| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
Andrey ороошо
Зарегистрирован: Feb 24, 2004 Сообщения: 68 Откуда: Эрхуу |
Добавлено: 05.09.05, 11:02 +0000 |
|
|
На Ольхоне в основном эхириты проживают. По матери я с рода Абзай (подрод hахай), а по отцу булагат Онгоевского рода. Гыук, подскажи пожалуйста, по какому принципу род Онгой делится на четыре подрода (1,2,3,4)? По количеству сыновей Онгоя? Их было тоже четыре, вот бы еще знать от какого сына пошел 4 Онгоевский род. Если я не ошибаюсь именно этот подрод проживает в улусе Горхон (Туухэтон). |
|
Вернуться к началу |
|
Гыук *
Зарегистрирован: Jul 5, 2003 Сообщения: 4694
|
Добавлено: 06.09.05, 06:47 +0000 |
|
|
Ну да, по четырем сыновьям Онгоя.
Если честно, я по родословным не спец, в Горхоне кажись есть Тγγхэтэн, точно не помню.
Я по матери Онгой яhан, подрод Хиндана (из поздних ответвлений). |
|
Вернуться к началу |
|
Andrey ороошо
Зарегистрирован: Feb 24, 2004 Сообщения: 68 Откуда: Эрхуу |
Добавлено: 06.09.05, 11:37 +0000 |
|
|
Гыук, а Туухэтэн означает часть улуса, где проживают потомки некого Туухэ, правильно? Род, ведущий свое начало от подснежника. Спасибо за быстрый ответ.Хотелось бы как-нибудь более глубоко поговорить об этом. Может как-нибудь, да где-нибудь? Есть вопросы по Обусе, ведь корни то оттуда, а вырос в Иркутске.
Последний раз редактировалось: Andrey (31.05.22, 18:13 +0000), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
Гыук *
Зарегистрирован: Jul 5, 2003 Сообщения: 4694
|
Добавлено: 07.09.05, 00:41 +0000 |
|
|
Чессно гря, про Горхон особо не в курсе.
Так-то Горхон (Ударник) тоже как и Обуса, образовался из нескольких улусов, только не знаю, каких.
Лучше по Обусе че-нить спроси :)
У Табинаева кстати были нелады с Малеевым вроде, тот обвинял Табинаева в том, что тот развалил район. |
|
Вернуться к началу |
|
Andrey ороошо
Зарегистрирован: Feb 24, 2004 Сообщения: 68 Откуда: Эрхуу |
Добавлено: 08.09.05, 14:26 +0000 |
|
|
Гыук, у меня дедушка по отцу родился в Обусе. Если я не ошибаюсь, то Обусой называют всю долину реки, правильно? Убусэ (прости за спеллинг если неправильно) вроде переводится как сено. Только не понимаю я почему во многих случаях наше "h" меняется на более южное "с" в топонимике. У меня есть вопрос по Обусинским богам.
Последний раз редактировалось: Andrey (31.05.22, 18:13 +0000), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
Гыук *
Зарегистрирован: Jul 5, 2003 Сообщения: 4694
|
Добавлено: 10.09.05, 23:10 +0000 |
|
|
Andrey писал(а): | Гыук, у меня дедушка по отцу родился в Обусе. Если я не ошибаюсь, то Обусой называют всю долину реки, правильно? Убусэ (прости за спеллинг если неправильно) вроде переводится как сено. Только не понимаю я почему во многих случаях наше "h" меняется на более южное "с" в топонимике. У меня есть вопрос по Обусинским богам. Когда я дедушку в детстве спрашивал про бога, он говорил, что есть заян, который смотрит за ним. В Обусе просто предпочитают использовать слово заян для обозначения бурханов, или молятся заянам как классу богов? Когда мы капали в Улее, там народ тоже специфично называл шамана Найжой.
Просто в Баяндае про заянов особо неслышно. А вопрос такой: кому обычно молится народ? Тургэн Абгай Бахуунай? Вот про него я бы с удовольствием послушал. Известный и сильный шаман, говорят, был. Дед его воином называл и говорил, что доспехи его висели когда-то на столбе, но он еще успел это увидеть. Читал я еще, что в Иркутске он получил титул архиерея от губернатора, но, когда возвращался, был убит. Интересно, услышать что-нибудь из первых уст, не из книг. Заранее благодарен за любую инфу. |
Ну, по разному трактуют слово, то убhэн, то γбсγγн, непонятно.
Кстати в Обусинской долине есть роды, вышедшие из Монголии и Саяно-Алтая, есть даже место, называемое "хитаhы hуури" где-то около бывших Наймангутов, по реданию там жили кидани, да и сама местность Наймангут имеет отношение к монгольским найманам. Так что вполне возможно появление южного "с" вместо нашего "h".
У меня самого род Хулдууд по преданию вышел из Халхи спасаясь от ойратов Галдан-Бошокту.
По заянам. И сейчас множество обусинских заянов есть, это Бараанаг, тот же Бахуунай, который относится к так называемым "Голи тургэшуул"-удальцам долины, прежде высокочтимым шаманам, существует культ "дайдын γбгэд", поклоняются и уhан ханам.
Проблема в том, что возносить дурдалга сейчас из местных особо некому, для этого требуются особые шаманы, прошедшие обряд посвящения для поклонения земным заянам, а таковых у нас нет. Поэтому при тайлганах в основном поклоняются духам предков-покровителей.
В Улее поклоняются Бульжуухай и её сподвижницам из 333 боохолдой, в Обусе же считается, что Бахуунай в свое время проложил черту между Обусинской и Унгинской долинами, чтобы в Обусу не проникали недобрые духи Бульжуухай, ада и другая нежить, поэтому у нас улейским девушкам поклоняются только выходцы из Улея. |
|
Вернуться к началу |
|
Andrey ороошо
Зарегистрирован: Feb 24, 2004 Сообщения: 68 Откуда: Эрхуу |
Добавлено: 11.09.05, 11:54 +0000 |
|
|
Спасибо ,Гыук. Вот читаю читаю сейчас первый том собрания сочинений М.Н. Хангалова, он ведь тоже из Балаганских бурят был, много информации о шаманизме, быте, легендах. Кстати то, что до сих пор помнят как делать обряды в честь уhaн-хатов меня удивляет и радует. Книги хорошие, но из последнего издания, которое стоит немало. Не понимаю почему бурятское издательство так завышает цены. Вопросы для уточнения еще пока есть. Обусинские буряты раньше назывались Идинскими? Просто в старой литературе упоминаются разделения бурят по различным управам и думам, сейчас это вроде неактуально, но когда читаешь литературу часто натыкаешься на это.
Гыук, ты случайно не знаешь старую песню о 99 столбах, доме и возвращении к себе домой, в Обусу (начинается вроде с "ерэн юhaн......"). Дедушка мне давно диктовал, но записи потерялись, а так хочется найти эту песню. Спасибо еще раз за ответы. |
|
Вернуться к началу |
|
Andrey ороошо
Зарегистрирован: Feb 24, 2004 Сообщения: 68 Откуда: Эрхуу |
Добавлено: 19.09.05, 12:13 +0000 |
|
|
Гыук, опять к тебе на поклон. Все читаю М.Н.Хангалова, так вот по его записям Обусинские и Тарасинские шаманы все сплошь были черными шаманами, которым покровительствовали соответственно восточные тенгрии и заяны. Как-то интересно получается, сейчас это хоть как то чувствуется? Может в специфике обрядов? Хотя, наверное, среди шаманов мало кто уже умеет обращаться к бурятскому Олимпу.
И еще, там, в книге перечисляется интересная родословная шаманов. Все бы ничего, если бы не самый последний в ветке человек – Тухэ. Вот я и думаю, не тот ли самый, что в Горхоне Туухэтэн образовал. Пожалуйста, посмотри следующие имена. Может что то знакомое проскользнет, тогда я буду с уверенностью знать, что он с Обусинской долины.
Так вот из местности Хара-Дархад пришел сильный шаман Сахядай. Дальше его потомки: Зогдор, Богсоргоно, Бурунгу, Уладар, Баряд, Булгу, Дабагар, Махуна, Бугдан, Бахан, Балихай, Сангал, Сэрэн, hухэр, Хохоно и наконец, Тухэ. Спасибо. |
|
Вернуться к началу |
|
Гыук *
Зарегистрирован: Jul 5, 2003 Сообщения: 4694
|
Добавлено: 20.09.05, 00:02 +0000 |
|
|
Андрей, я бы попросил поосторожнее относиться к текстам Хангалова, желательнее было бы по западно-бурятским родам прочитать и другие источники.
Небольшой пример: в исследованиях Хангалова иногда родовые легенды и предания принимают вид исторических сведений, так Хангалов указывал на наличие у бурят вида пытки, когда со спины или со щеки вырезали кожу из которой делали поводья для узды или подошвы к унтам, в то время как в “Скаске” 1693 г. (сборник записей обычного права балаганских бурят) и прочих свидетельствах нигде не упоминается о столь жестоких наказаниях, а подобная пытка присутствует в одной из бурятских легенд, кстати, приведенной в одной из работ Хангалова по шаманизму, по которой такой пытке был подвергнут один из героев легенды (Боро Шаргай, кажется).
Тарсайн ехэшγγл действительно являлись черными шаманами, не зря именно тарасинские шаманы так боролись за право стать женихами улейской Бульжуухай, уже чувствуя её черное будущее.
Говоря о великих обусинских шаманах (кстати, по моим сведениям, некто Халматов из Обусы, умерший в 90-х в весьма преклонном возрасте, где-то за 90 лет ему было, считался до революции очень перспективным кандидатом в посвященные шаманы и даже был учеником одного из последних обусинских зайран бθθ |
|
Вернуться к началу |
|
Aihika ороошо
Зарегистрирован: May 05, 2005 Сообщения: 79
|
Добавлено: 20.09.05, 00:26 +0000 |
|
|
В Горхоне есть две части, разделяемые речкой Обусой - собственно Горхон и Хурдут.
Хурдут называется по имени рода Хурдут, который поселился там в 17 веке, придя из Монголии.
А Горхон относится к роду Онгой. |
|
Вернуться к началу |
|
Гыук *
Зарегистрирован: Jul 5, 2003 Сообщения: 4694
|
Добавлено: 20.09.05, 02:49 +0000 |
|
|
Откуда данные про Хордута?
Довольно странно получается, ведь хордутский Дэлhэтэ Зогдор конфликтовал с Муудай-удаган, женой Онгоя.
А Онгой поселился в Обусинской долине гораздо раньше 17 века. |
|
Вернуться к началу |
|
Aihika ороошо
Зарегистрирован: May 05, 2005 Сообщения: 79
|
Добавлено: 20.09.05, 03:39 +0000 |
|
|
Гыук писал(а): | Откуда данные про Хордута?
Довольно странно получается, ведь хордутский Дэлhэтэ Зогдор конфликтовал с Муудай-удаган, женой Онгоя.
А Онгой поселился в Обусинской долине гораздо раньше 17 века. |
Как ни странно, легенду про то как Хурдуты пришли в Обусу,т.е. Горхон, мне рассказывали бабушка. Род Онгой там уже жил. Сначала шаманы с обеих сторон померялись силами, а затем стали мирно сосуществовать, признав (или не признав?) друг друга. |
|
Вернуться к началу |
|
Andrey ороошо
Зарегистрирован: Feb 24, 2004 Сообщения: 68 Откуда: Эрхуу |
Добавлено: 20.09.05, 13:14 +0000 |
|
|
Я уже думал, последнее сообщение было удалено. Хорошо, что в отдельный топик выделена тема. Да, конечно, в материалах М.Н. Хангалова много ненаучного, но все-таки его сочинения – прекрасный первоисточник. Собирал то он информацию до революции, и его статьи про шаманство довольно уникальны. Сюда же добавить сказки, легенды и приметы.
Последний раз редактировалось: Andrey (31.05.22, 18:15 +0000), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
Andrey ороошо
Зарегистрирован: Feb 24, 2004 Сообщения: 68 Откуда: Эрхуу |
Добавлено: 20.09.05, 13:20 +0000 |
|
|
Вот еще немного родовых кланов – Хашаан,Тэбхэртэн, Шаршараатан (все наши рыжие оттуда), Халтэн. Есть какая-нибудь информация по ним? Вроде они могут даже просто входить в Горхон. Туухэтэн делился на Баруун и Зуун Туухэтэн. Причем, западный находился между двумя озерами Хойтоон и Урда. Среди примерных фамилий дальних моих родственников следующие - Хамушкины, Халбаевы, Ангановы, ну соответственно Золхоевы и Мархановы. Просто думаю, если, что кто-нибудь да найдет родственную ниточку, а вместе искать легче. |
|
Вернуться к началу |
|
Andrey ороошо
Зарегистрирован: Feb 24, 2004 Сообщения: 68 Откуда: Эрхуу |
Добавлено: 20.09.05, 13:35 +0000 |
|
|
Последний раз редактировалось: Andrey (31.05.22, 18:15 +0000), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
|