| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
Hongor_oo ахамад
Зарегистрирован: Jul 23, 2009 Сообщения: 535
|
Добавлено: 18.12.09, 12:11 +0000 |
|
|
Sharaldai писал(а): | Вдруг вспомнилось присказка что у бурят 3 праздника: Сагаалган, Сур харбаан наадан и Хур Бороо - дождь :lol: |
Бытует версия: Сагаалган, Сур харбаан и Хии бараан :lol:
Последний раз редактировалось: Hongor_oo (18.12.09, 12:12 +0000), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
Hongor_oo ахамад
Зарегистрирован: Jul 23, 2009 Сообщения: 535
|
Добавлено: 18.12.09, 12:17 +0000 |
|
|
Дурилкин писал(а): | curious1 писал(а): | Вот так западные буряты почитали своих коокэ (или хоохэ). Kрасиво. |
хоохэ! |
Имеется в виду, скорее всего, хуухэй (?) ребенок???? |
|
Вернуться к началу |
|
curious1 мүнхэ
Зарегистрирован: Aug 28, 2003 Сообщения: 2590
|
Добавлено: 18.12.09, 12:22 +0000 |
|
|
наши нукутские родные говорят коокэ, а другие, усть-ордынские и боханские, - хоохэ. Да, это малыш, бейби, ляля. _________________ Faith is not something to grasp, it is a state to grow into.
Mohandas Gandhi
http://russianminority.blogspot.com/ |
|
Вернуться к началу |
|
a-unside ахамад
Зарегистрирован: Sep 21, 2009 Сообщения: 942
|
Добавлено: 18.12.09, 12:36 +0000 |
|
|
Все-таки здорово, что я на сайт зашла. Так интересно читать про наши обычаи. Получается про казахов больше знаю.
У них тоже как у западных бурят, за невестой д.б приданое - постельное, спальня. Обе стороны одаривают не только и не столько молодых, но близких родственников. Для этого составляют списки. Родные жениха одаривают родственников невесты - мужчинам - костюмы (пиджак, брюки, рубашка), женщинам отрез на платье. Все это демонстрируется на "женсовете". Также производят осмотр приданого невесты. Кольца - за женихом. Но есть нюансы по регионам. Про 2 свадьбы с обеих сторон я уже говорила.
Я, когда дома рассказывала, что у них не бывает пьянства и драк, мама, задумавшись, сказала: "А у нас ведь раньше свадеб без драк не было..." :lol: |
|
Вернуться к началу |
|
Hongor_oo ахамад
Зарегистрирован: Jul 23, 2009 Сообщения: 535
|
Добавлено: 18.12.09, 12:47 +0000 |
|
|
Современная бурятская свадьба на селе по-прежнему справляется согласно обычаям. Причем, как правило, чуть ли не у каждой группы бурят свои нюансы и обыкновения. Порой от главного свата Туруу худа и той делегации, которую он возглавляет, требуется дипломатическая сноровка, чтобы выйти с честью из какой-либо спорной ситуации и найти необходимый компромис. Что касается моего края, я еще не все обычаи запомнила и поняла суть. Сколько свадеб было - не счесть - но столько всего мимо тебя проходит, пока ты крутишься на кухне :roll: Вот один интересный обычай. При приезде сватов не принято встречать, приглашать их во двор, и далее в дом. Сторона невесты спокойно (аха три раза спокойно))) дожидаются гостей дома. На самом деле если сторона жениха приезжает издалека - десять раз проверят, едут ли гости, обзвонят всех, кто ближе к автостраде живет на предмет выявления незнакомых машин... И вот едуууут! Все в спешном порядке забегают в дом и ждут. Сторона жениха в подавляющем большинстве приезжает к своим дорогим сватам в первый раз. Они, естественно, не единожды останавливают машину и справляются у местных, где живет такой-то такой-то)) Нужный дом находят по широко раскрытым воротам))) Традиция, понимаешь ли) Надо ее блюсти) Даже если потом кто-то из стороны жениха вспомнит, что их даже и не встречали)) Самым первым делом, гости во главе с туруу худа должны оратиться не к хозяевам дома, а почтить алтарь - одарить хадаком, преподнести дээжэ... Кста, что меня всегда забавляло - это обычай зажигать перед бурханом лампадку. Согласно обычаю гости должны пребывать в это доме и исполнить все возложенные на них обязанности ровно столько, сколько будет гореть лампадка)) Здесь иногда шутят меж собой, чтобы не делали слишком тоненьким и коротеньким фитиль)) Обычно гости должны уехать до заката солнца... |
|
Вернуться к началу |
|
Hongor_oo ахамад
Зарегистрирован: Jul 23, 2009 Сообщения: 535
|
Добавлено: 18.12.09, 13:17 +0000 |
|
|
Строго-настрого оговаривается количество делегации сватов и чуть ли не четность или нечетность. Войти в состав делегации почетно))))) Туда берут только тех, кто тэгшэ - досл. ровный. К ним причисляются женатые пары, и в естественно из числа близких родственников. Не рассмариваются холостые, хромые, больные, одинокие кандидатуры. Очень уж щепетильны и суеверны в таких вопросах наши буряты. Далее, численность делегации влияет на количество чек, которые затем в свадебном кортеже поедут провожать невесту. Смутно помню, но количество сватов удваивается, кажется. У нас не любят, когда, например со стороны невесты приезжает черт знает сколько нежданного народа. Даже если есть желание превысить искомое число, опять же как-то все решается математически - увы, не помню как. Надо поинтресоваться на сей счет. Одним словом, число гостей должно быть оговорено заранее. О самой свадьбе, обычаях вручения приданного невесты (а там почти все, начиная от веника заканчивая всей бытовой техникой) и т.д. и т.п. можно говорить много, но боюсь, что могу допустить неточности - и потом стыда и правок не оберешься) Далее, что еще хотелось бы отметить, у нас почему-то категорически запрещалось родителям невесты вместе со всеми провожать дочь в дом жениха. Они почему-то оставались дома до последнего времени. А сейчас тем не менее наблюдаются послабления, и многие родители невесты, особенно если она выходит замуж на чужбину))), уже начали также в составе свадебного поезда пребывать на свадьбу стороны жениха. |
|
Вернуться к началу |
|
curious1 мүнхэ
Зарегистрирован: Aug 28, 2003 Сообщения: 2590
|
Добавлено: 18.12.09, 15:11 +0000 |
|
|
a-unside писал(а): | Все-таки здорово, что я на сайт зашла. Так интересно читать про наши обычаи. Получается про казахов больше знаю.
У них тоже как у западных бурят, за невестой д.б приданое - постельное, спальня. Обе стороны одаривают не только и не столько молодых, но близких родственников. Для этого составляют списки. Родные жениха одаривают родственников невесты - мужчинам - костюмы (пиджак, брюки, рубашка), женщинам отрез на платье. | Да, у Хангалова тоже написано, что унгинские буряты дарили жениховым и невестиным родным разные подарки - обменивались подарками - мужикам - рубахи и т.п., а женщинам - платки, трусы :), ткани на платья. Золотые и серебряные монеты и т.д.
Американцы тоже любят дарить подарки. Особенно это заметно на детских праздниках - дети всегда возвращаются с goody bags (с разными подарочками). Или на Рождество все обмениваются подарками. Мне кажется, это у них пошло от индейских pow-wow, когда индейское племя праздновало что-нибудь и всем раздаривались подарки.
У бурят на любом архидашине тоже раздаривались трусы-платки-рубашки, а детям - деньги. Причем, когда дарили, пели: вот какой хороший гость к нам приехал, моя собака признала своего, не залаяла, пусть твой дом будет полон детей, двор полон скота и т.д. :) Очень красиво.
Или что-то такое - солнце высоко поднимается, гости едут издалека, слева под сиденьем у жениха перья сокола (или орла), едет женихова родня быстро. Девушки пели грустные песни: типа, отправляют нас родители далеко от дома, забудут меня родные. Бабки и тетки плакали, но что делать, калым получен, невесту надо отдавать.
Когда мы маленькие были, нас отправляли c лучшими кусочками мяса (сердцем или языком) угощать стариков. Старичок возьмет этот кусочек, поднимает над нашими головами и говорит: "Какой хороший коокэ, расти большой-большой" и засовывает этот кусочек тебе в рот. :D _________________ Faith is not something to grasp, it is a state to grow into.
Mohandas Gandhi
http://russianminority.blogspot.com/ |
|
Вернуться к началу |
|
a-unside ахамад
Зарегистрирован: Sep 21, 2009 Сообщения: 942
|
Добавлено: 19.12.09, 14:37 +0000 |
|
|
curious1 писал(а): | наши нукутские родные говорят коокэ, а другие, усть-ордынские и боханские, - хоохэ. Да, это малыш, бейби, ляля. |
конечно, это другая тема, но у казахов коке - ласковое обращение. Правда, так называют дядю или отца. А вот с притяжательной частицей -м, т.е. кθкем - типа "родной, любимый" можно обратиться и к ребенку.
Я в подходящую тему скопирую это сообщение с вашего позволения.[/bo] |
|
Вернуться к началу |
|
MOBU зайгуул дуушан
Зарегистрирован: Jul 18, 2003 Сообщения: 3674 Откуда: Урда зvгэй дулаан орон... |
Добавлено: 01.01.10, 16:06 +0000 |
|
|
Имхо, перебор у Куриоус-Абгай с словосочетанием "западные буряты". ))))
Цитата: | Старичок возьмет этот кусочек, поднимает над нашими головами и говорит: "Какой хороший коокэ, расти большой-большой" и засовывает этот кусочек тебе в рот. |
))) Не могу себе представить старичка-бурята говорящего на русском языке, хотя наверное Куриоус-Абгай перевела его слова на русский.
Хонгор_оо писала что обговаривают количество людей которые приедут хvрьгэжэ(не могу точно перевести это слово) со стороны невесты, но в тех местах в которых вырос я - это число не обговаривается и иногда бывает так, что приезжают очень много народа со стороны невесты и даже одноклассникам жениха не находится место и приходится им стоять и ждать пока они уедут.
Был случай когда из Бичуры приехали 150 человек. ))) После этого у нас сыновьям говорят: "Бисvvрын hамга абажа vз88рэйдаа!". ))))
За невестой едут как правило человек 5-6. Среди которых обязательно должны быть Худын тvрэл(муж) и Худагын тvрэл(жен) на плечи которых ложится очень нелёгкая задача: они должны представить жениха и весь его род в самых лучших красках и в то же время не принижая род невесты поставить дело так, чтобы все поняли что невеста уходит в семью типо познатнее что ли... _________________ Гэжэ байжа... Гэдэhээ маажажа байжа...
http://buryat-mongolia.info/mobu/ |
|
Вернуться к началу |
|
MOBU зайгуул дуушан
Зарегистрирован: Jul 18, 2003 Сообщения: 3674 Откуда: Урда зvгэй дулаан орон... |
Добавлено: 01.01.10, 16:40 +0000 |
|
|
anakin писал(а): | Был на НАСТОЯЩЕЙ бурятской свадьбе в Шэнэхэне, как было принято в старину - по всем традициям. Это что-то! Человек 300 гостей садятся по кругу прямо в степи на разложенных заранее ковриках. Перед ними на досках расставляются яства: мясные блюда (в основном просто мясо в огромных количествах, несколько видов колбас: хошхоног, ормог, эреэлжэ), два вида салатов, сагаан эдеээ, по ОДНОЙ баночке пива, пачка сигарет примерно на пять человек. И палочки для еды естественно.
Когда все расселились, по кругу идут женщины с бидоном супа, разливают каждому в пиалы. Также с чаем. В ходе свадьбы в центр круга к ведущему выходят поздравлять только старейшины. Выступали местные известные певцы, а также приглашенный Чингис Раднаев пел - он оказался другом виновника торжества. В общем, все культурно, никто не напивается. Ограничивается все лишь баночкой пива. В конце свадьбы сам жених в знак благодарности каждому гостю наливает чашку чая из фляги, которую за ним несут два друга.
Молодежь, оно конечно, понятно, после окончания официальной части уединяется по юртам, и в качестве положенной награды (они ведь всей родовой аж за неделю начинают готовиться к этому событию - забивают скот, жарят стряпню, устанавливают печи, навесы, юрты) позволяет немного пообщаться с друзьями, родней. Но никто все равно не напивается.
Кстати, подарки на свадьбе почти не преподносятся. Делается это либо непосредственно в день торжества перед самой свадьбой, либо за несколько дней до нее, гости с хадаками наведываются к родителям жениха (как у невест дело обстоит не знаю). Презенты, в основном денежные, с наилучшими пожеланиями дарятся отцу, который тут же записывает кто что подарил: кто-то допустим, кроме денег, дарит теленка или овцу.
Нужно отметить, что времени для праздного ведения образа жизни у шэнэхэнцев очень мало - по сути в году лишь три праздника, на которые буряты КНР стараются найти время: Сагаалган, Обоо тахилгаан, Найр наадан. Поэтому каждая свадьба - это тоже большой праздник. Заранее шьются новые тэрлики и дэгэлы, все находятся в приподнятом настроении, даже дальние родственники говорят о предстоящей свадьбе уже за год как об очень значимом событии. Очень добрые, неиспорченные и даже немного наивные сородичи у нас, бурят, в Шэнэхэне.
Фото со свадьбы мог бы залить, да не знаю как :) |
Уважаемый Анакин, я уважаю ваше желание назвать свадьбу в Шэнэхэне НАСТОЯЩЕЙ, но есть большое НО. Получается, что другие (не Шэнэхэнмкие) свадьбы НЕНАСТОЯЩИЕ, что есть абсолютно неправильно. Свадьбы на Родине Курриоус Абгай разве НЕНАСТОЯЩИЕ? ))) Свадьбы в Ноёхоне когда гуляют сонгоолы разве НЕНАСТОЯЩИЕ? ))) В Джиде сартульские свадьбы НЕНАСТОЯЩИЕ? )))
Под НАСТОЯЩЕЙ СВАДЬБОЙ вы видимо имели в виду то, что они в Шэнэхэне одеты в бурятские национальные костюмы и сидят в степи как в древности?
То что вы тут написали про свадьбу.
Вопрос: свадьба которую вы описываете была ХУРИМ или ТYРЭ? Или может совмещённая свадьба была?
Точно ли то, что в конце свадьбы чай разливал жених? Это совсем какое-то немыслимое действие когда женатый(уже!) МУЖЧИНА разливал чай. И что делала в это время невеста(т.е. уже ЖЕНА) /в тех местах где вырос я, даже маленьких мальчиков с чаем не увидишь, потому что не мужское это ОЙ! не мужское это дело, чай разливать/
И момент с дарением подарков ОТЦУ(!) на свадьбе сына лично мне кажется совсем уж непонятным. Причём тут ОТЕЦ?
Эти два момента в вашем рассказе Анакин лично меня сильно удивили в своей НЕНАСТОЯЩНОСТИ. Чтобы МУЖЧИНА разливал ЧАЙ и чтобы подарки дарились не МУЖЧИНЕ который женится, а его ОТЦУ.
У бурят очень редко МУЖЧИНА разливает чай. Крайне редко. ))) _________________ Гэжэ байжа... Гэдэhээ маажажа байжа...
http://buryat-mongolia.info/mobu/ |
|
Вернуться к началу |
|
anakin ахамад
Зарегистрирован: Oct 11, 2006 Сообщения: 734 Откуда: Шэтэ хото |
Добавлено: 15.01.10, 02:48 +0000 |
|
|
Уважаемый MOБУ, cвадьба была действительно НАСТОЯЩЕЙ - только потому, что она проходила, как мне объяснили, по всем традициям хори-бурят (по крайней мере агинских) еще до революции и исхода самых зажиточных агинцев в Шэнэхэн.
Что касается дарения подарков отцу жениха, я убедился в этом и на другой свадьбе, которая проходила в Шэнэхэне. Семья жениха владеет небольшим кафе в Нантуне, так вот за день до свадьбы отец жениха в лучших нарядах сидел за большим столом и принимал подарки, не забывая записывать кто что подарил. Гостей, понятное дело угощают чаем, предлагают отведать пищи. Гости, как правило, долго не задерживаются и выпив чая, удаляются со словами: "Завтра мы обязательно придем на свадьбу разделить вашу радость".
Если честно, не интересовался что потом происходит с подаренным, но предполагаю, что деньги отдаются молодоженам. Почему так происходит, не знаю. Однако, смею вас заверить, что в Аге после свадьбы многие молодые семьи отдают все денежные подарки родителям жениха. Как правило, в агинских степях, проведение свадеб ложится не на плечи молодоженов. Родители жениха, оценив свои затраты, оставляют себе потраченные на торжество суммы, а остальное возвращают молодоженам на медовый месяц. Свадьбы в Аге - все самоокупаемы, поэтому молодым всегда возвращается солидная часть денежных подарков плюс к этому естественно и все другие неденежные подарки, естественно по праву уходят в новую семью. http://rcsp.ru/li/a078114127ee95b2e784447928a9f583.jpeg |
|
Вернуться к началу |
|
anakin ахамад
Зарегистрирован: Oct 11, 2006 Сообщения: 734 Откуда: Шэтэ хото |
Добавлено: 15.01.10, 02:55 +0000 |
|
|
А наливается, как вы видите, именно чай, а не архи. Справа видна рука друга (свидетеля), подносящего пиалы для чая. Еще один из друзей (его здесь не видно :) ) черпает в это время чай из бидона. Откуда идет этот обычай - не ведаю. Скажу лишь, что таким образом всем гостям оказываются очень высокие почести со стороны жениха. |
|
Вернуться к началу |
|
anakin ахамад
Зарегистрирован: Oct 11, 2006 Сообщения: 734 Откуда: Шэтэ хото |
|
Вернуться к началу |
|
anakin ахамад
Зарегистрирован: Oct 11, 2006 Сообщения: 734 Откуда: Шэтэ хото |
|
Вернуться к началу |
|
Hongor_oo ахамад
Зарегистрирован: Jul 23, 2009 Сообщения: 535
|
Добавлено: 15.01.10, 03:43 +0000 |
|
|
MOBU писал(а): |
Был случай когда из Бичуры приехали 150 человек. ))) После этого у нас сыновьям говорят: "Бисvvрын hамга абажа vз88рэйдаа!". ))))
|
:shock: |
|
Вернуться к началу |
|
|
|