У неандертальцев, очевидно, процент содержания бурят-монгольской крови упал ниже критического уровня, отчего они и вымерли в свое время.
_________________
"Это невозможно!" - сказала Причина. "Это безрассудство!" - заметил Опыт. "Это бесполезно!" - отрезала Гордость. "Попробуй..." - шепнула Мечта.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Ураанхай-саха
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Jan 30, 2007
Сообщения: 16
СообщениеДобавлено: 30.01.07, 02:18 +0000     Re: Ледниковый период Ответить с цитатой

Удуит писал(а):
Значит, они как и арийцы жили в Арктике, так как въ
древнеякутском это слово обозначает полярное сияние.


С какого это тапка? Древнеякутский тем более %)))
Сев. Сияние у нас - Дьюкээбил уота (Огни юкагиров)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СаЛют
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Feb 06, 2007
Сообщения: 1
СообщениеДобавлено: 14.02.07, 00:14 +0000     Ответить с цитатой

Первая заповедь для бурят: должны держать в тепле ноги и голову. Тогда будешь здоров, как бык.
Русским без головуши нельзя, все болезни они подхватывают с головы. Китайцам надо утеплять свои попы. Они могут зимой ходить в туфлях и без шапки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Юраа
баймга ороошо


Зарегистрирован: Jan 23, 2006
Сообщения: 285
СообщениеДобавлено: 12.05.07, 03:33 +0000     .........о НАЯН НАВАА... Ответить с цитатой

Овеянная в песне хоринцев Наян Наваа..., что она означет???
Понятно только одно слово - Наян (восемьдесят) или это может созвучие к этому числительному?? Помогите глубже понять значение о...НАЯН НАВАА.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
HORIDOIMERGEN
ходо байгша


Зарегистрирован: Jan 06, 2007
Сообщения: 338
Откуда: Castle of Pan-Mongol
СообщениеДобавлено: 12.05.07, 04:22 +0000     Ответить с цитатой

Çàÿí çàÿí çàÿàëàé
Çàÿí íàáàà ìèíèé 㺺
Íàÿí íàÿí íàÿàëàé
Íàÿí íàáàà ìèíèé 㺺
Áàéäàí áàéäàà áàéäàà ëýý
Áàéäàí ¸ãîî ìèíèé 㺺
ªºð íýã õóâèëáàð íü:
Çàÿà íàáàà õî¸ðíîé
Æààõàíàéìíàé íþòàãëà
Áàéäàí ¸ãî õî¸ðíîé
Áàéõàíàéìíàé íþòàãëà


ende dar. Наин-Наваа.

http://sfa-moscow.narod.ru/music/badmahanda2/Badma_Khanda-Nain_Navva.mp3
_________________
http://horidoimergen.blog.gogo.mn/
ХОРИДOЙМЭРГЭН
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора Yahoo Messenger ICQ Number
BiZetVi
ходо байгша


Зарегистрирован: Feb 28, 2007
Сообщения: 454
Откуда: Mushkhuba
СообщениеДобавлено: 12.05.07, 15:57 +0000     Ответить с цитатой

СПАСИБО, HORIDOIMERGEN за сылку. :wink: Пусть и в современной инструментальной обработке, но...но... нет слов...нет слов... :) :) :)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Azarov
ходо байгша


Зарегистрирован: Dec 09, 2007
Сообщения: 405
Откуда: Новая Заря
СообщениеДобавлено: 08.03.08, 04:33 +0000     Ная Нава - легендарная земля хори-бурят Ответить с цитатой

В такой выкладке будет лучше.

Виктор Балдоржиев

«БЕЛЫЙ МЕСЯЦ ЕЩЕ НЕ РОДИЛСЯ ПОКА…»

Белый месяц еще не родился пока,
Острый серп его в небе чернеющем ал.
А на сердце печаль непонятно легка,
Белый месяц вернется началом начал!

Это было не раз и случится не раз!
Из-за северной черной чужой стороны
Выплывают неслышные, вихрем клубясь,
Бесконечные тени в часы тишины...

Это предки мои!.. Как воздушны они,
Как летят от звезды до звезды в облаках,
Из бескрайней и синей парят глубины
На своих легкоструйных и вольных конях!

И высоко в ночи слышен звон серебра!
Чуден чистый, чеканный, чарующий звук.
В гривах первых коней блеснет бронзой заря,
Но закатно горит предпоследний бунчук.

И опять, и опять, безнадежно верны,
Будут тени кружить над моей головой!
Я заплачу в ночи – голоса не слышны!
И продолжат они вековечный путь свой.

Вздрогнут тучи, чернея, жалея меня,
И деревья от боли застонут вдали!
Будет рваться душа, что-то помня, храня,
В шири-глуби, за степи монгольской земли!

И заплещется древняя песня во мне:
«У подножий алмазных заснеженных гор
Выбирали мы лучших коней в табуне,
У огней философский вели разговор.

И горбатились горы узорной грядой.
Были ночи светлы, пахло дымом костров!
Мы лелеяли мысль и ценили покой,
И сильнее всего была только Любовь!»

И сверкающий смысл ароматных речей
Оживет снова мудрым покоем в крови.
Уплывают за даль, не сменяя коней,
Тени предков моих в Джомолунгмы свои...

Белый месяц плывет посреди тишины!
В белой Шамбале тени исчезнут сейчас.
Но спокойна душа! Дуют ветры весны.
Так бывало не раз и случится не раз.

1992 г.

Так писал перед Сагалганом в 1992 году мой отец. Читатели и слушатели недоумевали - о чем эти строки. Но в 2002

году приехал к нему из Улан Удэ, уроженец села Арахлей, Цыбикжап Доржин и привез материал о Ная Наве - легендарной

земле хори-бурят. Теперь стали понятны и строки стихотворения, его тоска и печаль. В тот раз издать книгу о Ная

Наве не удалось. Позже Ц. Доржин издал книгу мизерным для такой важной темы тиражом. Прочитали, наверное, немногие.

Цыбикжап Доржин, насколько я знаю, - географ, специалист по картографии, много лет работал в спецорганах, изучал

древние карты, передвижения разных народов, демографию, территориальные изменения и т. д.
Думаю, дядя Цыбикжап не обидится, если я опубликую его материал на общебурятском сайте.
Итак -

[b]Цыбикжап Доржин

Ная Нава – легендарная земля хори-бурят[/b

МАГИЧЕСКОЕ для слуха бурят название «Ная Нава» или «Наи Нава» (в транскрипции русского правописания), а в известной
в 70-х годах прошедшего века песне Ч. Павлова «Песня о родной стороне - «Наян Нава», всегда вызывало интерес у
людей (особенно у хори-бурят). В конце 2000 года известный бурятский писатель Ц. А. Жимбиев опубликовал в газете
«Бурятия» (№ 243 от 26.12.2000 г.) статью «Наян Нава – песня тысячелетия», в которой справедливо указывает, что
одним из следствий демократизации в стране стало снятие запрета-табу на тему о Наян Нава.
Действительно, этот вопрос странно замалчивался, хотя, казалось бы, для историков и не только для них, он должен
представлять несомненный интерес. О причинах стремления ограничить прошлое бурятского народа строгими границами
российского Прибайкалья остается только догадываться.
Суть вопроса такова. У хори-бурят существует очень старинная и широко известная песня «Ная Нава» или «Наи Нава»,
где есть слова:
Аян (хан) заяа заянай
Наи Нава минии лэ (миниеэ лэ гу)
Байдан, Байдан байдалай
Бада Его минии лэ (миниеэ лэ гу)
(возможны другие вариации, но суть песни они не меняют).
На вопрос - что означает содержание этой песни? - наши предки давали однозначное разъяснение о том, что в очень
древние времена, наш народ проживал в очень далеком и прекрасном южном крае, которое называлось Ная Нава (Наи
Нава), а песня родилась после того, как люди покинули родные места. Смысловой перевод этой, на первый взгляд,
простой, но с философской сутью, наподобие японских четверостиший Хокку, песни можно, по-моему, сделать примерно так:
Походная жизнь от судьбы
Наи Нава ты моя (моя ли?)
Байдан, байдан от жизненной ситуации
Бада Его ты моя (моя ли?)
Делать ссылки на разных исполнителей разных вариаций этой песни автор считает необязательным - исполнителей может
быть множество, вариации по сути и содержанию практически не различаются, все они воспевают Ная Нава и Бада Его как
свою родину.
Даже в далекой Баргузинской долине эта песня исполняется со словами – «Наелон Наволон миниеэлэн» и дается разъяснение, что эта песня о древней земле бурят, расположенной очень далеко, дальше Монголии, где мягкий климат, не требуется теплой одежды, люди часто питаются фруктами и другой рас-тительной пищей. (Записано со слов Евреевой Марии Цыбиковны, 1931 г.р., уроженки с. Угнасай Курумканского района Республики Бурятия, представительницы рода Галзут, в 2001 году).
Знаменитая песня с древних времен стала своего рода гимном хоринского народа, атрибутом национального самосознания,
также как и красно-черно-зеленый триколор (снизу вверх) на нагруднике дэгэла - национального праздничного халата.
В репертуарах знаменитых певцов, народного артиста МНР, Героя Труда Монголии, лауреата государственной премии МНР
Ц. Пурэвдоржа, народного артиста Монголии, лауреата государственной премии МНР Жаргалсайхана и народного артиста СССР, лауреата государственной премии России К. Базарсадаева, есть песня «Мартагшагуйб» («Не забываю») со словами:
Багахандаа хаража ябаhан
Урданай убгэдые мартагшагуйб,
Багахандаа дуулажа ябаhан
Наян(хан) Нава дуугаа мартагшагуйб.
В дословном переводе:
Всегда помню (не забываю) прежних стариков,
Которых знал в детстве.
Всегда помню (не забываю) песню Наян Нава,
Которую я пел в детстве.
А в репертуаре народной артистки КНР Анандын Нумаа есть песня «Ная Нава» со словами:
Заянхан Нава меняалэ гу?
Заяанаймнай нютаг гу?
Наян Нава меняалэ гу?
Зааханамнай нютаг гу?
Байдан, байдан байдулай
Бада Его минулай
Багын минии нютаг гу?
(Записано в январе 2002 года в Улан-Удэ со слов самой Анандын Нумаа, 1940 г.р. из рода Хуасай).
В 1990-х годах был популярен вариант знаменитой песни, переработанный и исполняемый известными бурятскими
эстрадными исполнителями Эрженой и Саяном Жамбаловыми. В настоящее время пользуется известностью народный вариант
песни, исполняемый молодой певицей Бадмахандой Аюшеевой.
Вообще, надо признать, что это уникальное явление - в течение многих столетий практически в каждой семье
многочисленного и крупного хоринского племени знали и пели песню «Ная Нава» и рассказывали предания связанные с
далекой родиной. Ведь ничего аналогичного этому нет ни у одной из других бурятских племен (цонголов, сартулов,
хонгодоров, эхиритов, булагатов, ашеабагатов и т. д.). Насколько известно, нет подобного и у других монгольских
народов, кроме калмыков.
В народной памяти слова Ная Нава (Наян Нава) и Бада Его ассоциируются с названиями местностей. В связи с этим
встает вопрос, а где расположен этот прекрасный и загадочный край, на многие века оставшийся в преданиях и песнях хоринского народа?
Ответить на этот вопрос и полагает возможным автор предлагаемой работы.

ЭТУ ТЕМУ изучали многие авторы из Монголии и КНР - Н. Ням-Осор, Б. Шагдаржав, профессор филолог из Внутренней
Монголии Б. Дабаадагва... Их выводы разнятся - от утверждения, что под Наян Нава подразумевается родина Чингисхана в верховьях реки Онон (Б. Шагдаржав), - до таких умозаключений, что этот край, якобы, находится севернее китайского озера Кукунор (в холодной пустыне? – авт.) и что слово «Бада (Его)» произошло от названия реки Бастонг (Бадунг), а слово «Заян» от названия горы «Зари», слово «Ная(н)» от названия реки Найжи, а слово «Нава» от слова «Нуб»
(Б.Даваадагва). События при этом отодвигаются аж на 2 тысячи (!) лет назад.1
Т. Галсан сделал вывод о возможности 7 различных вариантов разъяснения песни Наян Нава, в числе которых называет, что это:
а) песня-воспоминание о своей прекрасной стране, в которой в течение двух столетий жили хоринцы в период великих
переселений;
б) песня о родине баргу-бурятов, находящейся на западе (буриад-монгочуудын угсаатуухийн зарим асуудал. Улан-Баатар
хот. 2000 он. Стр. 87).
Доктор исторических наук Ш.Б. Чимитдоржиев в своей книге «Хождение хори-бурят к Сагаан хану «Белому царю» (Улан-Удэ. 2001 г.) пишет о Наян-Нава следующее: «…легенда эта весьма популярна в народе, однако, она остается лишь на
уровне легенд, не подкрепленная научными данными». (стр. 21)
В связи с вышеизложенным и, выдвигая свою версию о Ная(н)-Нава, автор сделает попытку объяснить содержание и суть
бурятских преданий в контексте и в согласии с логикой хода исторических событий в средние века с использованием
конкретных фактов, а также методов исторической и физической географии, строго руководствуясь фактологическими данными из преданий, т. е. народной памяти.
Известно, что хоринцы (хори) относятся к числу тех древних монгольских (протомонгольских) племен, которые сумели
сохраниться как этническая группа (наподобие дурбэтов, тумэтов и т.д.) в отличие от многих других, ассимилировав-
шихся в других этносах (например, найманы, хонгираты и др. в состав казахов; барласы, хатаганы, джалаиры и др. в
состав узбеков; бесуды в состав хазарейцев и т.д.), либо наоборот разветвлялись, образуя самостоятельные
родоплеменные объединения.
На древность хоринского племени указывают известные исторические хроники, написанные еще в 13-14 веках при ханских дворцах чингисидов Ирана, Средней Азии и Монголии, подчеркивая, что «золотой род Темужина (Чингисхана) является
ответвлением от хори-туматского племени из местности Баргуджин-тукум, которая начиналась вниз по течению реки
Селенги».2
Однако, примерно со времени образования монгольского государства Чингис-хана, упоминания о хоринцах как об
отдельной народности исчезают, также как и о многих других племенах. Источники и хроники пишут о монголах, о
монгольском войске и военачальниках, о ханах и князьях. Отдельные племена как бы перестают функционировать в
качестве самостоятельных субъектов монгольской истории. Произошло естественное изменение масштабов общественного
интереса. Его планка поднялась на всемирный уровень, на решение проблем в пространстве от Тихого океана до Европы,
от Средиземного моря до Индии и Вьетнама, где были известны монголы, а не отдельные племена.
И лишь после окончательного распада величайшей в истории империи и начала периода бесконечных междоусобных войн в
самой обескровленной метрополии, на исторической арене как бы вновь появляются отдельные племена и племенные союзы,
как следствие попыток родовитых царевичей опираться на них в своих взаимных противостояниях. Не было исключением в
этом плане и относительно уже немногочисленное, но сохранившееся племя Хори.
Итак, что мы можем знать об этом сложном и, надо полагать, интересном периоде, который стал «белым пятном» бурятской истории, охватывающим 13-16 ве-ка? Вероятно, немного. Многое из прошлого монголов того времени легче проследить по имеющимся историческим хроникам других стран мира, таких как - Иран, Ирак, Турция, Афганистан, Узбекистан, Индия, Китай и т. д. В историографиях этих стран имеется значительная информация о «монгольском периоде» их истории. Однако, нужные нам сведения (написанные в основном по-персидски) разбросаны по многочисленным источникам по истории Ирана, Ирака, Афганистана, северо-западной Индии и т. д., и к тому же они полностью не собраны, не систематизированы, не изучены, сведения зачастую очень краткие и отрывочные.3

Продолжение следует.

Добавил Эрдэм.
_________________
Виктор Балдоржиев.
http://azarovskiy.livejournal.com/
http://www.stihi.ru/author.html?baldorzhiev
https://golos.io/@azarovskiy


Последний раз редактировалось: Azarov (09.03.08, 04:01 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 2 из 4

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
электронный учебник бурятского языка




Рейтинг@Mail.ru