BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Древние протобуряты Египта - Ханаана
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 102, 103, 104, 105, 106, ...112, 113, 114, 115, 116  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Буузын зугаа
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 09.05.22, 22:07 +0000     соц сеть фейсбук генетика Ответить с цитатой

Недавно на своей странице в Фейсбук, казахские учёные-генетики сообщили, что в июне месяце этого года намечается большой маршрут по Монголии и Бурятии. Преследуется основная цель, исследование разных родов из племён живущих в глубинке возможно во вн. Монголии (сев. КНР), ранее малообследованных или необследованных популяций генетиками Монголии и др. стран. На выделенный большой грант правительством Казахстана. Эта поездка уже согласована с учёными Монголии, пожелаем творческого успеха нашим соседям, родственному нам народу, ждём вас на своей земле - Добро пожаловать к нам в гости!

Мы исследователи СБН, этой исторической темы, хотим особенно отметить, что Закаменский, Тункинский районы Бурятии, и Иркутские, Забайкальские буряады исследованы мало или вообще не исследовались на мднк. В работе БНЦ судя по их малой выборке нашего населения, оценить и подтвердить на достоверность общих результатов мднк и.д. всего нашего буряадмонгольского народа не приходится.



Любовь Баирова-Шагжиева.

Наша Сибирь слабо изучена, о происхождении бурятмонголов мало информации. Хорошо, что европейские ученые-генетики занялись изучением происхождения всех культур. Я адаптировала их данные к предкам бурят-монголов. https://www.cell.com/cell/fulltext/S0092-8674(20)31321-0...



Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 09.05.22, 23:49 +0000     соц сеть фейсбук генетика Ответить с цитатой



Любовь Баирова-Шагжиева

Эволюционное дерево гаплогруппы С-М217. Источник: https://www.yfull.com/tree/C-M407/. Нет чистых однородных этносов, все перемешаны, поэтому у всех бурят есть % от хунну, сяньби, шивей, дунху, хори, киданей. Здесь указаны группы бурят с наибольшим процентом данных гаплогрупп М48, М407. Здесь видно, что ДНК хунну, дунху, сяньби, шивей и ДНК киданей разошлись 33 000 лет назад, но жили они все в Китае и во Внутренней Монголии рядом, благодаря женщинам они породнились. Это предки бурят-монголов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 10.05.22, 00:01 +0000     соц сеть фейсбук генетика Ответить с цитатой




Любовь Баирова-Шагжиева

Здесь эволюционное дерево г/гр N. Т.к. оно очень большое я обрезала китайцев, японцев, корейцев, татар, коми, марийцев, алтайцев, шорцев, европейцев, прибалтов и др. Материнская гаплогруппа N Tat образовалась около 13 600 лет назад вероятнее всего в Прибайкалье. 9 200 - 8 000 лет назад есть захоронения в Забайкальском крае.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 12.05.22, 19:47 +0000     соц сеть фейсбук предки Ответить с цитатой

Любовь Баирова-Шагжиева

Западные буряты, курумканцы и дауры потомки киданей. После поражения империи Ляо предки бурят из Восточного Китая ушли на северо-запад, в Туркестан, немногие остались. "На дауро-киданьские связи указывают и материалы незавершенного рукописного очерка «Дагуры», подготовленного Б.И. Панкратовым. Он писал: «Дагурское предание говорит, что дагуры когда-то принадлежали к народу, которым правил некий Саджигалди-хан. Этот хан потерпел неудачу в войне с соседями и был вынужден переселиться на северо-запад. Он увел с собою большинство своих подданных, а на старых кочевьях оставил только самых слабых и тех, кто боялся тягостей длинного пути, поручив им хранить могилы предков. Какая судьба постигла хана и ушедший с ним народ – предание умалчивает. Дагуры же считают себя потомками оставшихся на старых кочевьях» [Архив, ф. 145, № 16, л. 1]. Информаторы сообщали: «В 1965-1966 гг. в Хайларе жил бурят Максим Балаганский. Он утверждал, что Саджигалди-хан является героем преданий западных бурят. Поэтому западные буряты и дауры – это люди, чьи предки имели одного хана. Одинаковые слова нажир, баран, минаа и др.свидетельствуют о едином происхождении бурят и дауров» [ПМА, Тумуртэй]. Со слов Б. Абиды, шэнэхэнские буряты в начале 90-х гг. XX в., когда установились контакты с бурятами России, сразу отметили, что по внешнему облику и одежде дауры и аларские буряты очень похожи. Б. Абида также упомянул, что, когда дауры испытывают сильный страх, они восклицают: «Баркан!» и отметил возможную связь данного восклицания с названием священной горы Бархан-уула в Баргузинской долине Бурятии. По мнению Б. Абиды, даурские шаманы используют те же атрибуты, что и буряты, – оргой, абагалдай, в их шаманских заклинаниях встречается много монгольских слов [ПМА, 2004, с. 19,Б. Абида]. Некоторые шэнэхэнские буряты полагают, что «даурский язык похож на язык хүдэри-бурят, т.е. бурят с западной стороны Байкала. В их одежде наблюдаются одинаковые элементы, например, «ута уужа» (длинная безрукавка), которую носят женщины западных бурят, ранее имелась и у дауров» [ПМА, 2005, Т. Толи]. Дополнения к данной версии можно обнаружить в труде В.А. Михайлова, где есть сведения, свидетельствующие о проживании дауров в верховьях Лены, т.е. на западном побережье Байкала. В «Чертеже земли Иркуцкого города» в ремезовской копии находятся различные записи, в том числе и такие, что «в истоках Лены живут брацкие люди и даурские. А даурские люди конные, а язык у них братский» [Михайлов, 2005, с. 178]. И.Г. Георги считал,что «древние баргуты, которым предание приписывает следы древнего земледелия, находимые на Баргузине, его притоках и к северу от них до верхней Ангары, были с даурами вероятно один и тот же народ» [цит. по: Шренк, 1894, с. 167]. В работах отечественных исследователей имеются интересные данные об употреблении этнонима даур тунгусами, которые называют даурами аларских бурят. Видимо, «даур» для тунгусов XVII в.являлся синонимом этнонима бурят [Румянцев, 2002, с. 196]. В одной из работ упоминается, что «русские в XVII в.первоначально называли дауров «братскими людьми», т.е. так же, как и предков бурят. Так называли, в частности, дауров и спутники Пояркова в своих расспросных речах» [Долгих, 1958,с. 128-129]. В работе Д.Д. Нимаева (2010) кратко проанализированы топонимы
Даурия, Селенгинская Даурия, Байкальская Даурия
и выяснено, что, согласно «Краткой географической энциклопедии», Забайкалье и частично
Приамурье до XVII в. назывались Даурией, после XVII в. название сохранилось главным образом за Забайкальем. Согласно данным В.В. Птицына, «с древности эта страна называлась Даурией, по имени коренных ее обитателей, бурят, называемых и поныне даурами от своих соседей, тунгусов и орочонов. От русских она получила официальное название Забайкалье или Забайкальская область. В последнее время исследованиями бурятских филологов выявлено наличие древних родственных связей между языками дауров и бурят-эхиритов, лексических параллелей в языках дауров и языке унгинских бурят. Например, ими выделены следующие соответствия: даг. наджир – эхир. нажир ‘лето’, даг.
минаа – эхир. минаа ‘плеть’, минаадаа - эхир. минаада
- ‘ударить плетью’, даг. бараан – эхир. баран, барни ‘все’ (ср. с эвенк. баран – много. – Б. Ц.), даг. увэй – эхир. увэй // убэй ‘нет’ нет’ [Бадагаров, 2000, с. 14; Рассадин, 2004, с. 17]; даг. коукэ
– аларо-унгин. коокэй ‘ребенок’, даг. дарса – аларо-унгин.
тарасуун ‘вино’, даг. наджир – аларо-унгин. нажар, ‘лето’, даг.
джиргоон – аларо-унгин. жоргоон ‘шесть, даг. оджиху
– аларо-унгин. озохо ‘целовать’, даг. хуакархан – аларо-унгин.
охорхон ‘коротенький’, даг. халтаг - аларо-унгин. халтагай
, ‘половина’, (ср. также сэвенк. калтака – половина. – Б.Ц.) даг.
минаа – аларо-унгин. минаа ‘плеть, (ср. также с югуур.
muna, дунсян. mina – плеть. – Б. Ц.); даг. увэй – аларо-унгин.
үбэй/үвэй ‘нет’, даг. гачирэ – аларо-унгин. гащара, ‘выйти, выехать’ [Бадмаева, 2008, с. 373-374]. На основе вышеуказанных данных делается вывод о существовании в древности некоей циркумбайкальской общности народов, охватывавшей и предков дауров. Из других народов в нее входили, по одним данным бурятских филологов, «предки современных бурят, ойратов и хамниган» [Бадагаров, 2000, с. 14], по другим - баргуты, дагуры, солоны, хори, буряты, туматы [Бадмаева, 2004, с. 12]. Возможно, еще одним косвенным доказательством существования праобщности, объединявшей некоторые бурятские группы и дауров, послужит записанный во время научной командировки в городской округ Хулун-Буир (октябрь 2011 г.) отрывок из даурской легенды, сюжетная линия которой перекликается с известным этногенетическим мифом о праматери-лебедице. Поводом к изложению послужило пояснение информатором происхождения старинного слова
гваалэрс, имеющего в даурском языке два значения: 1) одежда гения-хранителя; 2) курица, используемая при жертвоприношениях божествам. Согласно легенде, семь небесных фей «дагинэ угин» купались в озере. Их увидел молодой охотник, который незаметно подкрался и украл
гваалэрс, т.е. одежду одной из них. Так она стала его женой и родила ему сына [ПМА, Тумуртэй]. Надо полагать, что выше изложена лишь краткая версия, а сама легенда более объемна и красочна и имеет другие неизвестные нам детали и подробности.
История и культура дауров Китая (историко-этнографические очерки) The history and culture of Daur people of China
ACADEMIA.EDU
История и культура дауров Китая (историко-этнографические очерки) The history and culture of Daur people of China
Данная работа представляет собой исследование живущей на северо-востоке КНР малоизученной монголоязычной народности. Основу книги составили полевые исследовани...

https://www.academia.


Последний раз редактировалось: Ханаанеец (12.05.22, 21:23 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 12.05.22, 20:03 +0000     соц сеть фейсбук предки Ответить с цитатой



Любовь Баирова-Шгжиева

Кидани - предки западных бурят, курумканцев и дауров, благодаря им Китай стал называться Китаем. Очень многое из государства Ляо скопировал Чингис хан для создания своей империи. Прочитайте как жили кида́ни (китаи) — кочевые монгольские племена, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии. С 907 по 1125 год существовало киданьское государство Ляо, управляемое кланами Елюй и Сяо. Протянувшись от Японского моря до Восточного Туркестана, империя Ляо стала наиболее могущественной державой Восточной Азии. Это сказалось на том, что историческое название Китая в славянской и западной традициях восходит именно к этнониму «кидани». Киданьские властители старались сохранять шаманские обряды, пищу и одежду степняков. Китайский язык старались не употреблять, разработали собственную систему письменности. По приказу императора Амбагая в 920 году было создано большое киданьское письмо (из 1460 знаков), и в конце года императорским указом было приказано обнародовать его и ввести в употребление. В 925 году Деле — младшему брату Амбагая — была поручена встреча уйгурских послов; он в короткий срок выучил уйгурский язык, а потом создал малое киданьское письмо (из 350 знаков). В 910 году у киданей появились канцлеры. В начале функции правительства исполнял двор императора. Власть сосредотачивалась в Тайном совете при императоре. Туда входили важнейшие военные вожди, помощники императора-кагана, канцлеры, представители родов Елюй и родственники императрицы, а также просто доверенные лица императора. Для управления текущими делами чиновники обычно перемещались в Среднюю столицу. В 921 году были введены китайские чины и ранги. Чиновники были разделены по двум «администрациям»: северной (Бэйфу), ведавшей киданями и другими кочевниками и южной (Наньфу), ведавшей китайцами. Ключевым органом была северная администрация. Возглавляла её два канцлера — северный и южный. Северной канцелярии был подчинён Секретариат ведавший всей императорской корреспонденцией и указами. Великий «линья» был верховным учёным и занимался составлением официальных документов и системой экзаменов. Верховным судьёй был «илиби» ему подчинялось много судей поменьше. Отдельными племенами могли управлять и генерал-губернаторы. Киданьские племена сохранили должности военных вождей, они же ведали судом в своих племенах. Южная администрация — Наньфу состояла из шести министерств: чинов, наказаний, налогов, церемоний, общественных работ, военных дел. Была также конфуцианская академия — Ханьлинь. Южная администрация подбирала кандидатуры генерал-губернаторов южных провинций, а уже генерал-губернатор назначал всех остальных местных чиновников. В пяти столицах были свои наместники с военной и гражданской администрацией разной структуры. В Западной столице сосредоточены военные органы, в Южной и Средней — финансовые и фискальные. Законом 1013 года было ограничено долговое рабство. Абаоцзи начал создавать Ляо с получения контроля над городами, где проживало оседлое население. Хотя обычные кидани оставались кочевниками именно города стали опорными пунктами власти киданьских императоров в растянутой империи. Верхняя столица была построена по приказу Абаоцзи в 918 году за 100 дней. Периметр стен города составлял примерно 10,8 км. Город представлял в плане прямоугольник разделённый рекой. В городе были построены буддийские, даоские и конфуцианские храмы. В 926 был построен дворец для Абаоцзи. Верхняя столица считалась главной. Восточная столица находилась на территории покорённого государства Бохай. Ныне это Ляоян.
Западная столица находилась на территории Шаньси в городе Датун. Южная столица — нынешний Пекин получила свой статус в 938 году. Периметр стен составлял 14,4 км.
Средняя столица — Даминчэн была основана на землях кумоси в 1007 году. Ныне это Нинчэн. Периметр стен составлял около 15 км. Позже в городе был построен храм предков со статуей императора Цзин-цзуна. В административном смысле Ляо делилась на: 5 столиц — они управлялись независимо от окружающей территории, шесть областей, 156 округов (префектур), сюда же относились воеводства и города, 209 уездов, 52 племени, 60 вассальных владений. Ещё до образования империи кидани были умелыми ремесленниками и обеспечивали себя необходимыми в кочевом быту вещами. В частности, киданьские сёдла активно завозились в Китай. Железоплавильни были учреждены ещё при отце Абаоцзи. Впоследствии производством железа в Ляо стали заниматься бохайцы в районе Ляохэ, Шара-Мурэнь, нагорья Жахэ и гор Ляоси. Золото и серебро добывали на истоках реки Ляохэ. Находят и изделия из меди и бронзы. О мастерстве лаоских кузнецов могут свидетельствовать погребальные проволочные костюмы. Киданьская посуда хорошо известна археологам. Изготовлялась она из глины на гончарном круге. Мастерские по производству фарфора раскопаны в д. Гангуаньтунь, Дагуаньтунь и Ганваяотунь. Мобилизация производилось посредством направления вождям киданьских и некоторых союзных племён и наместникам столиц специальных бирок (пайзца). После этого они должны были ждать от императора пароля: каждому присылалась половина специального значка в виде золотой рыбки, вторая половина хранилась у каждого их командующих. Если половинки совпадали войска выдвигались в поход. Войну начинали с обязательных жертвоприношений и молитв духам. Обычно воевали с осени по весну. Лагеря не делали укреплёнными, но высылали дозоры.
Основой ляоской армии стал «ордо». Ордо представлял личную гвардию императора. После смерти императора ордо становилось охраной его мавзолея и новый император собирал своё ордо. Ордо было рассредоточено по 5 столицам и собиралось на основании специального распоряжения быстрее чем ополчение киданьских племён. Численность ордо достигала 100 000 воинов лично преданных императору. Каждый следующий император собирал ордо из членов семей ордо бывшего императора (кроме тех, что становились охраной мавзолея покойного императора). Ордо кормилось за счёт приписанных к нему дворов китайцев и бохайцев. В 926 году 6000 воинов-ордо обслуживались 15 000 дворов, в дальнейшем 140 000 дворов кормили 76 000 ордо.
Ордо было разбито на полки по 500 или 700 человек, 10 таких полков составляли дивизию, 10 дивизий — армию.
Воины ордо сражались как тяжёлая кавалерия, причём доспехи носили и всадники и кони. На вооружении находились копья, луки, мечи и булавы с длинными рукоятями, которые можно видеть на фресках. Каждого воина сопровождал фуражир и слуга. Фуражиру, обычно, давали доспехи и оружие. Слуга мог сопровождать воина и без оружия.
Ляоская армия, обычно, располагалась на поле боя тремя линиями: в первой располагалась лёгкая кавалерия, во второй всадники в доспехах, в третьей тяжёлая кавалерия на бронированных конях (чаще всего это и были «ордо»). Китайцы и бохайцы использовались как пехота: мечники, арбалетчики, обслуга осадных машин, главным образом при осадах. Полки ордо вступали в бой по очереди: по команде один полк из 500 или 700 человек атаковал линию противника и если им не удавалось пробиться, то полк отступал, а другой в это время начинал атаковать. Если линия противник была прорвана в одном месте, то все полки начинали наступление одновременно. Такая тактика применялась если противник оставался в обороне и сам не предпринимал активных действий. Сигналы подавались флажками и барабанами. В бою используют систему паролей (названия гор и рек Ляо) для передачи сообщений частям.
Всего Ляо могло собрать несколько сот тысяч воинов. Для полномасштабной войны собирали около 150 000 воинов (вместе со вспомогательными частями). Как показало исследование генетиков, дауры генетически родственны киданям. На картинке зеленым цветом государство Ляо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 12.05.22, 20:36 +0000     соц сеть фейсбук предки Ответить с цитатой

Любовь Баирова-Шагжиева




(Дополнение) Кидани вели войны с Восточно-Тюркским, Уйгурским и Кыргызским каганатами, а также с китайскими империями Суй и Тан и государством Мохэ, попеременно становясь их данниками, избегая однако прямого подчинения. В 907 году, воспользовавшись моментом, когда все противники киданей ослабели и перегрызлись, военноначальник Елюй Абаоцзи объединил все киданьские племена в одно целое и создал свою империю, названную на китайский манер Империей Ляо (Железная). Империя Ляо захватила мелкие китайские княжества и тунгусское государство Бохай, вытеснила из Монголии енисейских кыргызов и вела крайне агрессивную политику в отношении государства Корё. Новое государство требовало создания новой системы управления и в 947 году были организованы «северная администрация» для управления киданями и другими кочевниками и «южная администрация» – для управления китайцами и корейцами. Только объединившись и создав своё государство, кидани смогли реализовать весь твой творческий потенциал. Киданьские ремесленники плавили металлы, возводили крепости, дворцы, храмы и роскошные мавзолеи знати, добывали соль и уголь, ткали шелковую парчу и делали фарфоровую посуду, спускали на воду военные корабли и прокладывали дороги. Быстрому расцвету ремесел способствовало также использование ремесленников из завоеванных ими стран – китайцев, бохайцев, корейцев. Остальные же пленники отправлялись на земледельческие работы выращивать гречиху, просо, рис, коноплю и шелковицу. Империя Ляо вела активную торговлю с Китаем, Корё и тангутским государством Си Ся, экспортируя овец, лошадей, войлок, медь, железо, драгоценные металлы и ввозя шёлк, чай и лекарства. Первой армией империи Ляо стала сувэй — «войско, охраняющие ставку» — личная гвардия кагана, набранная из 2000 лучших молодых воинов всех восьми племён. Позже всё население империи от 15 до 50 лет было занесено в списки и разбита на десятки, сотни и тысячи. На одного воина должно было приходится 3 лошади, 1 фуражир, 1 слуга а из снаряжения должны были быть железные латы из 9 частей, чепрак, узда, латы для коня (железные или кожаные), 4 лука, 400 стрел, 2 копья (длинное и короткое), булава-гудо, топор, алебарду, флажок, молоток, шило, огниво, лохань, 10,3 литров провианта (муки поджаренной на масле), мешок, крюк, зонт, 64 метра верёвки для лошадей. Мобилизация производилось посредством направления вождям киданьских и некоторых союзных племён и наместникам столиц специальных бирок (пайцза). Со временем киданьская армия деградировала и ослабела настолько, что оказалась не в состоянии даже отражать мелкие набеги кочевников с севера и востока. Поневоле пришлось переходить к китайской стратегии пассивной обороны, включавшей в себя строительство долговременных оборонительных сооружений, среди которых наибольшую известность получил “Вал Чингисхана”, находящийся на территории современных Монголии, Китая и России и выполнявший функции обороны 1-го уровня и мобильного оповещения о передислокации больших групп кочевников. В настоящее время “Вал Чингисхана” включает в себя собственно вал высотой до 1,5 метров и шириной до 15 метров, рва и системы городищ, расположенных на расстоянии 15— 30 км друг от друга (на территории России в Забайкальском крае их находится 9). В 1101 году, возмущённые унизительными требованиями и повышенной данью, которую императорский двор тратил на себя и свои прихоти, восстали чжурчжени, объявившие о создании империи Цзинь (Золотая). Разучившиеся воевать кидани были разбиты наголову и частью бежали в Восточный Туркестан, где создали государство кара-киданей, а частью были обращены чжурчженями в пограничную охрану. В 1211 на империю Цзинь обрушились монголы под предводительством Чингисхана, переманившие киданей на свою сторону обещаниями восстановления их государства. Кидани оказали большую помощь монголам в их борьбе с чжурчженями и китайцами, принц Елюй Чуцай стал верным советником Чингисхана и его сына Угэдея, но государство киданей не было восстановлено, да в этом и не было необходимости: после образования Великой Монгольской империи среди восточномонгольских племён (в т. ч и киданей) резко усилились интеграционные процессы, завершившиеся в начале XIV века созданием единого монгольского народа. На картинке военный корабли Ляо.

https://www.youtube.com/watch?v=H56s8Hxk-yw


Древние люди были поэтами, кидани на Байкал принесли с собой исторические эпосы о своей истории. И здесь также продолжили поэтизировать исторические летописи. Поэтому мы видим в гэсэриаде Жёлтое море, реки Хуанхэ, Шара мурен, Ганг, острые горы. Города, дворцы, золотую и серебряную мебель, посуду, множество книг, богатую одежду со множеством пуговиц, железные доспехи, огнестрельное оружие, слона и др. В Сибири появляются новые главы, например, война с шараблинскими ханами, вероятно, это война с баргутами и подчинение их. Китайцы баргутов называли большими желтыми шивеями. Шара Бали переводится жёлтые противники. Упоминаются Байкал, киргизы, тайга. Общие предки хори и якутов также сочиняли эпосы. Исторические поэмы - общечеловеческая практика, вспомним Илиаду.

Примечание: Мы народное исследование протопредков(д.н.э), предков(н.э.) СБН, с работами и мнением уважаемой Любови Баировой-Шагжиевой можем, где то в деталях быть не согласны, выразимся так, эти детали выглядят на наш взгляд дискуссионными-спорными. Но, в целом, они входят в общую канву, настоящего он-лайн народного исследования.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 12.05.22, 22:02 +0000     соц сеть фейсбук протопредки Ответить с цитатой

Любовь Баирова-Шагжиева



Кочевники Великой степи

Откуда пришли киммерийцы?
Достаточно любопытную ситуацию применительно к одному загадочному и на наш взгляд местному, сарыаркинскому клану, – киммерийцам зафиксировали древнейшие клинописные документы Ассирии и Нововавилонского царства VII-VI веков до н.э. К примеру, в вавилонской письменной традиции этноним «киммерийцы» описывает, как правило, все известные вавилонянам кочевые народы и страны: скифов, саков и, очевидно, собственно самих киммерийцев и их страну – Gumiraia [Дандамаев, 2009: стр.319-327; 2010: стр.178-182]. В свою очередь в Ассирии VII века до н.э. термин «киммерийцы» (гумирайя) напротив – использовался как название самостоятельного народа, наряду со среднеазиатскими саками (айшкузайя): хаумаварга, тиграхауда и парадрайя [Иванчик, 2001: стр.15-20; Дандамаев, 2009: стр.321-322; Ковалёв, 2014].
При этом ассирийцы непосредственно контактировали со степными народами и лучше вавилонян знали своих степных соседей. По этой причине мы считаем довольно странным распространённое в научной литературе мнение о сакских племенах как основных и чуть ли не единственных насельниках в степях Евразии – выходцах из глубин Азии, которые активно взаимодействовали с Ассирией, Персией и древними греками. В письменных документах ахеменидского времени упоминаются и другие выходцы из Центральной Азии – арейи, каспии, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, гандхарцы и др. этносы, которые, как и саки, получали от имперской администрации земельные наделы, называемые «землёй лука» («или колесницы/или лошади»), и несли воинскую повинность, оплачивая государственные подати [Дандамаев, 2009: стр.314-318; 2010: стр.182-188]. Именно киммерийцам эти источники отводят особую роль.
***
Достаточно взглянуть на хорошо сохранившиеся каменные рельефы и прочитать надписи парадных лестниц развалин дворцов Персеполя – Ападаны или Тахары, по которым церемониально проходили процессии покорённых и подчинённых Ахеменидам народов [Shahbazi, 2011: р.62-72, 118-137]. На них подробно отображены антропологические и культурные различия данников, приходивших из самых отдалённых уголков огромной империи, из разных её сатрапий, их специфические дары, приносимые ими в качестве податей персидским царям. Состав многочисленных покорённых народов, в том числе и XV-й сатрапии, территориально охватывавшей большинство регионов современного Казахстана и Центральной Азии и входивших в империю Ахеменидов, запечатлён в надписях Дария на скалах в Бесетуне (или Бестуне – так называемая «Бехистунская» надпись).
Имеется такой перечень и непосредственно на статуе самого царя Дария, выставленной в экспозиции Национального музея в Тегеране. Также списки этих народов представлены в других источниках, например, на хранящемся в Британском музее «цилиндре» Кира. Однако самые ранние упоминания о кочевниках евразийских степей появляются во второй половине VIII века до н.э.
Их военные походы в Переднюю Азию начались не позднее 714 года до н.э., когда они впервые упоминаются в ассирийских документах, и продолжались, видимо, в течение века [Иванчик, 2001: стр.14]. Раньше всех степняков в Переднюю Азию пришли киммерийцы, которые неоднократно предпринимали успешные набеги на древнейшие государства Ближнего Востока, покорили Лидийское и Фригийское царства, выступали как союзники или наёмники на стороне как Ассирии, так и Урарту в их непримиримом соперничестве между собой, а окончательное их «изгнание из Азии» приписывается лидийскому царю Алиатту. Новые вторжения скифов положили конец киммерийскому нашествию, и какая-то часть их вошла в состав скифского объединения племён [Мурзин, 2013: стр.137-138; ср.: Иванчик, 2001: стр.14-20].
***
Киммерийцы, в отличие от саков, никогда не были вассалами ассирийских, урартских или персидских царей и значительное время являлись самостоятельным грозным военным объединением [Дьяконов, 2008: стр.249; Дандамаев, 2009: стр.321-324], таким мощным, что грекам-колонистам в Малой Азии (Милет) приходилось строить для защиты от них довольно сложную систему оборонительных укреплений [Кобылина, 1965: стр.24]. Возможно, для защиты от подобных военных объединений далеко на востоке континента строил Великую стену первый китайский император-объединитель Ичжен (Цин Шихуан-ди) и его предшественники – ваны северных государств, что с большой долей вероятности подтверждают более ранние, времен династий Ся и Шан, древнекитайские надписи на гадальных костях (бараньих лопатках и черепашьих панцирях), обнаруженных в количестве уже нескольких тысяч в северных и западных провинциях Китая.
***
Этими степными кланами кочевников могли быть племена, обитавшие на территориях гуй-фан, ту-фан, гун-фан, жившими в уже упоминавшемся выше государстве Янь (одном из княжеств Западной Чжоу, в районе современного Пекина), с которыми шан-иньские и чжоуские правители постоянно вели войны. В целом, здесь зафиксированы следующие топонимы, расположенные на севере и северо-западе от Центральной равнины Китая – tu-fang, kiwei-fang, giwon-fang и ngo-fang [Ходжаев, 2010: стр.38-40; см.: Комиссаров, 1988: стр.54-56; Ковалёв, 2008: стр.53; 2013: стр.140-146; Ковалёв, Эрденбатаар, 2010: стр.104-117].
Мы уже отмечали на этих страницах, что наиболее ранние источники называют всех северных соседей древних китайцев – riwem (rong), они же в русской транскрипции – жун (северные жуны; цюаньжуны – «пёсьеголовые» и горные – «шаньжуны»), что в дословном переводе означает: воин, боевая колесница, большой военный поход. При этом отмечается, что указанный термин является не этнонимом, а общим названием для всех северных соседей. В шан-иньских надписях на гадальных костях и на бронзовых сосудах упоминаются уже в качестве этнонимов и другие понятия: восточные йек (йей), северные ти – (тиеки), западные ривемы (жуны) [Ходжаев, 2010: стр.33, 38-46].
***
Уже на раннем этапе древнекитайской письменной традиции мы предполагаем существование не менее двух различных этнонимов – ривем (и его производных форм – северных, «пёсьеголовых» и горных жунов) – как более раннего и тиаук (ти-ди-тиек) – более позднего этнонима, описывающих близкие, но этнически уже разные народы, что подтверждает большинство исследователей этой проблематики [Бичурин, 1950; 1953; Кюнер, 1961; Думан, 1970; Крюков, 1970; Крюков и др., 1983; Малявкин, 1981; Ковалёв, 1996; 1998; 2008; 2014]. Более того, A. Ходжаев приводит мнение Ван Говея об упоминании этнонима тиек (ди) на металлических сосудах эпохи Западной Чжоу и частом его использовании в более поздних письменных источниках уже в VI веке до н.э. с последующей его трансформацией в ху (гуз) и сюнну (хун) – этнонимы, которые скорее всего уже обозначали предков тюркских народов – пратюрков [Ходжаев, 2010: стр.33; ср.: Ковалёв, 2008: стр.190-199 ; Пьянков, 2015: стр.233-243].
B своих исследованиях К.М. Линдафф на основании территориального распространения из Сибири, Казахстана и Алтая металлургической традиции, последовательно доказывает существование развитых коммуникаций между степными племенами севера и населением Центральной равнины Китая в течение длительного периода. По всей северной и северо-западной границе возникали новые поселения – торговые фактории; женщины степняков становились жёнами, приходили в дома местных китайцев (китайцев ли?), принося с собой предметы обихода, свои традиции и обычаи. Многие такие фактории сохранили в течение нескольких столетий материальную культуру северных кочевников практически неизменной, без каких бы то ни было заметных влияний китайской культуры [Lindaff, 2012: стр.412-420; 2014а: стр.300-307]. Ярким примером таких взаимодействий являются многолетние раскопки могильников Наньшаньгэнь и Юйхуанмяо (VII-VI века до н.э.) [Шульга, 2015б].
***
Л.С. Клейн полагает, что древние китайцы знали на север от себя три европеоидных народа: усуни (асии), юэджи (яду) и льок, при этом он допускает на основании заимствованных в китайский язык терминов, что кто-то из них может оказаться тохарами [2000: стр.180; 2012: стр.30]. Данные лингвистов подтверждают использование в Центральной Азии древнейших языков индоевропейского корня – дардского, кафирского, тохарского, а также индоиранских языков Ригведы и Авесты. Вполне вероятно, что предками усуней и юэджей могут оказаться андроновцы – потомки некоторых кланов тохаров, а-ди (динлинов, тиеков) и загадочных туров – карасукцы.
Исследователь P.Х. Сулейманов поддерживает мнение [Киселёв, 1951] о тюркоязычности ти (ди) – (динлинов) прямых наследников традиций карасукской культуры и, следуя китайским источникам, определяет этнонимы ти (ди) – динлины и более поздние – теле, как разные формы этнонимов древнейших тюркоязычных племён [Сулейманов, 2011: стр.406]. Эта идея поддержана и активно разрабатывается некоторыми учёными-тюркологами [Tasagil, 2004: стр.7-13; см.: ЗТКА 2013: стр.123-128]. С.М. Ахинжанов считал динлинов предками сиров-сеянто-кипчаков в составе полиэтничного объединения племён теле [Ахинжанов, 1996: стр.32-95].
Наиболее достоверно на наш взгляд этнокультурная и историческая ситуация этого периода, применительно к древним насельникам Золотой степи, реконструирована в ряде работ профессора В.И. Пьянкова [1994; 1995; 1996; 2006; 2013; 2015: стр.233-243]. По этой причине рассмотрим её в этом разделе подробно. В XIII-XII веках до н.э., как и в более ранние периоды, степные кочевники на территории Синьцзяна и в прилегающих северных степных районах активно взаимодействуют с древними китайцами на Великой равнине: чжоусцы отступают под их натиском, иньцы совершают походы на эти же племена, называя их в своих надписях «цян».
***
Выступают в это время и отдельные конкретные племена, и прежде всего могущественные «пёсьеголовые» цюань-жуны, союзники иньцев и враги первых чжоуских ванов. Самый значительный поход против них совершил Му-ван (первая половина X века до н.э.). Новый подъём активности степных соседей Китая начинается с конца IX века до н.э. Вновь на Китай с запада, в основном из Ганьсу, наступают жуны, и в том числе опять-таки цюань-жуны; напор их был так силён, что чжоуские ваны вынуждены были перенести свою столицу на восток (771 год до н.э.), и жуны расселились во многих центральных областях Китая.
***
Основная тяжесть борьбы с жунами выпала на долю самого западного китайского княжества Цинь, и его гунны с конца VII века до н.э. постепенно вытесняют жунов из занятых ими земель. Несколько позже жунов, с середины VII века до н.э., из Ордоса вытесняют степные племена ди. Они удачно вмешиваются в борьбу чжоуских ванов между собой, становятся фактическими хозяевами их восточной столицы, и тоже расселяются на Китайской равнине, разделившись на две части: красных ди и белых ди. Здесь с ними опять боролись гунны самого северного из китайских княжеств, княжества Цзинь, и в результате племена ди, потерпев ряд поражений в VI веке до н.э. постепенно стали здесь оседать, ассимилируясь с китайцами.
Скорее всего, именно тогда, в VII-VI вв. до н.э. или несколько ранее, происходит распространение красных ди, они же дили (-тили-дилу?) по Великому степному поясу Евразии, где они стали известны как динлины. Позднее, со II в. до н.э., китайские источники знают их в основном в центральной, вплоть до Хангая на западе, и восточной частях Внешней Монголии, включая Забайкалье, а кроме того, в Западной Монголии и верховьях Енисея, где они жили смешанно с древними кыргызами; отдельная группа их обитала на западе, в Центральном и Северо-Восточном Казахстане (в Сарыарке), к северу и северо-востоку от древнего Кангха [ЗТКа, 2013; Taşağil, 2003; 2004; Пьянков, 2015, с. 235-237].
Археологическая идентификация племён жун как карасукцев даёт возможность реконструировать ход событий второй кочевнической волны. В конце IX – начале VIII веков до н.э. среди жунов, оставшихся в степях к западу и северу от коренного Китая, вновь начинается движение, возможно, под влиянием климатических изменений. Разные кланы жунов всё больше напирают на Китай, расселяются на Китайской равнине, так что чжоуские ваны в конце концов вынуждены перенести свою столицу на восток, в город Лои (771 год до н.э.). Видимо, ведущую роль среди жунов в это время играло родоплеменное хьянъюнов (xianyun) – предков хуннов.
***
Ещё в эпоху ордосских бронз предки хуннов, именовавшиеся тогда племенем гунфан или гуйфан, обитали в Ордосе вместе с жунами, а после их ухода заняли их место, расселяясь в Шаньси (Тайюань), а может быть и далее, вплоть до Южной Маньчжурии. Расселяясь также и на запад и увлекая за собой другие кланы жунов, хьянъюны, видимо, оказались создателями нового мощного союза племён. В Сарыарке эти новые кланы создали на основе алакульской новую культуру карасукоидного облика – бегазы-дандыбаевскую и её дериват – донгальскую. Предшествовавшую ей саргаринскую культуру она частично поглотила, но западнее, на Южном Урале, саргаринская (замараевская) культура, видимо, продолжала существовать самостоятельно, сменив здесь позднеалакульскую.
Возможно, что с этим движением связана первая «скифо-сибирская» инвазия на запад – распространение памятников черногоровского круга в степях Поволжья, Северного Кавказа и Северного Причерноморья [Пьянков, 2015: стр.237-238; Новожёнов, 2013: стр.321-329; 2015е: стр.171-193; Novozhenov, 2017] и некоторые элитарные кланы жунов-хьянъюнов позднее вошли в состав причерноморских киммерийцев.
О соответствующих исторических событиях как о недавних и рассказал в VII веке до н.э. Аристей Проконнесский в своей поэме, где аримаспы, «самые могучие из всех мужей», явились инициаторами такого передвижения народов. В них нетрудно узнать жунов во главе с хьянъюнами, создателей бегазы-дандыбаевской культуры. В таком случае исседонами будут саргаринцы, а древнейшими скифами – носители алакульской культуры. В это время, по-видимому, скифы и были сначала сдвинуты на запад с исконных мест своего обитания, – а таковыми были, судя по рассказу Аристея, степи Южного Урала и Зауралья, – их восточными соседями исседонами, а затем уже вытеснены за реку Аракс (Волгу) массагетами [Пьянков, 2015: стр.237-239].
***
Характерной чертой возникших новых карасукоидных культур в Золотой степи стали своеобразные инновационные погребальные конструкции – херексуры, поминальные кенотафы – комплексы с оленными камнями или менгирами и мавзолеи их элиты типа Бегазы, Сангру [Маргулан, 1979], «сарыаркинская пирамида», найденная недалеко от Караганды, или мавзолей Тагискен в низовьях Сырдарьи [Толстов, 1962]. По мнению В.И. Пьянкова и эта черта их культуры нашла отражение в письменных источниках. В древнейшем цикле сказаний иранской «Книги царей» повествуется о войне арийского кави Хаусравы с предводителем туров Франграсьяном (Афрасиабом).
Событие это датируется первой половиной VIII века до н.э. [Пьянков, 2001: стр.337, 338; 2015: стр.236-240]. Особенно воспевается взятие арьями замка Хшатросаука в турской стране Кангха (т.е. в низовьях Сырдарьи). Возможно, что этим замком и является Тагискенский мавзолей. Это позволяет считать название «туры» иранским обозначением тех же жунов-хьянъюнов-карасукцев [Пьянков, 2015: стр.237-238].
С этой их мегалитической традицией возведения мавзолеев для своих вождей и элиты, ставшей с тех пор господствующей в Сарыарке на очень долгие годы (вплоть до современности), следует объединить обычай установки поминальных антропоморфных стел-кенотафов более известных как оленые камни [Ковалёв и др., 2010; 2014: стр.41-54; Kovaliov et al, 2016: р.82-92], которые стали также на долгие годы здесь весьма распространённой традицией, а многочисленные каменные антропоморфные скульптуры в память о своих первопредках-аруахах маркировали наиболее удобные и значимые урочища и пастбища в Золотой степи и в сакские и в тюркские времена.
***
В.А. Новожёнов, археолог, кандидат исторических наук, востоковед-историк; центр сближения культур под эгидой Юнеско.
Литература:
Whence did the Cimmerians Came? Transcontinental Communications of the Early Nomads in the Lights of the Origin of the Cimmerians. Виктор Новожёнев, (Центр сближения культур ЮНЕСКО). «Ранние кочевники на северных границах Китая и в Казахской степи: инновации и модель взаимодействия». Новое в исследованиях раннего железного века Евразии: проблемы, открытия, методики. Трансконтинентальные связи ранних кочевников.
Предыдущую публикацию страницы «Римско-сарматские военные отношения» читать по ссылке:
https://www.facebook.com/nomadsgreatsteppe/posts/3808667429257852

Наша СБН вставка

Разъяснение, кто такие киммерийцы, простым народным языком, местами с юмором)

https://www.youtube.com/watch?v=eb6vyywwau8
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 13.05.22, 02:03 +0000     соц сеть фейсбук маршр генетич исслед казахских учёных Ответить с цитатой

выше мы написали о планах казахских учёных-генетиков. Сейчас публикуем более подробно. Да, мы возможно ошибались с посещением ими нашей Бурятии.




Максат Жабагин сейчас с Жаксылыком Сабитовым и Baglan Aidarov.

30 April, 18:52 ·

Анонс
В период с 16 мая по 5 июня наша научная группа планирует посетить Монголию.
Для нас большой интерес представляют такие народности как хамниган, дарьганга, бусад, буриад, барга, узэмчин, цахар, дархад, хотогойд, цаатан, дөрвөд, баяд, хотон, элжигэн, сартуул, торгууд, өөлд, маянгад, узбек, урианхай, захчин, казах, тува в Монголии.
Они в меньшей степени исследованы по генетике по сравнению с халха монголами, и среди них интересно будет посмотреть близкие генетические варианты, которые мы ранее обнаружили у казахских родов, чья история и генеалогия для многих прослеживается с территории Южной Сибири и Монголии.
! Если среди наших друзей есть заинтересованные люди, как в Казахстане, так и в Монголии, посодействовать нашей экспедиции, пожалуйста пишите. Будем рады дополнительным контактам в Монголии представителей этих народностей.
Открыты к сотрудничеству.
Постараемся осветить нашу экспедицию в онлайн режиме, здесь на своих страницах.
Исследование проводится в рамках грантового финансирования МОН РК AP08855823
Исследование посвящено изучению и реконструкцию единого генетического наследия народов Центральной Азии, тем самым способствуя развитию культурной интеграции, межнационального согласия и укреплению связей между народами.



Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 15.05.22, 06:43 +0000     споры, дискуссии, оппоненты, история, подмена Ответить с цитатой

на протяжении последних нескольких лет, в соц. сетях, различных интернет платформах, идёт непрекращающаяся необоснованная ни, на чём, информационная атака на Чингиз Хаана, со стороны некоторой части из народа казахов (по монгольски хасаг, ударение на первое а). Эти тролли, утверждают что Чингиз Хаан - казах, то есть тюрок, это российские историки якобы приписали его к монголам. На наши многие аргументы, не только русс. историки, но и в 24 странах мира записана история Монголов, на своих языках своими национальными историками, это их совершенно не убеждает!

Уважаемые форумчане и дорогие наши читатели, мы приводим здесь, исторический источник личного писаря Хулагу Хаана. Из истории средних веков мы знаем, что личная охрана Хулагу Хаана, и его гвардия, состояла из выходцев околоБайкалья. Возможно, наша гипотеза, этому писарю помогал кто-то из нашего народа, написать эту историческую работу, потому что в ней написаны в основном буряадмонгольские слова и смыслы, они несколько отличаются от халха-монголов.

Просим, наших оппонентов из числа читателей казахского происхождения, внимательно прочитать заглавие по ссылке. Древний писарь чёрным по белому написал, что тюрки произошли от монголов, также от монголов произошли другие народы. Также, писарь приводит одни монгольские слова, названия, и т.д. которые нет в казахском языке. Он был персом, писал везде К вместо наше монгольское Х, или как версия возможно переводчик был тюркский учёный. Посмотрите уточнения под 3-значными цифрами - комментариями, там сплошь монгольские слова и смыслы, ничего нет, то что напоминает тюркское!


РАШИД-АД-ДИН
СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ
ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

УПОМИНАНИЕ О ТЮРКСКИХ ПЛЕМЕНАХ, ПРОЗВАНИЕМ КОТОРЫХ В ДАВНЕЕ ВРЕМЯ БЫЛО МОНГОЛЫ, ОТ КОТОРЫХ ПОЯВИЛОСЬ МНОГО ПЛЕМЕН, КАК ТО БУДЕТ ПОДРОБНО ИЗЪЯСНЕНО [НИЖЕ]

|S 59| Часть рассказов о них будет приведена в истории о Добун-Баяне и Алан-Гоа. Эти племена монголов состоят из двух отделов: монгол [мугул]-дарлекины и монгол [мугул]-нируны. Под монголами дарлекин имеются в виду монголы вообще, а под [монголами] нирун – те, которые происходят из непорочных чресел, т.е. из рода и чресел Алан-Гоа, предание о чем известно и распространено среди монголов.

Глава первая о тех, кого называют монгол-дарлекин. Они являются отраслями и племенами, ведущими свое происхождение от остатков монгольских племен нукуз и кият, некогда ушедших на Эргунэ-кун 767, [где] размножились. Были они [еще] до времени Добун-Баяна и Алан-Гоа.

Глава вторая о тех, которых называют монгол-нирун. Они – те племена, которые произошли из рода Алан-Гоа после кончины ее мужа, Добун-Баяна.

Алан-Гоа принадлежала к племени куралас, являющегося одной из отраслей монгол-дарлекинов. [Алан-Гоа], согласно мнению и утверждению монголов, после кончины [своего] мужа забеременела от луча света, и от нее появилось на свет три сына; и тех, кто принадлежит к роду этих сыновей, называют нирун. Значение [слова] нирун есть чресла. Указание на эти чистые чресла в том, что они [сыновья] произошли от [сверхъестественного] света.

Те племена, которые принадлежат к роду Алан-Гоа и ее сыновей, делятся на три части в следующем подразделении:

Первая – те, которые происходят из рода Алан-Гоа до шестого ее поколения, в котором был Кабул-хан. Всех этих людей из [числа] сыновей, племянников и их рода [уруг], независимо называют нирун. Точно также нирунами называют братьев Кабул-хана и их род.

Вторая – те, которых, хотя они нируны, но называют кият. Они суть колено [тайфэ], которое ведет свой род от шестого поколения Алан-Гоа, от рода Кабул-хана.

Третья – те, которых, хотя они происходят из племени нирун-кият и чистого рода Алан-Гоа и появились на свет от прямого ее [153] потомка в шестом [колене], Кабул-хана, называют кият-бурджигин. Их происхождение таково: они народились от внука Кабул-хана, Есугэй-бахадура, отца Чингиз-хана....

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html?fbclid=IwAR1XXkokUtV2j9rYJv9sznyF-LEX-zq2jOSS850s8ZmIsSalyfFziUK8Sv8
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 15.05.22, 20:51 +0000     предки в Месопотамии. н.э хулагуиды Ответить с цитатой

НАЯН-НАВА: БЕЛОЕ ПЯТНО ИСТОРИИ
NodberNodber

У хори-туматов ныне хори-бурят существует широко известная и уникальная песня «Наян-Нава» или «Най-Нава» и связанная с ней легенда, согласно которой появление этой древней песни связано с фактом их ухода из прекрасного края Наян-Нава, расположенного очень далеко, намного дальше Монголии, с мягким южным климатом, где растут виноградники и фрукты. Но тема Наян-Нава, по неизвестным автору причинам, отсутствует в бурятской историографии. В связи с этим, выдвигая свою версию о Ная(н)-Нава, автор делает попытку объяснить содержание и суть бурятских преданий в контексте и в согласии с логикой хода исторических событий в средние века.

Итак, что мы можем знать об этом сложном и интересном периоде, который стал «белым пятном» бурятской истории, охватывающим XIII-XVI вв.? Многое из прошлого монголов того времени легче проследить по имеющимся историческим хроникам других стран мира, таких как Иран, Ирак, Турция, Афганистан, Узбекистан, Индия, Китай и т.д. В историографиях этих стран имеется значительная информация о «монгольском периоде» их истории. Однако нужные нам сведения (написанные в основном по-персидски) разбросаны по многочисленным источникам по истории Ирана, Ирака, Афганистана, Северо-Западной Индии и т.д., и к тому же они еще полностью не собраны, не систематизированы и не изучены, часто они очень краткие и отрывочные.

Мы, видимо, недостаточно представляем, что наибольшая монгольская экспансия происходила именно в юго-западном направлении, где были наиболее развитые, богатые и культурные страны того времени, да и природно-кли­ма­тические условия благоприятствовали кругло­го­дич­ному пастбищному жизнеобеспечению как многочисленного конного войска с его скотоводческим тылом, так и для последовавших за ними многочис­ленных монгольских поселенцев. Определенную роль играла и поддержка монголов со стороны местных кочевых тюркских племен. Кочевые монгольские племена того времени, как известно, были орга­низованы как полностью конные, вооруженные и мобильные сообщества, соответствующие понятию народ-воин. Отсутствие же необходимых транспортных коммуникаций в средние века вынуждало правителей огромной империи для закрепления своих завоеваний переселять в далекие страны на поселение и колонизацию значительное количество монгольского населения, представленного теми или иными племенами.

Огромные масштабы переселения монголов на Юго-Запад подтверждает и то, что именно там осели и впоследствии ассимилировались среди новообразовавшихся народов (узбеков, казахов, хазарейцев, таджиков, азербайджанцев), а также туркмен, персов и других такие крупные коренные монгольские племена, как кереиты, барласы, найманы, хонгираты, джалаиры, аргуны, мангиты, хатаганы, бесуты, тайчжиуты, салжиуты и другие, перечисленные и в «Сокровенном сказании монголов», и в «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина и сыгравшие важную роль в истории Монгольского государства Чингисхана.

Также одним из ярких свидетельств крупномасштабности монгольской экспансии XIII в. в Юго-Западную Азию является ныне проживающий в центральных районах Афганистана и в Иране 2-миллионный народ хазарейцев, которые считают себя потомками монгольских военных поселенцев и сохранили предания об этом, а соседние народы (пуштуны-гильзан и др.). До сих пор называют их «монголы».

По хроникам персидского ученого Рашид-ад-дина знаем, что коренной юрт или фамильные владения чингисидов по бассейнам рек Онон и Керулен (современное Забайкалье и Северо-Восточная Монголия) - гол ун улус (гол - ось, стержень, основа - авт.) был передан, согласно обычаям, младшему сыну Чингисхана Толую. А сыновья Толуя - Мункэ-хан и Хулагу в середине ХШ в. снарядили крупную военную экспедицию из 30 тыс человек под командованием последнего для закрепления и колонизации завоеванных еще в 20-30-х гг.х Ирана, Багдада и Западной Азии. А войско, согласно «Ясе» Чингисхана, состояло из подразделений, представляющих собой отдельные племена и роды. Поэтому представляется довольно очевидным, что оно должно было включать в себя племена нынешнего Забайкалья - владения Толуя, а затем и Хулагу, где и обитали хоринцы. Вообще, это время в Центральной, Средней и Западной Азии характеризуется как эпоха великого переселения народов, а большинство монгольского населения в этот период передвинулось в южном и юго-западном направлениях, вслед за действующими армиями, по причине необходимости тылового обеспечения во время длительной военной экспансии.

Хулагу же на Юго-Западе создал «самовольно», в пику джучидам из Золотой Орды, улус ильханов Хулагуидов (1256-1353), признанный Хубилай-ханом только в 1261 г. и охватывающий территории от реки Инд в Индии до Средиземного и Черного морей на Западе, от Индийского океана на юге до Кавказского хребта и Аму-Дарьи на севере.

Покорение монголами Юго-Западной Азии сопровождалось не только неизбежными разрушениями в ходе военных действий, но и нередко носило освободительный характер. Например, если в Багдаде Хулагу-хан учинил всеобщую резню за сопротивление, исключив ущемленных в правах христиан и иудеев как своих потенциальных сторонников, то шиитское население Хиллы, наведя мост через реку Евфрат, вышло навстречу монгольскому войску и радовалось его приходу.

Исторические хроники свидетельствуют также о больших созидательных усилиях монголов по обустройству своего государства. Примечательно, что именно в улусе Хулагуидов созданы величайшие труды по средневековой истории монголов и Монголии.

После гибели в Гургане Туга Тумур-хана в 1353 г. империя Хулагуидов (Хулагидов) распалась на несколько самостоятельных государств во главе с потомками Чингисхана, важнейшим из которых было государство монгольской династии Джелаиридов, просуществовавшее до 1410 г. на западе Ирана и в Ираке, до захвата его Тимуром. Монгольские кочевья на территории улуса Хулагуидов были расположены в разных его частях, но при этом занимали обязательно такое стратегическое положение, чтобы одновременно быть недалеко и от границы страны, и от крупных административных центров. Это вытекало из необходимости контролировать огромную страну с преобладающим инородным населением. Из географических карт видно, что наиболее удобным районом для монгольских кочевий во всех отношениях (и по стратегическому положению, и по природно-климатическим условиям) была верхнемесопотамская провинция Наи-Нава (Наян-Нава) - предгорная возвышенность с хорошими и обширными пастбищами по берегам рек Тигр, Большой Заба и Малый Заба (в хоринских преданиях о Наи-Нава иногда упоминается и Заян-Заба).

Важность стратегического положения географической области Наи-Нава заключалась в том, что она находилась в узловом центре Монгольского государства Хулагуидов, недалеко от всех ее столиц, на стыке между Ираном, Ираком арабским, Сирией, Румом (большая часть нынешней Турции), Арменией и Азербайджаном, т.е. различных регионов единой тогда страны. Также здесь был передовой форпост в экспансионистских устремлениях Хулагуидов против Египетского султаната с Палестиной, заключивших военный союз с Золотой Ордой против улуса хулагуидов и крестоносцев.

Надо также иметь в виду, что основная экономическая, культурная и политическая жизнь улуса хулагуидов была сосредоточена в западной части его территории. После ухода хоринцев из Наи-Нава, вероятно, многие топонимы изменили свои названия, но всегда остаются неизменяющиеся названия, такие как сама географическая область «Наи-Нава». Потому и сейчас в этой провинции обнаруживаются немало топонимов, удивительно совпадающих и перекликающихся с упоминаемыми в бурятских преданиях, а также и другие названия монгольского корня, такие, как Чиган, Мандали, Бово-нур, Кара-булак, Барлут, Карату, Мангайш, Мала-кара, Дорбанд и т.д. У шоссе Мосул - Холмс стоит населенный пункт Аршан, у северных окраин современной провинции Наи-Нава протекает речка Кяхта, на берегу которой есть населенный пункт Кяхта. И все это на небольшой территории области Наи-Нава и в приграничных к ней местностях. Надо иметь в виду, что монголы нередко давали свои, монгольские названия местностям их обитания.

Из исторических хроник известно, что в XVI в. Верхняя Месопотамия (Наи-Нава) снова характеризуется как опустевшая, малолюдная область, какой оставалась и в первой половине XVII в. Даже расположенный значительно южнее город Багдад насчитывал в 1650 г. всего 15 тыс. жителей против 90 тыс. в 1401 г. и 250 тыс. перед взятием его монголами в феврале 1258 г. В связи с этим интересно отметить, что в хоринских преданиях говорится о том, как после их ухода из Наи-Нава край этот очень долго оставался незаселенным. Вероятно, информацию об этом хоринцы, находясь в Южной Монголии, могли получать через своих мусульманских соседей - уйгуров, дунган, монголоязычных дунсян (ширинголов), которые постоянно поддерживали религиозные связи (в т. ч. и паломнические) с Юго-Западной Азией.

Кочевые монгольские и тюркские феодалы обычно отличались своевольностью и часто были мятежными. Нередко организаторами мятежей являлись отдельные царевичи из правящих династий, не согласные с той или иной политикой. Но помимо всех тяжелых смут одно только неприятие угрозы ассимиляции, уже охватившей самые верхние слои монгольского общества этого региона, могло быть вполне достаточной причиной для ухода части их племен на историческую родину. Учитывая реальности и традиции того времени, а также нравы правителей монгольских династий, зачастую военным путем наводивших нужный им порядок и утверждавших свою власть, можно полагать, что хоринцы не могли, если бы и захотели, свободно сняться с насиженных мест и двинуться постепенно в Монголию.

Предположительно, это могло стать возможным: а) сразу после крушения улуса хулагуидов (во второй половине XIV вв. - после 1353 г.); б) в период, последовавший после разгрома династии Джелаиридов (на западе Ирана и в Месопотамии) Тимуром и тимуридами и смерти самого Тимура в 1405 г. в возрасте 69 лет, в самом начале его грандиозного похода на Китай (как известно, после его смерти начались феодальные смуты и кровавые междоусобицы среди потомков завоевателя, длившиеся 5 лет); в) в самом начале XVI в., в связи с окончательным крахом монгольских династий на территории бывшего улуса хулагуидов, с их исчезновением.

На взгляд автора, первый вариант представляется все же маловероятным, ибо после распада империи Хулагуидов на её месте сразу же образовались новые государства, во главе которых стояли чингисиды. Поэтому нам более вероятно, что уход предков хори-бурят из Наи-Нава мог произойти в начале XV в., или даже в самом начале XVI в. Если это, так, то, возможно, сначала они передвинулись или были переселены из Месопотамии на восток, в сторону Хоросана, откуда и ушли в Южную Монголию или Кукунор. Например, Д.Г. Дамдинов в своей книге «К истории изучения языка хори-бурят», пишет: «Буряты каким-то образом были связаны не только с киргизами, но и с другими среднеазиатскими народами. Как сообщает Т.И. Султанов, среди узбекских кочевых племен было племя «бурат», о чем упоминается в традиционных списках XVI в. По предположению Г.Д.Санжеева, эти буряты вместе с другими монгольскими группами оказались в Средней Азии еще в XIII-XIV вв. Возможно, то были хори-буряты, которые оттуда направились на восток до Внутренней Монголии».

Все вышеизложенное, а также фактологические данные, сохранив­шиеся в народной памяти в форме преданий и исторической песни «Наян-Нава», дают очень веское основание для рассмотрения версии о местонахождении «загадочной» родины многих (7-9) поколений бурят XIII-XV вв., в пределах территории улуса хулагуидов. Несомненно, пространственно-временные факторы должны были как-то сказаться на качестве сохранившейся в народной памяти информации. Дошедшие до нас сведения в силу большой давности, изменения идеологии и интересов новых поколений людей сглажены, скупы и носят обобщенный характер. Но несмотря на некоторые издержки, эти сохранившиеся в преданиях данные все же проясняют суть рассматриваемого нами вопроса.

Итак, во-первых, в преданиях сохранились названия края, где жили хоринцы в XIII-XV вв., - Наян-Нава (Наи-Нава), и местностей (топонимов) Бада Его, Заян-Заба, Аян Заяла. Из вышеизложенного видно, что совпадение названия географической области Наи-Нава с его топонимами, с названиями из преданий и песни не случайно. Именно здесь располагались кочевья монголов, в том числе хори, во времена улуса Хулагуидов (1256-1353), государства Джелаиридов (1340-1410) и даже Ак-Коюнлу (1468-1508). Далее, хори-буряты ставили семейную коновязь обязательно на юго-западной стороне от своего дома и этим указывали, согласно преданиям, юго-западное направление местоположения Наи-Нава. В преданиях обязательно подчеркивается очень большая отдаленность края Наи-Нава, указывается, что она расположена намного дальше Монголии.

В народных сказаниях фактически дана характеристика природно-климатическим условиям того региона, когда утверждается «отсутствие холодных снежных зим в том прекрасном крае с мягким климатом и вечнозеленой растительностью». А это важный ориентир для установления географического положения местности. География же нам удостоверяет, что в верхнемесопотамской провинции Наи-Нава средиземноморский климат континентального типа со средней температурой самого холодного месяца января +7 С° (г. Мосул).

В преданиях говорится о том, что в тех краях «бывало кони топтали своими копытами изюм», т.е. виноград; что днище конских копыт, бывало забито этим «узумом». Об этом же, например, пишет известный монгольский писатель, лауреат Государственной премии Монголии С.Эрдэнэ в своей книге «Встретимся в той жизни». Из географической науки известно, что традиционными районами виноградарства являются именно регионы Юго-Западной Азии, но никак не Восточной или Южной Азии. В народной памяти сохранились еще сведения о том, как двигавшиеся из далекого западного края Наи-Нава (по некоторым данным, под предводительством известного своим крутым нравом Лобо-нойона) хоринцы встретились на Юго-Западе Монголии - в стороне Алтайских гор - со своими сородичами.

Как видно, все вышеперечисленное указывает на территорию улуса хулагуидов - Монгольского государства XIII-XIV вв. в Юго-Западной Азии. Потому неудивительно, что до настоящего времени у бурят ещё сохранились отдельные слова в языке, элементы быта и культуры, родственные с некоторыми средневековыми традициями народов Среднего Востока, в первую очередь тюркоязычных и ираноязычных. Это является очевидным результатом длительных и близких контактов и взаимовлияния в историческом прошлом.

И, наконец, в преданиях в краткой форме описывается маршрут передвижения кочевников из Наи-Нава, где подчеркивается очень большая дальность и сложность пути, на котором им пришлось переправляться через большое количество крупных рек, преодолевать бесчисленное множество очень высоких горных хребтов, пройти огромную песчаную пустыню.

Люди, не изучавшие географию в школах, все же передали своим потомкам информацию, позволяющую определить маршрут их передвижения из Наи-Нава. Объективный анализ физико-географической карты убеждает в том, что вышеописанный маршрут мог быть только из Юго-Западной Азии, а все другие возможные варианты сразу отпадают, хотя бы потому, что при других допустимых маршрутах кочевникам никак не пришлось бы преодолевать вышеперечисленные трудности маршрута.

Таким образом, не вдаваясь во многие подробности, можно достаточно смело констатировать, что на пути из Наи-Нава хоринцам пришлось преодолеть Памиро-Тяньшаньское нагорье и выйти к великой песчаной пустыне Такла-Макан.

Во второй половине XVI в., ко времени выдачи замуж княжны Бальжин-хатун (примерно в 1580 г.) за Дай-хун-тайжи, сына солонгутского Бубэй-Бэйлэ-батора, хоринцы кочевали на землях Тумэта и Ордоса, по берегам северной излучины Желтой реки (Хуанхэ), чуть западнее столицы тогдашней Монголии города Xyx-Xoто.

Сохранение в самых широких слоях народных масс разных подробностей, касающихся Наи-Нава и ухода оттуда предков хори-бурят, а также более-менее относительная свежесть их, в т.ч. песни, показывает, что событие это не могло быть очень сильно отдаленным по времени. Сравнение степени сохранности устной народной информации о Наи-Нава и такой же устной народной информации о событиях 300-400-летней давности позволяет предполагать, что прибытие хоринцев в Южную Монголию или Куконор из Наи-Haва могло быть приблизительно 500-600 лет назад, не далее. Более отдаленные события в народной памяти (тем более с подробностями), как известно, в устной форме не сохраняются.

Э.Д. Чагдурова, А.Д. Очиров

(Россия, БГУ, г. Улан-Удэ)

https://cont.ws/@nodber/159480

Отметим, что эта древняя песня буряадского народа, которой свыше 1200 лет, по некоторым данным ей около 1500 лет! Сподвигла нас народных исследователей СБН, на это удивительное исследование наших протопредков ! Простой счёт годов, никаким образом не подходит ко времени чингизидов, оно оказалось гораздо раньше, это нас сильно удивило и направило изучить местность описанной в тексте песни и древних преданий - древнюю Месопотамию, дальше больше, мы обнаружили много монгольских корней и слов, в древних названиях поселений, местностей, речушек, и т.д. по всей Месопотамии и малой Азии, это постепенно привело нас в др. Египет, к протомонголам, гиксос (русс. яз. ист. лит.) - ХЕЙХАН ХАССУД ХУГСОС - ХОРОШИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ С ЩИТАМИ!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 04.08.22, 23:07 +0000     соц сеть фейсбук, предки Ответить с цитатой



Любовь Баирова - Шагжиева.

Кочевники Великой степи добавил(-а) новое фото в альбом «Монеты и ювелирное искусство Великой Степи».

Золотая корона Хунну

Сокол издавна является символом кочевой государственности. Одним из свидетельств является золотая корона с соколом и инкрустацией бирюзой на вершине из гробницы хуннского аристократа, раскопанной в 1972 году в Ар-Цайдаме, провинция Хангин, Внутренняя Монголия.
В верхней части короны симметрично вырезаны изображения волка, держащего архара на круглом золотом шаре с узором. Вверху изображён сокол с распростёртыми крыльями. Шея сокола сделана из аметиста, а его шея украшена жемчужным ожерельем из золота.
В настоящее время хранится в музее Хөх Хот.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 04.08.22, 23:14 +0000     нар. исследоват. артефакты, др. цивилизация, древние азиаты Ответить с цитатой





Любовь Баирова-Шагжиева

Идеографическая (универсальная, международная) письменность хунну. Я расшифровала знаки с помощью уже расшифрованных и научно признанных интерпретаций знаков, где не нашла соответствий, там пустое место. Знаки на золотой табличке в гробнице шаньюя, Ноин Ула, Монголия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 04.08.22, 23:22 +0000     цитата, из науч. сборника Сибирского отделения РАН Ответить с цитатой

напоминаем

ЭТО НАУЧНЫЙ ФАКТ! ПРОТОМОНГОЛЫ - ХУННУ, ЭТО НАШИ ПРЕДКИ!

Правительство Республики Бурятия.
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии
Сибирского отделения Российской академии наук.

БАРГУТЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Сборник научных статей
Улан -Удэ
2016 г

УД К 94 (510)
Б Б К 63. 3
Б 24

Утверждено к печати Ученым Советом
Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.
Ответственный редактор
чл.-к. РАН, д.и.н. Б.В. Базаров

цитата: Таким образом, в китайских исторических текстах имеются свидетельства о том, что в III тысячелетии до н.э. в государстве, созданном в междуречье Тигра и Евфрата, проживала женщина по имени Хун-баба из племени Хунну. Как считает китайский ученый Ш. Дуншиг, этноним происходит от названия лебеди, а также он утверждает, что « барга, которые расселились от малой Азии до Сыри, поклонялись культу Хун-баба ». Предположительно в 2400 г. до н.э. хуннские племена переселились на остров Крит.
В древних текстах о баргу-бурятах имеются сведения, что там они проживали вплоть до XV в. до н. э. При исследовании данных материалов монгольский исследователь Л. Тудэв указывал в одной из работ, что баргуты проживали возле Ледовитого океана и после того, как ось земного шара отклонилась на 23 градуса, они переселились южнее. Также он указывал, что название баргутов встречалось в греческой, римской истории, упоминается у Геродота и Гомера, в киргизском «Манасе», в исторических текстах государств Вэй, Суй, Тан, и оставило многочисленные следы в истории двух континентов - Азии и Европы.
стр. 48, всего(209-210)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 04.08.22, 23:48 +0000     ясное подтверждение, народ. исслед-ю предков и протопредков Ответить с цитатой

мы этого ожидали! Потихоньку начали поступать, пока робкие подтверждения от учёных, к нашему открытому народному исследованию своих предков и протопредков.






наш Фейсбук, учёный археолог Олег Марков.

Oleg Markov. Новости археологии, антропологии, истории. Russian archaeology news

Ученые: ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ ТУРЕЦКИХ ХРАМОВ МОГЛИ ОСНОВАТЬ ВЫХОДЦЫ С БАЙКАЛА.

Турция, СФО, 29.06.22 (ИА «Телеинформ»), - На семинаре «Прототюрки, несущие культуру миру»

в Стамбуле профессор Семих Гюнери рассказал, что согласно данным, полученным из научных центров Сибири, он предполагает, что знаменитый древний храм Гебекли-Тепе был основан выходцами из азиатской части современной России.

Доказательством, по его мнению, служат схожие методики изготовления каменных орудий, сообщает Planet Today со ссылкой на портал Arkeonews.
– Мы обнаружили продукты технологии копирования микролезвий, придуманной древними народами Северной Азии 30 тысячелетий назад, в районе гор Загроса. После чего эта техника была перенесена в культуру Гебекли-Тепе. Связь высокой культуры Гебекли-Тепе с носителями сибирской технологии изготовления микролезвий уже доказана. Результаты генетического анализа населения региона Загрос подтвердили наличие здесь следов выходцев из Сибири, которые достигли Загроса через Центральноазиатский горный коридор и ассимилировались с культурой Гебекли-Тепе на севере Ирака, – добавил профессор Гюнери.
Ученый рассказал, что исследования проводились в районе Байкала три года назад – как в полевых условиях, так и в лабораторных. Микролезвия, которые изучались, представляют собой крошечные резцы размером от 2 до 5 мм. Это инструменты, используемые при самых тонких работах, закрепленные на рукоятках из кости. Пока не удалось выяснить, происходила ли миграция технологии посредством миграции ее носителей, или же орудия труда перевозились торговцами. Однако у ученых есть генетические доказательства того, что сибирские народы достигали территории Загроса.
Ранее Телеинформ сообщал, что нейросеть помогла в реконструкции черепа древнего человека – предположительно, это шаман, который жил 10 тысяч лет назад. А до этого в Якутии было обнаружено уникальное шаманское захоронение. До этого на Алтае нашли необычный артефакт – «Хищный оленеверблюд» из золота, а также ученые определили биологический возраст мумии скифской девочки, найденной в Сибири. В прошлом году в Сибири возобновили исследования самого загадочного археологического объекта России, а в 2020 году археологи ИГУ при раскопках на месте будущей дороги в Усольском районе обнаружили больше тысячи древних артефактов. Кроме того, в Китае палеогенетики исследовали руины средневекового города Шанду, основанного внуком Чингисхана, и нашли в некрополе останки людей, генетически близких жителям Европы, Южной Сибири, Монголии и Казахстана.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2959
СообщениеДобавлено: 08.08.22, 04:14 +0000     на берегу Байкала, вскрыт древний тайник Ответить с цитатой

вот курьёзный случай, прямо в нашу тему)


Спрятали самое ценное: прохожий нашел на берегу Байкала 2500-летний тайник

Находка относится к культуре плиточных могил, о которой науке известно немного.



Фото «Археология, этнография и антропология Евразии»

На берегу Малого моря Байкала найдены уникальные орудия труда — два металлических кельта, отлитые из чистой меди и украшенные орнаментом. По мнению археологов, они были очень ценны для их хозяина: орудия обнаружили под прямоугольным камнем на побережье. Изучение места показало, что это, вероятно, был тайник.

Небольшие клиновидные кельты разных размеров: один в длину 7,5 см и весом около 300 граммов, второй — 5,5 см и весит меньше 100 граммов.

Орудия литые, изготовлены в разъемных двухстворчатых формах, украшены рельефным орнаментом. Они использовались в качестве топоров и плотницких инструментов — тесел.

Подобные делали в скифо-тагарское время — это VIII–III столетия до нашей эры. Тогда в Прибайкалье жили люди «культуры плиточных могил» из-за характерной формы захоронений: вокруг них ставили ограды из четырех вертикально стоящих плит.

Помимо этих следов, древние племена оставили жертвенники, наскальные рисунки, клады, оленные камни (массивные отесанные плиты с изображением оленя). Среди всех памятников культуры не раз находили каменные орудия, были и несколько похожих кельтов, но из бронзы.

Новые артефакты, как показал рентгеноспектральный анализ, из чистой меди, что делает их уникальными. На данный момент полных аналогов не обнаружено. Рядом с кельтами на берегу не нашли никаких разрушенных погребений или следов поселения. Вероятно, из-за дефицита такого сырья, как металл, орудия были настоящей ценностью. Эти топоры древнего мастера были спрятаны в тайник под массивным камнем.

О культуре плиточных могил известно меньше, чем о других — многие погребения были разрушены задолго до нашего времени. Предполагают, что это были монгольские кочевники, которые принесли в Предбайкалье свои железные орудия труда и скотоводство.

Исследование опубликовано в журнале «Археология, этнография и антропология Евразии».

далее будем искать и выкладывать, всё по таинственным "кельтам"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Буузын зугаа Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 102, 103, 104, 105, 106, ...112, 113, 114, 115, 116  След.
Страница 104 из 116

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
burweb - бурятские книги




Рейтинг@Mail.ru